Просмотр по

Автоматизация твёрдого звука «Л»

Автоматизация твёрдого звука «Л»

Речевой материал для самостоятельной работы по автоматизации твёрдого звука «Л» в слогах, в словах, в чистоговорках и в предложениях. От простого к сложному.

Автоматизация звука «Л» в слогах

Произносим слоги, следим за правильным произношением твёрдого звука «Л».

Задание 1

  • Ла — ла — ла, Ла — ла — ла.
  • Ло — ло — ло, Ло — ло — ло.
  • Лу — лу — лу, Лу — лу — лу.
  • Лы — лы — лы, Лы — лы — лы.

Задание 2

  • Ла — ло — лу — лы, Ла — ло — лу — лы.
  • Ло — лу — ла — лы, Ло — лу — ла — лы.
  • Ла — лы — лу — ло, Ла — лы — лу — ло.
  • Лу — ла — лы — ло, Лу — ла — лы — ло.

Задание 3

  • Ал — ал — ал, Ал — ал — ал.
  • Ол — ол — ол, Ол — ол — ол.
  • Ул — ул — ул, Ул — ул — ул.
  • Ыл — ыл — ыл, Ыл — ыл — ыл.

Задание 4

  • Ил — ил — ил, Ил — ил — ил.
  • Ел — ел — ел, Ел — ел — ел.
  • Ял — ял — ял, Ял — ял — ял.
  • Юл — юл — юл, Юл — юл — юл.

Задание 5

  • Ал — ол — ул — ыл, Ал — ол — ул — ыл.
  • Ил — ел — ял — юл, Ил — ел — ял — юл.
  • Ул — ил — юл — ал, Ул — ил — юл — ал.
  • Ол — ыл — ел — ял, Ол — ыл — ел — ял.

Автоматизация звука «Л» в словах

Произносим слова, следим за правильным произношением твёрдого звука «Л».

Задание 1

  • Лаз, лак, ла́па, юла́, зола́, вела́, дела́, мала́, пила́, ла́вка, ла́мпа, кула́к, кала́ч, сала́т, хала́т, скала́, водола́з, пала́тка, була́вка, ла́сточка, ла́ндыш.
  • Ми́ла, жила́, пе́ла, мы́ла, ду́ла, бе́гала, ви́дела, оби́дела, оде́ла, шко́ла, лапша́, ела, лави́на, писа́ла, чита́ла, кида́ла, носи́ла, води́ла, вози́ла.

Задание 2

  • Бал, вал, дал, жал, зал, мал, га́лка, па́лка, ска́лка, фиа́лка, спал, упа́л, уста́л, бока́л, кана́л, копа́л, писа́л, пена́л, обва́л, вокза́л, стуча́л, мета́лл, га́лстук.
  • Алма́з, алфави́т, халва́, ма́ршал, шалфе́й, балко́н, вы́дал, вы́пал, па́дал, ка́пал, сы́пал, то́пал, щу́пал, вы́гнал.

Задание 3

  • Лоб, лом, лось, ло́дка, ло́жка, ло́коть, ло́шадь, чуло́к, боло́то, калоши, коло́дец, Воло́дя, голо́дный, холо́дный, поло́мка.
  • Вол, гол, кол, пол, стол, долг, волк, холм, до́лго, по́лка, по́лный, мо́лния, по́лдень, уко́л, чехо́л, щего́л, футбо́л.

Задание 4

  • Лук, луч, лу́жа, Луша, лу́нка, юлу́, золу́, пилу́, тулу́п, белу́га, шалу́н, лу́ковица, луна́, лужо́к, лужа́йка, луко́шко, го́лубь, жёлудь, па́луба, голубцы́, получа́ть.
  • Гул, дул, стул, ау́л, бу́лка, гу́лко, поду́л, обу́лся, зевну́л, тянул, усну́л, шепну́л, качну́л, ущипну́л, вы́нул, ки́нул, су́нул, вы́гнул, ду́нул, сту́кнул, му́скул, чулки́, вулка́н.

Задание 5

  • Лы́ко, лы́жи, волы́, столы́, малы́ш, полы́нь, улы́бка, лы́жник, булы́жник, ви́лы, а́лый, бе́лый, вя́лый, ми́лый, це́лый, сме́лый, спе́лый, уны́лый, пчёлы, бока́лы, кана́лы, пена́лы, обва́лы.
  • Ныл, был, выл, мыл, мы́лся, забы́л, завы́л, пы́лкий, буты́лка, вокза́лы, кани́кулы, малыши́, полыха́ет.

Задание 6

  • Мял, снял, взял, пая́л, уня́л, стоя́л, гоня́л, завя́л, за́нял, меня́л, по́нял, подня́л, боя́лся, смея́лся, ел, мел, пел, сел, оде́л, уме́л, гуде́л, висе́л, успе́л, хоте́л, сиде́л, шипе́л, шуме́л, свисте́л, бе́лка, ме́лко.
  • Ве́ял, се́ял, та́ял, ве́ялка, се́ялка, у́зел, ви́дел, вы́вел, вы́шел, оби́дел, ненави́дел, Па́вел, дя́тел, пе́пел.

Задание 7

  • Бил, Нил, пои́л, Михаи́л, заби́л, води́л, вози́л, коси́л, купи́л, носи́л, учи́л, сади́л, гости́л, тащи́л, ви́лка, жи́лка, пи́лка, пои́лка, коси́лка, носи́лки, вы́учил, вы́бил, вы́пил, вы́садил, вы́тащил, вы́пустил, вы́скочил.
  • Вёл, шёл, шёлк, ёлка, тёлка, чёлка, пчёлка, осёл, козёл, котёл, новосёл, щёлкать, метёлка, ве́ял, се́ял, та́ял, ве́ялка, се́ялка, у́зел, ви́дел, вы́вел, вы́шел, оби́дел, ненави́дел, Па́вел, дя́тел, пе́пел.

Задание 8

  • Благодари́ть, глаза́, гла́дкий, сожгла́, злак, Кла́ва, класс, кладова́я, пла́мя, пла́вать, пласти́нка, пластма́сса, запла́тка, плато́к, Сла́ва, сла́дкий, сла́бый, сла́зить, вы́слать, флаг, флако́н, шла, вы́шла.
  • Блок, гло́бус, клок, плот, пло́мба, пло́щадь, слон, весло́, сло́во, сло́жный, флот, хло́пать, хло́пок, блу́зка, каблу́к, глу́пый, клуб, клу́мба, клубо́к, клубни́ка, плуг, слух, слу́шать, слу́чай, служи́ть, заслу́га, глы́бы, клыки́, плыть, слы́шать, котлы́, хлыст.

Автоматизация звука «Л» в чистоговорках

Произносим чистоговорки, следим за правильным произношением твёрдого звука «Л».

Задание 1

  • Ла-ла-ла, ла-ла-ла — ла́мпа и пила́.
  • Ла-ла-ла, ла-ла-ла — ла́вка и юла́.
  • Ла-ла-ла, ла-ла-ла — ла́ндыш и пчела́.
  • Ла-ла-ла, ла-ла-ла — кру́жится юла́.

Задание 2

  • Ла-ла-ла, ла-ла-ла — ла́па и смола́.
  • Ла-ла-ла, ла-ла-ла — вот маши́на и юла́.
  • Ла-ла-ла, ла-ла-ла — ла́ма и скала́.
  • Ла-ла-ла, ла-ла-ла — вот пила́, вот юла́.

Задание 3

  • Лы-лы-лы, лы-лы-лы — ви́лы и голы́.
  • Лы-лы-лы, лы-лы-лы — шпа́лы и полы́.
  • Лы-лы-лы, лы-лы-лы — вот и нет пилы́.
  • Ло-ло-ло, ло-ло-ло — ло́жка и стекло́.

Задание 4

  • Ло-ло-ло, ло-ло-ло — ло́шадь и седло́.
  • Ло-ло-ло, ло-ло-ло — на у́лице тепло́.
  • Лой-лой-лой, лой-лой-лой — пи́лим мы пило́й.
  • Лой-лой-лой, лой-лой-лой — я люблю́ игра́ть с юло́й.

Задание 5

  • Лу-лу-лу, лу-лу-лу — слома́ли пилу́.
  • Лу-лу-лу, лу-лу-лу — купи́ли но́вую пилу́.
  • Лу-лу-лу, лу-лу-лу — точи́л То́ля пилу́.
  • Лу-лу-лу, лу-лу-лу — стол стои́т в углу́.

Автоматизация звука «Л» в предложениях

Произносим предложения, следим за правильным произношением твёрдого звука «Л».

Задание 1

  • Ми́ла ви́дела слона́. Сла́ва идёт в кладову́ю за вёслами. В глубо́ком коло́дце вода́ холо́дная. В ла́вке спе́лые и сла́дкие я́блоки. Воло́дя — сме́лый плове́ц и не бои́тся глубины́. Кла́ва наде́ла на го́лову бе́лый плато́к.
  • Ми́ла ела сала́т. Луша взяла́ лопа́тку. Ла́сточка свила́ гнездо́. Ма́ма сде́лала моло́чную лапшу́. Ми́ла вы́мыла ладо́ни, причеса́ла во́лосы. О́коло пала́ток лопухи́ и полы́нь. Наступи́ла зима́. Гото́вь лы́жи и сала́зки. Луша поло́ла лук и свёклу.

Задание 2

  • Дя́тел долби́л кору́ и иска́л жуко́в. На ёлке Па́вел уви́дел бе́лку. Михаи́л игра́л в футбо́л и заби́л в воро́та гол. Дя́дя Нил повяза́л га́лстук и вы́шел. Оте́ц пое́хал на вокза́л.
  • Дя́дя Михаи́л коня́ напои́л. Де́душка Нил пойма́л рой пчёл. Па́вел пойма́л га́лку. Брат уе́хал на футбо́л. Во́ва поста́вил буты́лку на по́лку. Па́па купи́л ёлку. Стул упа́л на пол, и я испуга́лся.

Задание 3

  • А́лла ела я́блоко. Луша мы́ла пол. Сла́ва пил молоко́. Луша чи́стила лук. Воло́дя стал пило́том. У ла́йки — бе́лые ла́пки. У бе́лки — тёплое дупло́. У Ми́лы — голубо́е пла́тье. По волна́м плывёт плот.
  • Ми́ла поста́вила ла́мпу на стол. Кла́ва покупа́ла молоко́ и свёклу. Ло́ла полива́ла фло́ксы на клу́мбе. Сла́ва пла́вал на плоту́ по Во́лге. У Воло́ди — и́волга из пластили́на.

Задание 4

  • В голубо́м не́бе плыву́т бе́лые облака́. А́лла дала́ Воло́де пилу́ и молото́к. Клубо́к упа́л со сту́ла на пол. Влад плыл на ло́дке по волна́м. Луша наде́ла на го́лову бе́лый плато́к. Ми́ла и Воло́дя плыву́т в ло́дке.
  • Волше́бница помогла́ Зо́лушке пое́хать на бал. На балу́ Зо́лушка смея́лась и танцева́ла. В чула́не на по́лке стоя́л бока́л. А́лла купи́ла алычу́, а Воло́дя — клубни́ку. Ла́сточка, и́волга, солове́й и га́лка — пти́цы.

 

Речевой материал для автоматизации звука [Л].
Карточка 1
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Спой песню большого Самолета: ллллллллл……..
3. «Хлопни в ладоши, если услышишь звук [л]»:
Г, л, з, л, в; ла, мА, ва, му, лу, ал, ол, ум, ип; ласка, лак, пила, кот, стол, дом.
4. Повтори слоги, слова:
Ал-ал-ал бал, вал, мал
Ол-ол-ол пол, зол, мол
Ул-ул-ул пул, зул, мул
Ыл-ыл-ыл был, выл, мыл
Стул, Павел, забыл, пенал.
5. Повтори чистоговорки:
Ал-ал-ал – пенал на пол упал
Ол-ол-ол – пенал упал на пол
Ул-ул-ул – пенал упал на стул
Ыл-ыл-ыл – я пенал забыл
6. Проговаривай скороговорки:
 У елки иголки колки.
 Иголка, иголка, ты остра и колка.
Карточка 2
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Спой песню большого Самолета: ллллллллл……..
3. Запомни и повтори чистоговорки:
Ал-ал-ал – Павел днем не спал
Ол-ол-ол – Павел видел футбол
Ул-ул-ул – Павел сел на стул
Ыл-ыл-ыл – у нас суп остыл
4. Проговаривай слова:
Пал – палка бутылка, фиалка
Гал – галка косилка, носилка
Вил – вилка солдат, сеялка
Булл – булка
5. «Угадай слово, произнесённое по звукам»
Д, о, м п, о, л л, а, к с, о, к
Карточка 3
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Спой песню большого Самолета: ллллллллл……..
3. Проговаривай слоги:
Ла-ла-ла ал-ал
Ло-ло-ло ол-ол
Лу-лу-лу ул-ул
Лы-лы-лы ыл-ыл
4. Проговаривай слова:
Укол, бокал, дятел, вокзал, козел, футбол, пенал, стул, белка, балка, молния.
5. Отгадай загадку и выучи её:
Белое одеяло землю укрывало,
Солнце напекло, одеяло потекло.
(снег)
6. «Угадай слово»
С, о, м ш, у, м к, о, т р, о, т у, ш, и
Карточка 4
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Спой песню большого Самолета: ллллллллл……..
3. Проговаривай слоги и слова:
Ла-ла-ла – лапа, лампа, лапша
Ло-ло-ло – лось, лом, локоть, лошадь
Лу-лу-лу – лук, лупа, луна, голубь
Лы-лы-лы – лыко, лыжи, волы, столы, вилы
4. «Считай до 7-ти» (ложка, стол)
Образец: одна ложка, две ложки, три ложки и т.д.
5. Выучи стихотворение.
Всё бело, бело, бело.
Много снегу намело.
Вот весёлые деньки –
Все на лыжи и коньки!
Карточка 5
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Спой песню большого Самолета: ллллллллл……..
3. Проговаривай слоги:
Ал-ол-ул-ыл ла-ло-лу-лы
Ол-ул-ыл-ал ло-лу-лы-ла
Ул-ыл-ал-ол лу-лы-ла-ло
Ыл-ал-ол-ул лы-ла-ло-лу
4. Проговаривай слова:
Акула, пила, халат, вилы, одеяло, калоши, лупа, малыш, лукошко, шалун,
тулуп.
5. Выучи стихотворение.
Белый снег, белый мел
Белый заяц тоже бел,
А вот белка не бела,
Белой белка не была.
7. «Отгадай слово»
Л, у, к ю, л, а п, о, л п, и, л, а л, у, н, а
Карточка 6
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Повтори слоги со стечением согласных:
Кла-кло-клу-клы
Акл-окл-укл-ыкл
Лка-лко-лку-лкы
Алк-олк-улк-ылк
3. Проговаривай слова:
Клава, класс, кладовка, клок, клуб, клубок, клумба, клубника, клык, свекла,
Клаша, клуша, Глаша.
4. Выучи стихотворение.
Клава, Клава, глянь в окно,
Сколько снегу намело,
И в саду, и в лесу:
Сосны, ёлки – всё в снегу.
5. Игра «Изменяй по образцу»:
Класть лук на полку
Образец:
Я кладу лук на полку Он………………….
Мы…………………. Она…………………
Ты………………….. Они………………..
Карточка 7
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Спой песню большого Самолета: ллллллллл……..
3. Проговаривай слоги со стечением согласных:
Сла-сло-слу-слы
Лса-лсо-лсу-лсы
Асл-осл-усл-ысл
Алс-олс-улс-ылс
4.Проговаривай слова:
Слон, слоненок, слонята, слониха, слоник, слоновый;
Слоги, слова, весло, слух, слушать, слышать,
Слава, сладкий, сладости, послы, узлы.
5. «Считай до 7-ти» (слон, слониха, слоник)
Образец: один слон, два слона, три слона и т.д.
6. Выучи двустишия:
 Слоны умны, слоны сильны,
Слоны спокойны, веселы.
 Головой кивает слон –
Он слонихе шлет поклон.
Карточка 8
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Проговаривай слоги и слова:
Гла-гло-глу-глы
Пла-пло-плу-плы
АПЛ-опл-упл-ыпл
Платье, платок, плакат, пластилин, плов, плохо, пломба, каблук, флаг,
флакон, глаза, гладкий, гладить, глупый, глубокий.
3. выучи стихотворение:
Бегал заяц по болоту,
Он искал себе работу.
А работы не нашел.
Сам заплакал и пошел.
4. Повтори предложения и ответь на вопросы целым предложением.
Мила долго мыла полы. (Что делала Мила?)
У Милы платье в полоску. (У кого платье в полоску?)
На лошадь надели седло. (что надели на лошадь?)
Лада складывала ягоды в лукошко. (Во что складывала Лада ягоды?)
Мила глядела на букашек. (На кого глядела Мила?)
Карточка 9
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Проговаривай слоги:
Шла-шло-шлу-шлы
Ашл-ошл-ушл-ышл
Лша-лшо-лшу-лши
Алш-олш-улш-ылш
3. Проговаривай слова:
Шла, вышла, вошла, зашла, подошла, отошла, обошла, нашла, шланг,
шлагбаум.
4. Проговорить скороговорку:
Шла Клава по шоссе и нашла булавку.
5. Выучить стихотворение:
От села и до села
Песенка ходила,
Никого не подняла и не разбудила.
Заходила к белке,
Забежала к волку,
Завернула к зайке,
Заглянула в щелку.
Карточка 10
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Проговаривай чистоговорки:
Ла-ла-ла – лопата и пила
Ло-ло-ло – у меня весло
Лу-лу-лу – я купил пилу
Лы-лы-лы – новые столы
Ал-ал-ал – темный подвал
Ол-ол-ол — я помыл пол
Ул-ул-ул- удобный стул
3. «Закончи слово звуком [л]»
Сто… ба… да…
Сту… вы… за…
Уко… го… ма…
По… ко… жи…
Карточка 11
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Проговаривай чистоговорки:
Ал-ал-ал – я еще мал
Ол-ол-ол – я забил гол
Ул-ул-ул – не ломай стул
Ил-ил-ил – я кубик сложил
Ел-ел-ел – у Лады мел
3. «Подбери слово в рифму»
 Не послушал зайка папу
Отдавили зайке …….(лапу).
 Под соснами, под елками
Лежит мешок с ………(иголками).
 А возле этой елки
Бродили злые …….(волки).
 Елка, елка, елочка,
Колкая ……..(иголочка).
4. Проговаривай скороговорку:
Спелое яблоко со стола упало, со стола упало
И мне в рот попало.
Карточка 12
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Повторяй чистоговорки:
Ла-ла-ла – вот дела!
Лы-лы-лы – мой полы!
Лу-лу-лу – на полу
Ло-ло-ло – мне тепло
Ал-ал-ал – слишком мал
Ол-ол-ол – вымой пол!
Ул-ул-ул сел на стул
Ил-ил-ил – воду носил
3. Проговаривай слова:
Гладкий, кладовая, пламя, пластинка, заплатка, Слава, сладкий, глобус, плот,
хлопок, хлопать, хлопотать.
4. «Послушай и исправь ошибку»
 Голубь ловил Павла.
 Стул сел на Михаила.
 Кукла унесла в чулан собаку.
 Полка поставила бутылку на Володю.
5. Игра «Изменяй по образцу»:
Долго мыть полы
Образец: Я долго мыл полы Он………………….
Мы…………………. Она…………………
Ты………………….. Они………………..
Карточка 13
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Проговаривай слоги, слова:
Ал-ал – мал ла-ла — лапа
Ол-ол – гол ло-ло — лом
Ул-ул – стул лу-лу — лупа
Ыл-ыл – был лы-лы – лыжи
Палуба, булыжник, спелый, смелый, пчелы, каникулы, глыба, малыши,
чулки, вулкан, бутылка, шалфей,
3. Проговаривай предложения:
Лада взяла вилку.
Володю смешил клоун.
Клава сломала каблук.
4. «Отгадай слово»
Н, о, г, а О, с, а н, о, с р, о, т в, а, т, а
Карточка 14
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Повтори цепочку слогов и слов:
дла-дло-длу-длы
лда-лдо-лду-лды
бал-был-выл какой последний
вол-гол-зол звук у всех слов
дал-жал-зал
3. «Закончи слова слогом:
ЛА ЛЫ
Пи… сто…
Ска… ска…
МА… шко…
4. Проговаривай скороговорку:
Маланья-болтунья молоко болтала, болтала
Да не выболтала.
5. «Исправь ошибку»
 Жук долбил кору и искал дятла.
 Гол играл в футбол и забил Володю в ворота.
 Велосипед сел на Михаила и поехал на футбол.
Карточка 15
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Проговаривай слова:
Лавка, ладно, зола, смола, логово, локоть, дупло, голубка, желудок, тулуп,
лавина, Мила, Лада, лапша, золушка, бокалы, шакалы, пухлый, смелый,
спелый.
3. Проговаривай предложения:
Клава надела голубое платье.
Павел долго копал канаву.
Лампу поставили на стол.
На лугу паслась молодая коза.
Лук сложили на полку в чулане.
4. Выучить скороговорку:
Клава клала лук на полку,
Кликнула к себе Николку.
5. «Отгадай слово»
Л, у, к л, у, ж, а п, и, л, а л, ы, ж, и
Карточка 16
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Повторяй и различай:
Пла-пла-бла
Бло-бло-пло
Плу-блу-плу
3. Запомни и повтори цепочку слов:
Блузка-хлопушка-глазки
Флакон-колокол-колонка
Тулуп-алмаз-салфетка
Болтун-болтать-волна
Волнение-долгота-иволга
4. Проговаривай предложения:
Павел достал пенал.
Дятел долбил ствол елки.
На елке сидит галка.
Михаил бежал, поскользнулся и упал.
5. «Какой первый звук в словах»
Аня, Ася, Алла, аист, арбуз.
Карточка 17
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Повторить слоги:
кла-кла-гла
гло-кло-гло
клы-глы-клы
3. Запомни и повтори цепочку слов:
Колдун-куколка-полковник
Блокнот-блошка-глобус
Плотник-плошка-площадь
Злой-злобный-плоский
4. Выучить скороговорку:
Мама Милу с мылом мыла.
Мила мыло не любила.
5. «Какой первый звук в словах»
Оля, осы, обруч, овощи, окна.
Карточка 18
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Повторяй слоги и различай:
Сло-сло-шло
Жлу-жлу-злу
Дло-тло-дло
Тлтлы-длы
3. Проговаривай предложения:
Кот лакал молоко из плошки.
Малыш упал и заплакал.
У Славы есть оловянный солдатик.
Плот плыл по воде.
Слава пил сливовый сок.
4. Запомни и повтори цепочку слов:
Циклон-число-шаблон
Повидло-поклон-стекло
Изложение-обложка-облом
Слой-слойка-слон
5. Игра «Изменяй по образцу»:
Есть салат из свеклы
Образец:
Я ел салат из свеклы Он………………….
Мы…………………. Она…………………
Ты………………….. Они………………..
Карточка 19
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Проговаривай чистоговорки:
Ал-ал-ал – у нас будет бал
Ол-ол-ол – в зале надо вымыть пол
Ол-ол-ол – в зал поставили мы стол
Ул-ул-ул – у стола поставим стул
Ал-ал-ал – вот заходят гости в зал
Ал-ал-ал – Лёня упустил бокал
Лу-лу-лу – лежат осколки на полу
Лы-лы-лы – надо подмести полы
Ал-ал-ал – ах, какой веселый бал!
3. «Считай до 7-ти»
(белка, вилка)
4. Игра «Изменяй по образцу»:
Пить холодное молоко из бокала
Образец:
Я пью холодное молоко из бокала
Мы…………………. Он………………….
Ты ………………… Она…………………..
Вы………………… Они………………….
5. «Определи начальный звук в словах»
Утка, улица, ухо, ужин, удочка
Карточка 20
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Запомни и повтори цепочку слов:
Забил-водил-косил
Купил-учил-носил
Глаза-сожгла-злак
Пластинка-заплатка-платок
3. Повтори предложения и ответь на вопросы:
Володя копает клумбу лопатой. (Чем копает клумбу Володя?
Володя и Слава плывут на лодке. (Кто плывет на лодке?)
Клава мыла ладони с мылом. (С чем мыла Клава ладони?)
На елке Павел увидел белку. (Кого на елке увидел Павел?)
4. Выучить скороговорку:
Мила искала иголку,
Иголка упала под елку.
Не найти под елкой
Колкую иголку.
5. «Определи последний гласный в словах»
Окно, дупло, стекло, мыло, ведро.
Карточка 21
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Отгадай загадки:
 В сосне дупло, в дупле тепло
А кто в дупле живет в тепле? (белка)
 Все время стучит, деревья долбит.
Но их он не калечит, а только лечит. (дятел)
 Сама не ем, а всех кормлю. (ложка)
3. Выучить двустишие:
Искала белка дуб с дуплом,
Дупло у белок — это дом.
4. Игра «Изменяй по образцу»:
Купаться в теплой воде
Образец:
Я купалась в теплой воде
Мы…………………. Он………………….
Ты ………………… Она…………………..
Вы………………… Они………………….
5. «Определи начальный звук в словах»
Этаж, этажи, эскимо, экран, эхо.
Карточка 22
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Игра «Скажи ласково»:
Лавка –лавочка кулак —
Лейка – игла —
Лампа – волк —
Булавка — булка –
3. Повтори предложения и ответь на вопросы:
Клава надела шелковую блузку. (Какую блузку надела Клава?)
Лука выкопал глубокий колодец. (Что выкопал Лука?)
Мила надела голубой халат. (Какой халат надела Мила?)
Лада умылась душистым мылом. (Чем умылась Лада?)
4. Проговаривай стихотворение:
У Луши на окошке
Стояло малины лукошко.
Летели мимо галочки,
Присели на палочки.
Глянула Луша на окошко –
А там без малины лукошко.
Карточка 23
Послушай рассказы. Четко проговори сначала каждое предложение, а затем
перескажи рассказ.
1. ДОБРАЯ ЗЛАТА
Злата сидела на скамейке и ела булку с колбасой. Подошла к Злате
бездомная собака. Она поглядела на колбасу, потом на Злату и тихо
заскулила. По глазам собаки было видно, что она давно не ела. Злата
отломила половину булки и отдала голодной собаке. Та моментально все
съела. Затем потянулась к Злате и стала ласково лизать ее ладони.
2. НЕОБЫЧНЫЙ КОЛЫШЕК
Павел посадил в саду маленькую яблоньку. Ствол у яблоньки был
тоненький, того гляди, сломается. Сделал Павел кол и воткнул его в землю
около слабого ствола яблоньки. Подвязал яблоньку и успокоился.
Оставалось ждать зеленых листьев.
Каждый день Павел ходил к яблоньке, поливал ее. Внимательно наблюдал за
голыми ветками. Но зеленых листьев все не было и не было!
Как-то Павел увидел из окна, что его яблонька наконец зазеленела. Когда
Павел подошел ближе, то оказалось, что это на колышке, а не на яблоньке
появилось несколько зеленых листиков! «Вот так колышек!» — подумал
Павел.
Карточка 24
Послушай рассказы. Четко проговори сначала каждое предложение, а затем
перескажи рассказ.
1. СТРАННЫЙ КЛУБОК
Клавдия Ивановна сидела около дома на лавке и вязала. Ее белый кот бегал
за голубями. Вязала, вязала Клавдия Ивановна и уснула. Клубок ниток
вывалился из ее ладоней и упал на песок. Кот заметил клубок и стал катать
его. Забыв о голубях, кот толкал и толкал клубок лапками. Коту было так
весело! Сначала клубок стал совсем маленьким, а потом его и вовсе не стало.
Белый кот долго искал свой клубок.
2. ПОЛОСАТАЯ ПАЛКА
Владик гулял с Полканом и постоянно кидал ему палку. Полкан не хотел
носить палку. Тогда Владик сам стал бегать за палкой. Он вставал на
колени, поднимал палку с земли и нес ее Полкану. Да, учеба шла тяжело!
Как-то Владик кинул палку особенно далеко. Полкана долго не было
видно. Наконец Павел заметил, что Полкан несет ему что-то в зубах.
Хозяин довольно заулыбался. Когда Полкан подошел ближе, Влад увидел в
его пасти… полосатый милицейский жезл!
Карточка 25
Послушай рассказы. Четко проговори сначала каждое предложение, а затем
перескажи рассказ.
1. ВОЛК И ОВЦА
Овца отбилась от стада, заблудилась в лесу и осталась там жить. Сложила
она себе из веток шалаш, сделала в нем лежанку и окно. Живет себе, не
тужит. Наступила зима, голодно и холодно стало в лесу. Повадился ходить
к шалашу Волк, Стоит у шалаша, молит: «Пусти меня, хозяюшка! Бока
совсем заледенели!» Поняла Овца, что дела плохи. Пока Волка не было,
побежала она в лес. Нашла под снегом клюкву и все бока измазала
клюквенным соком. Потом нацепила на голову еловые ветки, встала в
шалаше у окошка и вопит не своим голосом: «Я семь волков съела,
восьмого жду!» Услышал это Волк, увидел чудище косматое и бегом от
шалаша!
2. АКУЛА
Алла и Володя захотели поплавать в лодке. Они взяли весла, сели в лодку и
поплыли. Был теплый день, вода казалась спокойной. Тут, около скалы, над
водой, показался плавник. Это к лодке плыла акула. Она была голодна. Акула
билась о лодку, высовывала из воды свою зубастую пасть. Алла испугалась,
кинулась на дно лодки и заплакала. Володя взял весло и стукнул акулу по
голове. Акула уплыла.
Карточка 26
Послушай рассказы. Четко проговори сначала каждое предложение, а затем
перескажи рассказ.
1. ЛОСЬ И ДЯТЕЛ
Лось стоял под елкой и глядел на дятла. Дятел ухватился цепкими лапками
за ствол елки и ловко сидел на своем хвосте. Он долбил ствол, выклевывал из
него личинок и жуков. «Как дела, Дятел?» — воскликнул Лось. «Дела плохи!
— ответил Дятел. — Галка меня подвела. Обещала не занимать моего дупла,
а сама заняла, Вывела в нем птенцов. Остался я без дома!» Лось, недолго
думая, сказал Дятлу: «Слушай, а ты забодай Галку». И захохотал. Понял
Дятел злую шутку Лося. Подумав, Дятел ответил: «Неплохая идея! Только
ты, милый Лось, залезай ко мне на елку, вместе и полетим к Галке!»
2. «ВЕСЕЛЫЙ» ПРАЗДНИК
Наступил последний день в году. Людмила ждала гостей к ужину. Сколько
дел надо сделать молодой хозяйке! Вначале она сбегала в магазин, потом
вымыла всю посуду. В углу комнаты Людмила установила елку, а на нее
повесила лампочки. «Только бы успеть к ужину!» — мелькало в ее голове.
Людмила запекла в духовке индейку, сделала несколько салатов, а затем
уложила сладости и яблоки в вазу. Оставалось только надеть новое платье.
Усталая хозяйка на минутку легла на диван… Звонков Людмила не слышала.
Когда наступил Новый год, она сладко спала!
Л
Карточка 27
Послушай рассказы. Четко проговори сначала каждое предложение, а затем
перескажи рассказ.
1. ПЛОХОЙ ПОСТУПОК
У подъезда на ступеньках сидел маленький котенок. Около него, опустив
голову, стоял большой пес, долматин. Пес злобно лаял на котенка. Недалеко,
на скамейке, сидел Влад, хозяин пса. Он глядел на свою собаку и улыбался.
Маленький котенок съежился и пищал. Из подъезда вышла пожилая
женщина. Она подняла котенка, а псу скомандовала: «Фу! Нельзя! Пошел
вон!» Потом женщина подошла к Владу и сказала: «Нашел себе забаву! И
тебе не стыдно?» Влад ответил: «А что? Я ничего не сделал!» «Вот
это-то и плохо!» — заметила женщина.
2. КОТ-ШАЛУН
У Аллы был кот. Кот был большой шалун. Как-то Алла оставила на столе
бокал с молоком, а сама вышла на балкон. Она захотела понаблюдать за
голубями. Кот остался в комнате один. Он залез на стул, со стула на стол и
толкнул бокал. Молоко потекло по столу. А кот-шалун стал лакать молоко да
все вылакал.
Карточка 28
Послушай рассказы. Четко проговори сначала каждое предложение, а затем
перескажи рассказ.
1. ЖАЛКО!
Это было летом. Мама Володи уехала из дома по делам. Сыну она оставила
деньги и велела сходить в магазин. Володя должен был купить два пакета
молока, две пачки масла и упаковку сметаны. Володя взял сумку и пошел в
магазин. Он купил масло, сметану и молоко. Когда Володя заходил в
подъезд, его окликнули знакомые мальчишки: «Володька, выходи, в футбол
погоняем!»
Володя влетел в кухню, кинул сумку на пол и тут же выбежал на улицу.
Через полчаса в тепле, без холодильника, молоко скисло, масло потекло, а
сметана стала жидкая и невкусная. А жалко!
2. КАК МАЛЕНЬКАЯ ЭЛЛА СТАЛА БОЛЬШОЙ
Маленькая Элла очень хотела стать большой. Она все делала для этого
Мамины туфли на высоких каблуках обувала. Волосы завивала. Бусы на шею
надевала. Даже губы помадой подводила. Но все в доме опять называли Эллу
малышкой.
Как-то Элла сама вымыла на кухне всю посуду и подмела пол. А потом
сделала омлет! И тогда, неожиданно, папа сказал маме: «Наша Элла совсем
большая стала!» Видно, не каблуки и помада людей большими делают!
Карточка 29
Послушай рассказы. Четко проговори сначала каждое предложение, а затем
перескажи рассказ.
1. ГОЛОДНЫЙ СЛАВИК
Славик шел из школы домой. Он был такой голодный! Вбежал Славик на
кухню, схватил со стола холодные оладьи, съел — не наелся. Нашел в
холодильнике голубцы. Съел — опять голодно ему. Взял тогда Славик
сладкую пастилу. Съел — и тут же наелся. «И зачем я столько всего ел? —
подумал Славик. — Хватило бы одной пастилы!» А так ли?
2. ЖАДНАЯ ЛАЙКА
Собака лайка взяла палку и пошла по настилу над водой. В воде лайка
увидела тень и подумала, что там тоже собака с палкой. Захотела собака ту
палку взять, Свою-то палку кинула в воду, а ту, «чужую», взять не смогла.
Поплыла палка по воде, все дальше и дальше от настила. Стоит лайка над
водой и лает. Обидно ей: было две палки, а не осталось ни одной!

Библиотека логопеда

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *