Просмотр по

Определение ценностных ориентаций

Методика определения ценностных ориентаций М. Рокича

Инструкция. Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек, где написаны ценности, базовые принципы, которыми Вы руководствуетесь в жизни. Ваша задача — разложить их по порядку значимости лично для Вас.

Внимательно изучите представленный список и выберите ту ценность, которая для Вас наиболее значима — она займет первое место (или получит первый ранг). Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее на второе место. Проранжируйте все предложенные ценности. Наименее важная останется последней и займет, соответственно, 18-е место.

 Работайте не спеша, вдумчиво. Здесь нет правильных или неправильных ответов. Конечный результат представит Вашу систему ценностей.

Бланк для ответов к тесту ЦО М. Рокича

_______________________________________________
Фамилия, имя, отчество

Перечень А

 

Терминальные ценности Место в жизни
Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)
Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые
благодаря жизненному опыту)
Здоровье (физическое и психическое)
Интересная работа
Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве)
Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)
Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных проблем)
Наличие хороших и верных друзей
Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, коллег)
Познание (возможность расширения своего образования, кругозора,
общей культуры, интеллектуальное развитие)
Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей)
Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)
Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)
Счастливая семейная жизнь
Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)
Творчество (возможность заниматься творчеством)
Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)
Удовольствия (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей, развлечения)

Перечень Б

 

Инструментальные ценности Место в жизни
Аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке вещи, четкость в ведении дел)
Воспитанность (хорошие манеры, умение вести себя в соответствии с нормами культуры поведения)
Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)
Жизнерадостность (оптимизм, чувство юмора)
Исполнительность (дисциплинированность)
Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)
Непримиримость к недостаткам в себе и других
Образованность (широта знаний, высокий культурный уровень)
Ответственность (чувство долга, умение держать свое слово)
Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)
Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)
Смелость в отстаивании своего мнения
Чуткость (заботливость)
Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)
Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)
Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)
Честность (правдивость, искренность)
Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)

Дополнительные вопросы после основной серии теста:

  1. В каком порядке и в какой степени (полностью, частично) реализованы эти ценности в Вашей жизни?
  2. Как бы Вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтаете стать?
  3. Как, на Ваш взгляд, расположил бы эти ценности человек идеальный, совершенный во всех отношениях?
  4. Как расположили бы эти ценности, по Вашему мнению, большинство людей?
  5. Как это сделали бы Вы пять или десять лет назад?
  6. Как Вы думаете, в каком порядке Вы расположите эти ценности через пять или десять лет?
  7. Как ранжировали бы эти ценности близкие Вам люди?

Большее удобство для испытуемого (и большую точность результатов) дает использование не списков, а наборов отдельных карточек, на каждой из которых указана определенная ценность. Человек, сортирующий карточки, более сосредоточен и видит картину всех представленных ценностей более полно.

Обработка результатов

Доминирующая направленность ценностных ориентаций человека фиксируется как занимаемая им жизненная позиция, которая определяется по критериям уровня вовлеченности в сферу труда, в семейно-бытовую и досуговую активность. Качественный анализ результатов исследования дает возможность оценить жизненные идеалы, иерархию жизненных целей, ценностей-средств и представлений о нормах поведения, которые человек рассматривает в качестве эталона.

Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки на тех или иных основаниях. Так, например, среди терминальных ценностей выделяются:

  • «конкретные» и «абстрактные»

 

Конкретные ценности Место в жизни Абстрактные ценности Место в жизни
Активная деятельная жизнь Жизненная мудрость
Здоровье Красота природы и искусства
Интересная работа Любовь
Материально обеспеченная жизнь Познание
Наличие хороших и верных друзей Развитие
Общественное признание Свобода
Продуктивная жизнь Счастье других
Счастливая семейная жизнь Творчество
Удовольствия Уверенность в себе
  • ценности профессиональной самореализации и личной жизни

 

Профессиональная самореализация Место в жизни Личная жизнь Место в жизни
Активная деятельная жизнь Любовь
Интересная работа Наличие хороших и верных друзей
Общественное признание Свобода
Продуктивная жизнь Счастливая семейная жизнь
Развитие Удовольствия

Среди инструментальных ценностей выделяются:

  • этические ценности, ценности общения, ценности дела

 

Этические ценности Место в жизни Ценности общения Место в жизни Ценности дела Место в жизни
Ответственность Воспитанность Аккуратность
Высокие запросы Жизнерадостность Исполнительность
Независимость Непримиримость к недостаткам Образованность
Самоконтроль Терпимость Рационализм
Широта взглядов Чуткость Смелость в отстаивании своего мнения
Честность Твердая воля
Эффективность в делах
  • индивидуалистические, конформистские и альтруистические ценности

 

Индивидуалистические ценности Место в жизни Конформистские ценности Место в жизни Альтруистические ценности Место в жизни
Независимость Воспитанность Терпимость
Непримиримость к недостаткам Самоконтроль Чуткость
Рационализм Широта взглядов
Смелость в отстаивании
своего мнения
Твердая воля
  • ценности самоутверждения, ценности принятия других

 

Ценности самоутверждения Место в жизни Ценности принятия
других людей
Место в жизни
Высокие запросы Самоконтроль
Независимость Терпимость
Непримиримость к недостаткам Чуткость
Образованность Широта взглядов
Смелость в отстаивании своего мнения Честность
Твердая воля
Эффективность в делах

Полученные результаты по выявлению ценностных ориентаций важны:

  • в профориентации сотрудников при смене профессии или места работы;
  • при консультировании по вопросам карьерного роста;
  • в процессе диагностики командной сплоченности (поскольку существенными признаками командной работы выступают общие цели, ценности и подходы к реализации совместной деятельности);
  • при диагностике корпоративной культуры, особенно глубинного ее уровня, который включает скрытые убеждения, неосознаваемые установки и верования сотрудников и руководства, отражающие отношение к миру в целом, к человеку и к работе. Этот уровень очень важен для изучения, так как оказывает большое влияние на реальное поведение сотрудников;
  • при исследовании степени корпоративной идентичности, влияющей на лояльность сотрудников;
  • при изучении мотивационной сферы сотрудников;
  • при изучении и проектировании стандартов поведения в компании;
  • при проведении работы по профилактике сопротивления изменениям и т. д.

Для практиков важно прояснить структуру ценностных ориентаций человека, определить ведущие ценности, диагностировать противоречивость или непротиворечивость профессиональных ценностей. По результатам теста можно составить представление о закономерностях индивидуальной системы ценностных ориентаций личности. Если закономерности выявить не удается, то можно предположить наличие у испытуемого противоречивой системы ценностей (или неискренность). В таком случае лучше повторить исследование и дополнить его данными, полученными с помощью других методик.

тест ценностные ориентации

Рубрика:
Ключевые слова:
Читайте также
 Ценностный опросник Шварца
 Ценностные ориентации и мотивационно-потребностная сферы личности. Методика ценностных ориентаций М.Рокича
 Определение ценностных ориентаций
 Психодиагностические методики для изучения мотивации человека. Часть 1
 Методика определение уровня эмоционального интеллекта
https://hr-portal.ru/tool/metodika-opredeleniya-cennostnyh-orientaciy-m-rokicha
—————————————————————————-

Ценностный опросник Шварца

Тест ценности Шварца (Ценностный опросник Шварца. / Методика Шварца) применяется для исследования динамики изменения ценностей как в группах (культурах) в связи с изменениями в обществе, так и для личности в связи с ее жизненными проблемами.

Под ценностями Шалом Шварц (Schwartz Shalom H.) подразумевал «познанные» потребности, непосредственно зависящие от культуры, среды, менталитета конкретного общества (см. рис. Модель соотношения десяти основных человеческих ценностей (круг ценностей Шварца)).

В основе опросника Шварца лежит теория, согласно которой все ценности делятся на социальные  и  индивидуальные.  Опросник разработан Шаломом Шварцем в 1992 году.

При разработке опросника автор использовал методику Рокича, качественно модифицировав, расширив и усовершенствовав ее концептуальную базу.

Методика Ш. Шварца (Ценностный опросник (ЦО) Шварца. /  Тест ценности Шварца):

Описание методики Шварца. Опросник Шварца состоит из двух частей. 

Первая часть опросника предназначена для изучения ценностей, идеалов и убеждений, оказывающих влияние на личность.Список ценностей состоит из двух частей: существительных и прилагательных, включающих 57 ценностей. Испытуемый оценивает каждую из предложенных ценностей по шкале от 7 до -1 баллов.

Вторая часть опросника Шварца представляет собой профиль личности. Состоит из 40 описаний человека, характеризующих 10 типов ценностей. Для оценки описаний используется шкала от 4 до -1 баллов.

Первая часть опросника

Инструкция:

Спросите себя: «Какие ценности важны для меня как руководящие принципы в Моей жизни? Какие ценности менее важны для меня?» Ваша задача: оценить, насколько важна для Вас каждая ценность в качестве руководящего принципа в Вашей жизни.

Шкала для оценки:

  • 7 — исключительно важная в качестве руководящего принципа Вашей жизни ценность (обычно таких ценностей бывает одна-две);
  • 6 — очень важная;
  • 5 — достаточно важная;
  • 4 — важная;
  • 3 — не очень важная;
  • 2 — мало важная;
  • 1 — не важная;
  • 0 — совершенно безразличная;
  • -1 — это противоположно принципам, которым Вы следуете.

До того, как Вы начнете, прочитайте список из 30 ценностей и выберите одну, которая наиболее важна для Вас, и оцените ее важность «7». Далее, выберите ценность наименее важную для Вас и оцените ее -1, 0 или 1, согласно ее важности. Затем оцените оставшиеся ценности (от -1 до 7).

Тестовый материал — Список ценностей I:

1    РАВЕНСТВО (равные возможности для всех)

2    ВНУТРЕННЯЯ ГАРМОНИЯ (быть в мире с самим собой)

3    СОЦИАЛЬНАЯ СИЛА (контроль над другими, доминантность)

4    УДОВОЛЬСТВИЕ (удовлетворение желаний)

5    СВОБОДА (свобода мыслей и действий)

6    ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ (акцент на духовных, а не материальных вопросах)

7    ЧУВСТВО ПРИНАДЛЕЖНОСТИ (ощущение, что другие заботятся обо мне)

8    СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК (стабильность общества)

9    ЖИЗНЬ, ПОЛНАЯ ВПЕЧАТЛЕНИЙ (стремление к новизне)

10    СМЫСЛ ЖИЗНИ (цели в жизни)

11    ВЕЖЛИВОСТЬ (предупредительность, хорошие манеры)

12    БОГАТСТВО (материальная собственность, деньги)

13    НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ (защищенность своей нации от врагов)

14    САМОУВАЖЕНИЕ (вера в собственную ценность)

15    УВАЖЕНИЕ МНЕНИЯ ДРУГИХ (учет интересов других людей, избегание конфронтации)

16    КРЕАТИВНОСТЬ (уникальность, богатое воображение)

17    МИР ВО ВСЕМ МИРЕ (свобода от войны и конфликтов)

18    УВАЖЕНИЕ ТРАДИЦИЙ (сохранение признанных традиций, обычаев)

19    ЗРЕЛАЯ ЛЮБОВЬ (глубокая эмоциональная и духовная близость)

20    САМОДИСЦИПЛИНА (самоограничение, устойчивость к соблазнам)

21    ПРАВО НА УЕДИНЕНИЕ (право наличное пространство)

22    БЕЗОПАСНОСТЬ СЕМЬИ  (безопасность для близких)

23    СОЦИАЛЬНОЕ ПРИЗНАНИЕ (одобрение, уважение других)

24    ЕДИНСТВО С ПРИРОДОЙ (слияние с природой)

25    ИЗМЕНЧИВАЯ ЖИЗНЬ (жизнь, наполненная проблемами, новизной и изменениями)

26    МУДРОСТЬ (зрелое понимание мира)

27    АВТОРИТЕТ (право быть лидером или командовать)

28    ИСТИННАЯ ДРУЖБА (близкие друзья)

29    МИР КРАСОТЫ (красота природы и искусства)

30    СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ (исправление несправедливости, забота о слабых)

Теперь оцените, насколько важна каждая из следую­щих ценностей для Вас, как руководящий принцип Вашей жизни. Эти ценности выражены в способах действия, ко­торые могут быть более или менее важными для Вас. По­пытайтесь различить ценности, насколько это возможно, используя все номера. Для начала прочитайте ценности в списке 2, выберите то, что для Вас наиболее важно, оце­ните на шкале (отметка 7). Затем выберите ценность, ко­торая противоречит вашим принципам (отметка — 1). Если такой ценности нет, выберите ценность наименее важную для Вас и оцените ее отметками 0 или 1, в соот­ветствии с ее значимостью. Затем оцените остальные ценности.

Список ценностей II:

31    САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ (надеющийся на себя, самодостаточный)

32    СДЕРЖАННЫЙ (избегающий крайностей в чувствах и действиях)

33    ВЕРНЫЙ (преданный друзьям, группе)

34    ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННЫЙ (трудолюбивый, вдохновенный)

35    ОТКРЫТЫЙ К ЧУЖИМ МНЕНИЯМ (терпимый к различным идеям и верованиям)

36    СКРОМНЫЙ (простой, не стремящийся привлечь к себе внимание)

37    СМЕЛЫЙ (ищущий приключений, риск)

38    ЗАЩИЩАЮЩИЙ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ (сохраняющий природу)

39    ВЛИЯТЕЛЬНЫЙ (имеющий влияние на людей и события)

40    УВАЖАЮЩИЙ РОДИТЕЛЕЙ И СТАРШИХ (проявляющий уважение)

41    ВЫБИРАЮЩИЙ СОБСТВЕННЫЕ ЦЕЛИ (отбирающий собственные намерения)

42    ЗДОРОВЫЙ (не больной физически или душевно)

43    СПОСОБНЫЙ (компетентный, способный эффективно действовать)

44    ПРИНИМАЮЩИЙ ЖИЗНЬ (подчиняющийся жизненным обстоятельствам)

45    ЧЕСТНЫЙ (откровенный, искренний)

46    СОХРАНЯЮЩИЙ СВОЙ ИМИДЖ (защита собственного «лица»)

47    ПОСЛУШНЫЙ (исполнительный, подчиняющийся правилам)

48    УМНЫЙ (логичный, мыслящий)

49    ПОЛЕЗНЫЙ (работающий на благо других)

50    НАСЛАЖДАЮЩИЙСЯ ЖИЗНЬЮ (наслаждение едой, близостью, развлечениями и др.)

51    БЛАГОЧЕСТИВЫЙ (придерживающийся религиозной веры и убеждений)

52    ОТВЕТСТВЕННЫЙ (надежный, заслуживающий доверия)

53    ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ (интересующийся всем, пытливый)

54    СКЛОННЫЙ ПРОЩАТЬ (стремящийся прощать другого)

55    УСПЕШНЫЙ (достигающий цели)

56    ЧИСТОПЛОТНЫЙ (опрятный, аккуратный)

57    ПОТВОРСТВУЮЩИЙ СВОИМ ЖЕЛАНИЯМ (занимающийся тем, что доставляет удовольствие)

Вторая часть опросника

Инструкция:

Ниже приведены описания некоторых людей. Пожалуйста, прочитайте каждое описание и поду­майте, насколько каждый человек похож или не похож на Вас. Поставьте крестик в одной из клеточек справа, которая показывает, насколько описываемый человек похож на Вас.

Профиль личности

Очень похож на меня Похож на меня В некоторой степени похож на меня Немного похож на меня Не похож на меня Совсем не похож на меня
1. Придумывать что-то новое и быть изобрета­тельным важно для не­го. Он любит поступать по-своему, на свой лад.
2. Для него важно быть богатым. Он хочет, что­бы у него было много денег и дорогих вещей.
3. Он считает, что важно, чтобы с каждым человеком в мире обращались одинаково. Он верит, что у всех должны быть равные возможности в жизни.
4. Для него очень важно показать свои способности.   Он  хочет, чтобы люди восхищались тем, что он делает.
5.   Для   него   важно жить в безопасном окружении. Он избегает всего, что может угрожать его безопасности.
6. Он считает, что важно делать много разных дел в жизни. Он всегда стремится к новизне.
7. Он верит, что люди должны делать то, что им говорят. Он считает, что люди должны придерживаться правил всегда, даже когда никто не видит.
8. Для него важно выслушать мнение людей, которые отличаются от него. Даже если он не согласен с ними, он все равно хочет их понять.
9. Он считает, что важно не просить большего, чем имеешь. Он верит, что люди должны довольствоваться тем, что у них есть.
10. Он всегда ищет повод для развлечения. Для него важно делать то, что доставляет ему удовольствие.
11. Для него важно самому решать, что делать.   Ему   нравится быть свободным в планировании и выборе своей деятельности.
12.  Для   него   очень важно помогать окружающим. Он хочет заботиться об их благополучии.
13. Для него очень важно преуспеть в жизни. Ему нравится производить впечатление на других людей.
14.   Для   него   очень важна    безопасность его страны. Он считает,   что   государство должно  быть  готово к защите от внешней и внутренней угрозы.
15. Он любит рисковать. Он всегда ищет приключений.
16. Для него важно всегда вести себя должным образом. Он хочет избегать действий, которые люди сочли бы неверными.
17. Для  него важно быть главным и указывать другим, что делать. Он хочет, чтобы люди делали то, что он говорит.
18.  Для  него  важно быть преданным сво­им друзьям. Он хочет посвятить себя своим близким.
19. Он искренне верит, что люди должны заботиться о природе. Заботиться об окружающей среде важно для него.
20. Быть религиозным важно для  него.  Он очень старается следовать своим религиозным убеждениям.
21. Для него важно, чтобы вещи содержались в порядке и в чистоте.   Ему действительно   не   нравится беспорядок.
22.  Он  считает,  что важно интересоваться многим. Ему нравится быть любознательным и пытаться понять разные вещи.
23. Он считает, что все народы мира должны жить в гармонии. Содействовать установлению мира между всеми группами   людей   на земле важно для него.
24. Он думает, что важно быть честолюбивым. Ему хочется по­казать насколько он способный.
25. Он думает, что луч­ше   всего   поступать в соответствии с установившимися традициями. Для него важно соблюдать обычаи, которые он усвоил.
26. Для него важно получать удовольствие от жизни. Ему нравится «баловать» себя.
27. Для  него  важно быть чутким к нуждам других людей. Он старается поддерживать тех, кого знает.
28. Он полагает, что всегда должен проявлять уважение к своим родителям   и   людям старшего возраста. Для него важно быть послушным.
29. Он хочет, чтобы со всеми поступали справедливо, даже с людьми, которых он не знает.  Для  него  важно защищать слабых.
30. Он любит сюрпризы. Для него важно, чтобы его жизнь была полна ярких впечатлений.
31. Он очень старается не заболеть. Сохранение   здоровья   очень важно для него.
32. Продвижение вперед в жизни важно для него. Он стремиться делать все лучше, чем другие.
33.  Для  него  важно прощать людей, кото­рые обидели его. Он старается видеть хорошее в них и не держать обиду.
34.  Для   него  важно быть    независимым. Ему  нравится  полагаться на себя.
35. Иметь стабильное правительство важно для него. Он беспокоится о сохранении общественного порядка.
36. Для него очень важно все время быть вежливым с другими людьми.     Он     старается никогда не раздражать и не беспокоить других.
37. Он по-настоящему хочет    наслаждаться жизнью. Хорошо проводить   время   очень важно для него.
38.  Для  него  важно быть скромным.  Он старается не привлекать к себе внимание.
39.   Он   всегда  хочет быть тем, кто принимает решения. Ему нравится быть лидером.
40.  Для  него  важно приспосабливаться к природе, быть частью ее. Он верит, что люди не должны изменять природу.

 

Ключ, обработка результатов, интерпретация методики Шварца.

Методика дает количественное выражение значимос­ти каждого из десяти мотивационных типов ценностей на двух уровнях:

  • на уровне нормативных идеалов и
  • на уровне индивидуальных приоритетов.

Обработка результатов проводится путем соотнесения ответов испытуемого с ключом. Соответствующий ключ приводитсяниже (в таблице 2). В нем указаны номера пунк­тов обеих частей опросника, соответствующие каждому ти­пу ценностей. Средний балл по данному типу ценности по­казывает степень ее значимости.

При обработке первого раздела опросника — «Обзор ценностей» (уровень нормативных идеалов) — результаты по спискам 1 и 2 суммируются.

Перед подсчетом результатов второго раздела опрос­ника — «Профиль личности» — необходимо перевести шкалу опросника в баллы. Ключ для перевода ответов ис­пытуемых в баллы приводится ниже в таблице 1.

Таблица 1. Количество баллов, приписываемое пунктам шкалы «Профиль личности» при обработке результатов.

Пункты шкалы Очень похож на меня Похож на меня В некоторой степени похож на меня Немного похож на меня Не похож на меня Совсем не похож на меня
Количество баллов  4  3  2  1  0  -1

 

 

При первичной обработке данных по каждой части оп­росника («Обзор ценностей» и «Профиль личности») высчитывается средний балл для выбранных испытуемым ответов в соответствии с ключом (см. таблица 2). Обработка про­водится отдельно для каждого из 10 типов ценностных ори­ентации. Величина этого среднего балла по отношению к другим позволяет судить о степени значимости этого ти­па ценностей для испытуемого.

Следует обратить внимание, что данные, полученные по первой и второй частям опросника, обычно не совпадают, так как ценностные ориентации личности на уровне нор­мативных идеалов не всегда могут реализоваться в поведе­нии вследствие ограничения возможностей человека, груп­пового давления, соблюдения определенных традиций, следования образцам поведения и другим причинам.

В соответствии со средним баллом по каждому типу цен­ностей устанавливается их ранговое соотношение. Каждо­му типу ценностей присваивается ранг от 1 до 10. Первый ранг присваивается типу ценностей, имеющему наиболее высокий средний балл, десятый — имеющему самый низ­кий средний балл. Ранг от 1 до 3, полученный соответству­ющими типами ценностей, характеризует их высокую зна­чимость для испытуемого. Ранг от 7 до 10 свидетельствует о низкой значимости соответствующих ценностей.

Таблица 2. Ключ для обработки результатов

Тип ценностей

(10 основных ценностей)

Номера пунктов опросника
ОБЗОР ЦЕННОСТЕЙ

(уровень нормативных идеалов)— список 1 и 2

ПРОФИЛЬ ЛИЧНОСТИ

(уровень индивиду­альных приоритетов)

Конформность Conformity 11, 20, 40, 47 7, 16, 28, 36
Традиции Tradition 18, 32, 36, 44, 51 9, 20, 25, 38
Доброта Benevolence 33, 45, 49, 52, 54 12, 18, 27, 33
Универсализм Universalism 1, 17, 24, 26, 29, 30, 35, 38 3, 8, 19, 23, 29, 40
Самостоятельность Self-Direction 5, 16, 31, 41, 53 1, 11,22,34
Стимуляция Stimulation 9, 25, 37 6, 15, 30
Гедонизм Hedonism 4, 50, 57 10, 26, 37
Достижения Achievement 34, 39, 43, 55 4, 13, 24, 32
Власть Power 3, 12, 27, 46 2, 17, 39
Безопасность Security 8, 13, 15, 22, 56 5, 14, 21, 31, 35

 

Интерпретация, описание ценностей.

Приведем краткое определение мотивационных типов соответственно их центральной цели (Schwartz, 1992, 1994; Smith, Schwartz, 1997):

—    власть (Power) — социальный статус, доминирование над людьми и ресурсами;

—    достижение (Achievement) — личный успех в соответствии с социальными стандартами;

—    гедонизм (Hedonism) — наслаждение или чувственное удовольствие;

—    стимуляция (Stimulation) — волнение и новизна;

—    самостоятельность (Self-Direction) — самостоятельность мысли и действия;

—    универсализм (Universalism) — понимание, терпимость и защита благополучия всех людей и природы;

—    доброта (Benevolence) — сохранение и повышение благополучия близких людей;

—    традиция (Tradition) — уважение и ответственность за культурные и религиозные обычаи и идеи;

—    конформность (Conformity) — сдерживание действий и побуждений, которые могут навредить другим и не соответствуют социальным ожиданиям;

—    безопасность (Security) — безопасность и стабильность общества, отношений и самого себя.

 

Шварц описывает следующие характеристики этих типов ценностей.

1.    Власть (Power). Функционирование социальных институтов требует определенной дифференциации статусов, и в большинстве случаев в межличностных отношениях в разных культурах было выявлено сочетание показателей Доминантности — подчиненности. Центральная цель этого типа ценностей заключается в достижении социального статуса или престижа, контроля или доминирования над людьми и средствами (авторитет, богатство, социальная власть, сохранение своего общественного имиджа, общественное признание). Ценности власти и достижения (см. далее) фокусируются на социальном уважении, однако ценности достижения (например, успешный, амбициозный) подчеркивают активное проявление компетентности в непосредственном взаимодействии, в то время как ценности власти (авторитет, богатство) подчеркивают достижение или сохранение доминантной позиции в рамках целой социальной системы.

2.    Достижение (Achievement). Определяющая цель этого типа ценностей — личный успех через проявление компетентности в соответствии с социальными стандартами. Проявление социальной компетентности (что составляет содержание этой ценности) в условиях доминирующих культурных стандартов влечет за собой социальное одобрение.

3.    Гедонизм (Hedonism). Мотивационная цель данного типа определяется как наслаждение или чувственное удовольствие (удовольствия, наслаждение жизнью).

4.    Стимуляция (Stimulation). Этот тип ценностей является производным от организменной потребности в разнообразии и глубоких переживаниях для поддержания оптимального уровня активности. Биологически обусловленные вариации потребности в стимуляции, опосредованные социальным опытом, приводят к индивидуальным различиям в значимости этой ценности. Мотивационная цель этого типа ценностей заключается в стремлении к новизне и глубоким переживаниям.

5.    Самостоятельность (Self-Direction). Определяющая цель этого типа ценностей состоит в самостоятельности мышления и выбора способов действия, в творчестве и исследовательской активности. Самостоятельность как ценность производна от организменной потребности в самоконтроле и самоуправлении, а также от интеракционных потребностей в автономности и независимости.

6.    Универсализм (Universalism). Мотивационная цель данного типа ценностей — понимание, терпимость, защита благополучия всех людей и природы. Мотивационные цели универсализма производны от тех потребностей выживания групп и индивидов, которые становятся явно необходимыми при вступлении людей в контакт с кем-либо вне своей среды или при расширении первичной группы.

7.    Доброта (Benevolence). Это более узкий «просоциальный» тип ценностей по сравнению с универсализмом. Лежащая в ее основе доброжелательность сфокусирована на благополучии в повседневном взаимодействии с близкими людьми. Этот тип ценностей считается производным от потребности в позитивном взаимодействии, потребности в аффилиации и обеспечении процветания группы. Его мотивационная цель — сохранение благополучия людей, с которыми индивид находится в личных контактах (полезность, лояльность, снисходительность, честность, ответственность, дружба, зрелая любовь).

8.    Традиции (Tradition). Любые социальные группы вырабатывают свои символы и ритуалы. Их роль и функционирование определяются опытом группы и закрепляются в традициях и обычаях. Традиционный способ поведения становится символом групповой солидарности, выражением единых ценностей и гарантией выживания. Традиции чаще всего принимают формы религиозных обрядов, верований и норм поведения. Мотивационная цель данной ценности — уважение, принятие обычаев и идей, которые существуют в культуре (уважение традиций, смирение, благочестие, принятие своей участи, умеренность) и следование им.
9.    Конформность (Conformity). Определяющая мотивационная цель этого типа — сдерживание и предотвращение действий, а также склонностей и побуждений к действиям, которые могут причинить вред другим или не соответствуют социальным ожиданиям. Данная ценность является производной от требования сдерживать склонности, имеющие негативные социальные последствия (послушание, самодисциплина, вежливость, уважение родителей и старших).
10.    Безопасность (Security). Мотивационная цель этого типа — безопасность для других людей и себя, гармония, стабильность общества и взаимоотношений. Она производна от базовых индивидуальных и групповых потребностей.
По мнению Ш. Шварца, существует один обобщенный тип ценности безопасность (а не два отдельных — для группового и индивидуального уровня). Связано это с тем, что ценности, относящиеся к коллективной безопасности, в значительной степени выражают цель безопасности и для личности (социальный порядок, безопасность семьи, национальная безопасность, взаимное расположение, взаимопомощь, чистота, чувство принадлежности, здоровье).

Рисунок. Модель соотношения десяти основных человеческих ценностей (круг ценностей Шварца).

Рубрика:
Ключевые слова:
  • ценности
  • https://hr-portal.ru/tool/cennostnyy-oprosnik-shvarca?yrwinfo=1654155020769345-2896890601990428811-vla1-4653-vla-l7-balancer-8080-BAL-6426
  • 1
  • 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *