Просмотр по

Многоликость Даосизма

Даосизм стал приобретать формы философско-религиозного учения в IV-III вв до н.э. По преданию, тайны этого учения открыл в древности легендарный Желтый император (Хуан-ди). В действительности истоки даосских верований восходят к первобытной магии и шаманизму.

Многоликость Даосизма

Процесс становления даосской религиозной традиции занял довольно продолжительное время. Говорить об уже сложившейся системе взглядов даосского мировоззрения с первыми в нем течениями и формами религиозной организации можно только к III-IV векам. В дальнейшем же происходила эволюция его институтов, развитие теоретических и практических основ.

Необходимо отметить многоликость даосизма. Есть так называемый “народный” даосизм, связанный с народными верованиями, культами и суевериями. Есть “религиозный”, для которого характерно наличие ортодоксального духовенства, либо сектантской структуры тайного общества. Есть мистический даосизм отшельников, вдали от мирской суеты ищущих бессмертия. Особое место занимает “философский” даосизм, представленный знаменитыми трактатами мудрецов Лао-цзы, Чжуан-цзы и других. Есть “имперский”, адаптированный к государственной идеологии. Можно говорить также о неком “протонаучном” даосизме, сутью которого были исследования законов природы и внедрение полученных знаний в медицинскую, астрономическую, математическую, производственную и т.д. практику. Однако, несмотря на столь разные формы, которые может принимать учение о Дао, им свойственна общность терминологического аппарата и основных постулатов.

Целостная система взглядов даосизма на природу и общество отражена уже в таких ранних трактатах, как “Дао-дэ цзин” (Канон о Дао и Дэ), приписываемом легендарному мудрецу Лао-цзы, “Чжуан-цзы” (IV-III вв до н.э.), “Ле-цзы” (ок. IV-III вв до н.э.), “Хуайнань-цзы” (II в до н.э.) и др. Одним из основополагающих трудов для теоретического фундамента даосизма, особенно в плане нумерологии и гадательной практики можно назвать древнейший трактат “И-цзин” (Канон перемен) (ок. VIII вв до н.э.). Комбинации из “восьми триграмм” (ба гуа), шестидесяти четырех гексаграмм, знаков шестидесятиричного цикла легли в основу китайской протобиоритмологии и традиционного календаря.

Последние исследования и археологические находки свидетельствуют о том, что территорией, на которой возникли и распространялись первые даосские воззрения, являлись “срединные” царства Чжоу, а также царства Ци, Янь, Сун и Чу (где особенно четко прослеживается бытование древнейших мифологических, культовых и магических представлений, трансформированных в даосизме). Этнический состав проживавших там народов был неоднороден и сейчас с трудом поддается определению. Однако именно духовное творчество этих этносов и породило в процессе синкретического слияния идейный фундамент даосского учения, которое в память о далеких предках стало обобщенно именоваться учением Хуан-Лао (легендарно-мифологических мудрецов древности Хуан-ди и Лао-цзы).

Философские воззрения

Главная категория даосизма Дао – своего рода закон спонтанного бытия Космоса, всеобщий закон природы, начало, порождающее мир форм. Все сущее произошло от Дао, чтобы затем, совершив кругооборот, снова в него вернуться. Дао не только первопричина, но и конечная цель, и завершение бытия. Постижение Дао недоступно для органов чувств. Дао через “изначальную энергию”, или “пневму” (юань ци), воплощается во всем сущем как Благая сила жизни и судьбы Дэ (в конфуцианстве чаще выступает как “добродетель”). Задача подвижника – познать Дао, встать на путь “естественности” (цзыжань), под которой имеется в виду “гармония мира” — слияние человека с природой.

Другим важным понятием даосизма выступает “недеяние” (у вэй) – отрицание целенаправленной деятельности, идущей вразрез с естественным миропорядком. Следуя принципу недеяния, мудрый правитель упорядочивает Поднебесную, управляет государством, предотвращает смуту. Даосизм рассматривает все сущее во Вселенной как единое целое, стремится к гармонизации противоречий.

По “Чжуан-цзы”, жизнь и смерть лишь ступени всеобщей метаморфозы. Человек-микрокосм, как и Универсум, вечен: со смертью его физического тела дух растворяется в мировой “пневме”. Бессмертие достигается путем слиянмя с Дао как источником жизни с помощью религиозного созерцания, дыхательного и гимнастического тренинга, сексуальной гигиены, алхимии и т.п.

Отшельники-даосы уединялись на лоне природы и стремились слиться с нею для достижения гармонии. Достижение бессмертия и в минимальном варианте долголетия предусматривало, во-первых, “питание духа”. Человек рассматривается даосами как обиталище многочисленных духов, скопление божественных сил. Этой системе телесных духов соответствовала иерархия небесная. Духи на небе вели счет добрых и плохих дел и определяли срок жизни человека, призывали блюсти заповеди, быть добродетельными. Во-вторых, условием долголетия является “питание тела” — соблюдение строжайшей диеты (идеально для даосских мудрецов – питаться собственной слюной и вдыхать эфир росы) и дыхательная гимнастика, привлекающая в организм животворящий эфир.

Многие императоры древности и средневековья проявляли к даосизму особенный интерес, так как желали достичь личного бессмертия через даосское искусство “внутренней” и “внешней” алхимии (нэй дань, вай дань). Некоторые из царственных особ даже поплатились жизнью после приема внутрь сильнодействующих пилюль и снадобий “внешней” алхимии. В результате, интерес постепенно сместился к менее безопасной “внутренней” алхимии, чьи методы подразумевали трансформацию тленного тела в нетленное только через систему психо-физических упражнений. В качестве основных алхимических компонентов в человеке даосы выделяли дух (шэнь), жизненную энергию (ци) и формообразующую эссенцию (цзин). По представлениям даосов, рождающийся из первоначального хаоса (хуньдунь) дух порождает жизненную энергию и с ее помощью создает формы вещей. Человеческий дух (как и любой другой дух) не обладает материальной формой и потому уподоблялся Небу, тело человека представляет собой форму и потому уподоблялось Земле. Связующим и взаимно трансформирующим компонентом виделась жизненная энергия с ее способностью сгущаться и рассеиваться. Задача психофизических техник “внутренней” алхимии состояла в том, чтобы при помощи жизненной энергии и под контролем сознания-духа так воздействовать на формообразующее начало в теле, чтобы оно начало трансформироваться. Ключевой формулой являлось: “выплавлять эссенцию-цзин, превращая ее в энергию-ци, выплавлять энергию-ци, превращая ее в дух-шэнь”.

Важнейшим понятием в представлениях о подобной трансформации и вообще о любых изменениях-метаморфозах была идея “предельности” (цзи) двух великих первоначал мироздания “инь” (женское начало) и “ян” (мужское начало). Манипулировать процессом самообновления можно было за счет механизма взаимопревращения “инь-ян” при переходе их пределов. Смысл этого механизма заключен в термине “тайцзи” (высший предел), схематическим изображением которого служит знаменитая эмблема даосов “тайцзиту” — круг с перетекающими друг в друга белой и черной “рыбками”.

Не менее важным делом представлялось также сгармонизировать в теле человека действие так называемых “пяти первоэлементов” (у син), между которыми существуют “взаимопорождающие” (сян шэн) и “взаимопреодолевающие” (сян кэ) схемы отношений. “Вода”, “дерево”, “огонь”, “почва” и “металл” проецировались на различные органы и системы организма. Насколько сбалансированы эти первоэлементы обычно определяли по гороскопу. Вера в возможность обрести бессмертие была столь сильна, что в разное время на поиски стран и островов бессмертных снаряжались крупные экспедиции, насчитывающие десятки тысяч человек. Была разработана классификация и иерархия бессмертных.

Философские настроения древнего даосизма стали фундаментом религиозного учения даосов в Средние века как части синкретического комплекса “трех учений”, наряду с конфуцианством и буддизмом. Видными представителями средневековой даосской мысли были Гэ Хун (IV в.), Ван Сюаньлань (VII в.), Ли Цюань (VIII в.), Тянь Цяо (Тянь Цзиншэн) (Х в.), Чжан Бодуань (ХI в.). Конфуциански образованная интеллектуальная элита проявляла интерес к философии даосизма, особенно привлекал древний культ простоты и естественности: в слиянии с природой обреталась свобода творчества. Внимание к даосизму особенно усилилось после падения династии Хань (206 до н.э. – 8 н.э.), когда конфуцианство, как официальная религия, исчерпало свои возможности. Даосизм воспринял некоторые черты философии и культа буддизма в процессе адаптации последнего на китайской почве: буддийские понятия и философские концепции переводились в привычных для китайцев даосских терминах. Даосизм оказал сильное воздействие и на развитие неоконфуцианства.

Эволюция верований и институтов

Даосизм оккультный, связанный с архаическими формами древней магии, привлекал широкие народные массы и часто был объектом нападок со стороны властей, видевших в нем выразителя бунтарско-эгалитаристских традиций. Даосские воззрения становились идейной базой тайных обществ (“Путь Великого равенства”, “Учение Белого лотоса” и др.) и знаменем крестьянских выступлений (например, восстание “Желтых повязок” в 184 г.).

Разработав учение о Западном рае, месте обитания богини Сиванму – нерожденной матери, прародительницы всех людей, даосы обосновывали идею всеобщего равенства и социальной справедливости. Популярность этих идей усиливалась и тем обстоятельством, что многие проповедники были врачевателями, гадателями и астрологами.

Даосская религия восприняла древние анимистические верования, культ Неба и культ святых мудрецов. Выйдя из недр этих народных верований, даосизм средневековья был неразрывно связан со всеми аспектами быта и духовной культуры китайцев. Даосы верили в царство демонов, где мучились души грешников, и населенные божествами Небеса, уготованные для праведников. В Средние века учение о бессмертии обернулось культом долголетия, а доктрина Дао как источника жизни – культом многодетности, богатства и т.п.

Ярким выражением синкретизма стал даосский пантеон, включавший в свою иерархию божеств легендарных правителей, мифических героев и мудрецов, видных представителей конфуцианства, различных исторических деятелей. Наибольшей популярностью пользовались поборники справедливости и правого дела – восьмерка бессмертных мудрецов (ба сянь), наделенных чертами людей и волшебников.

Еще во II в. возникает первое институциализированное направление “Путь небесных наставников” (Тянь ши дао). Его основатель и глава – Чжан Даолин (I-II вв.) якобы получил откровение от Лао-цзы и право быть его наместником на земле. В последующем титул “Небесного учителя” передавался в роду Чжан по наследству, вплоть до настоящего времени. В IV в. возникли даосские школы “Высшей чистоты” (Шан цин) и “Духовной драгоценности” (Лин бао). Они уделяли значительное внимание приемам медитативного созерцания.

С IV-VI вв. многие положения даосского учения подверглись пересмотру и все более пользовались официальным признанием. Стала создаваться обширная иерархически построенная организация. Появились первые собрания даосской литературы, оформившиеся в “Даосский канон” (Дао цзан). В VII-VIII вв. возникает институт монашества и монастыри. В это же время даосизм начинает проникать в Корею и другие страны дальневосточного региона.

Поздние даосы пытались превратить свое учение в государственную религию. Они разработали по буддийскому образцу заповеди, составили список заслуг и проступков для добропорядочных подданных Поднебесной. Самые суровые кары полагались за государственную измену и бунт. В стране была создана широкая сеть даосских монастырей, структура которых во многом походила на буддийские монастыри. Танский дом стал вестил свое происхождение от официально обожествленного Лао-цзы. В ХII вв. на севере Китая появляются новые школы, одна из них — “Учение совершенной истины” (Цюаньчжэнь цзяо) приобрела сильное влияние в китайском обществе, которое имеет место и в современном мире. Основное внимание в ней уделяется нравственному совершенствованию и практике созерцания, что сближает ее с психотехникой китайского буддизма. Для духовенства этой школы обязательно принятие монашества.

Однако отношение монархов к даосскому учению не всегда было благоприятным, порой оно подвергалось и гонениям. Так при монгольской династии Юань (1271-1368) Хубилаем даже был издан эдикт о сожжении всех книг “Даосского канона”, за исключением “Дао-дэ цзина”. Только после изгнания монголов и прихода к власти китайской династии Мин (1368-1644) “Даосский канон” был восстановлен и дополнен новыми трактатами. При минской династии даосизму как истинно национальной религии оказывалось особое благоволение. Первые императоры этой династии даже сами отправлялись в горы, где искали встреч с даосскими святыми отшельниками с целью получить у них рецепты вечной молодости. В честь одного из них — мудреца Чжан Саньфэна в горах Уданшань был воздвигнут огромный храмовый комплекс, на строительство которого было прислано более 300 человек. С приходом к власти маньчжурской династии Цин (1644-1911) даосизм снова подвергся гонениям. Иноземная династия предпочитала буддизм и с опаской относилась к “национальной” религии, в недрах многочисленных школ которой вызревали антицинские настроения.

Даосизм оказал сильное влияние на китайскую культуру в целом и на традиционные формы знания. Занятия алхимией способствовали накоплению богатого эмпирического материала в области химии, в традиционной медицине, фармакологии. Даосские сочинения сохранили рецепты лекарств, описание свойств металлов и минералов. Во многом труду именно даосских ученых принадлежат открытия компаса, бумаги, пороха, фарфора, шелка и т.д. Влияние идей даосизма прослеживается в знаменитых классических трактатах о военной стратегии и вообще военном искусстве. Тема гуманизма и войны, поднимаемая в них, актуальна и по сей день.

В наше время даосизм популярен в КНР, на Тайване, в Сянгане и среди китайских эмигрантов в разных странах. Религиозные синкретические группы, практикующие даосизм, подверглись в КНР разгрому в 1960-70-х годах в период “Культурной революции”, а с начала 80-х начали активно восстанавливать свое влияние почти повсеместно, и особенно на периферии, тогда же была восстановлена и созданная в 1953 году Всекитайская Ассоциация последователей даосизма.

Ныне активно действующие храмы божеств китайского пантеона обслуживают шаманы-медиумы, гомеопаты, предсказатели судьбы, хироманты, физиогномисты. Даосские храмы, монастыри и святые места посещают сотни тысяч верующих. В последнее время большую популярность во всем мире приобретают такие, базирующиеся на даосском учении искусства, как фэншуй (геомантия), цигун (психо-физиологические практики, связанные с дыхательной гимнастикой), некоторые стили традиционных боевых искусств ушу (такие как тайцзицюань, багуачжан, синъицюань), китайская астрология и т.д.

https://www.sunhome.ru/religion/1968

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *