Просмотр по

План постановки и автоматизация звука [Р] в словах, слогах и предложениях

1

2

Перспективный план индивидуальных занятий по постановке и автоматизации и дифференциации звуков /Р/,  /Рь/.                    

Ф.И.ребёнка ___________________________________________________________________________________________

      дата

№ занятия, тема, цель.

Содержание.

Литература, используемый наглядный материал.

ЗАНЯТИЕ №1. Подготовительный этап.

Цель: 

1.Выработать умение держать подвижный передний край языка широким и поднимать его к альвеолам.

2.Выработать воздушную струю, направленную на широкий, поднятый к верху кончик языка.

3.Развивать мелкую моторику рук.

4.Развивать фонематический слух.

Отрабатывать опорные звуки [д], [с].

  1. Упражнения на дыхание: «Запах духов» (глубокий вдох)

«Футбол» (с ватным шариком)

     2. Артикуляционная гимнастика:

— улыбка- трубочка

      — почистим домик

      — почистим зубки

      — качели

      — лопаточка

    3. Развитие силы голоса и переключаемости артикуляционного аппарата:   «Игра с мячом» (та-та-та….;  ты- ты- ты….); «Играем в теннис» (то-ты, то- ты…).

    4. Развитие фонематического восприятия « Поймай звук (Р)»

    5. Игра.

  1. Зеркала;
  2. Набор фотографий артикулярных упражнений;

Зонд № 7.

ЗАНЯТИЕ №2. Подготовительный этап.

Цель:

1.Выработать умение держать подвижный передний край языка широким и поднимать его к альвеолам.

2Выработать воздушную струю, направленную на широкий, поднятый к верху кончик языка.

3.Развивать мелкую моторику рук.

4.Развивать фонематический слух.

Отрабатывать опорные звуки [д], [с].

  1. Упражнение на дыхание « Чей листик дальше улетит?»

    2. Артикуляционная гимнастика:

— улыбка- трубочка

— вкусное варенье

— прятки язычка за зубками

— футбол

— лошадка

     3. Развитие переключаемости органов артикуляции:

  « Кулак- ладонь» — та- то…..

  «Кулак- ребро- ладонь»- та- то- ту….

4.Развитие фонематического восприятия. Д/И « Найди картинки, в названии которых есть звук (Р)»

5.Игра.

1.Зеркала;

2.Набор фотографий артикулярных упражнений;

Зонд № 7.

ЗАНЯТИЕ №3. Подготовительный этап.

Цель:

1.Выработать умение держать подвижный передний край языка широким и поднимать его к альвеолам.

2.Выработать воздушную струю, направленную на широкий, поднятый к верху кончик языка.

3.Развивать мелкую моторику рук.

4.Развивать фонематический слух.

Отрабатывать опорные звуки [д], [с].

1.Упражнения на дыхание : «Лошадки фыркают», «Футбол».

2. Артикуляционная гимнастика:

— толстячки (щеки надуть)

— широкая трубочка

-вкусное варенье

— лошадка

— грибок

— дятел стучит

 3.Развитие переключаемости органов артикуляции « Разговор дятла с птенчиками»

ДЫ- ДЫ- ДЫ- ДЫК         ДА- ДА- ДА- ДАК

ДО- ДО- ДО- ДОК           ДУ- ДУ- ДУ-ДУК

         4 Развитие фонематического восприятия « Поймай звук», « Найди картинку со звуком (Р)»

         5 Игра.

1.        Зеркала;

2.        Набор фотографий артикулярных упражнений;

Зонд № 7.

ЗАНЯТИЕ №4. Подготовительный этап.

Цель:

1.Выработать умение держать подвижный передний край языка широким и поднимать его к альвеолам.

2.Выработать воздушную струю, направленную на широкий, поднятый к верху кончик языка.

3.Развивать мелкую моторику рук.

4.Развивать фонематический слух.

Отрабатывать опорные звуки [д], [с].

1.Упражнение на дыхание «БУРЯ» (язык м/д зубами, дуть сильно до вибрации губ и языка)

2. Артикуляционная гимнастика:

-Улыбка- трубочка

— лошадка

-грибок

-гармошка

-сдуй листок с грибка (язык держать пальцами)

— чашечка

    3. развитие переключаемости органов артикуляции «Поезд»

Ты- ды, ты- ды, ты- ды….. (с движениями пальцев)

     4  Анализ и синтез. Определение позиции звука (Р) в словах:

РЫСЬ, ТРАВА, БУГОР, РАК

5.Игра.

1.        Зеркала;

2.        Набор фотографий артикулярных упражнений;

Зонд № 7.

ЗАНЯТИЕ №5. Постановка звука /Р/

Цель:

1.Объединить отработанные на подготовительном этапе движения и положения органов артикулярного аппарата.

Создать артикуляционную базу звука [р], [р’], с добавлением воздушной струи и голоса.

2.Развивать мелкую моторику рук.

3.Развивать фонематический слух.

1.Упражнение на дыхание «Подуй на челку»

2. Артикуляционная гимнастика:

— улыбка- широкая трубочка

— почистим домик

— дятел стучит

— парус

— помаши хвостиком

  3. Развитие переключаемости органов артикуляции:

« Поезд», «Пароход» (пта- пто, пты- пту…)

  4 Развитие фонематического восприятия «Подними флажок, когда услышишь звук (Р)»

ров- лов, жарко- жалко, рама- лама…

    5. Игра.

  1. Зеркала.
  2. Набор фотографий артикуляционных упр-ий;.
  3. Предметные картинки со звуком [р], [р’].

Зонд № 7.

ЗАНЯТИЕ №6. Постановка звука /Р/

Цель:

1.Объединить отработанные на подготовительном этапе движения и положения органов артикулярного аппарата.

Создать артикуляционную базу звука [р], [р’], с добавлением воздушной струи и голоса.

2.Развивать мелкую моторику рук.

3.Развивать фонематический слух.

1.Упражнение на дыхание: «Фокус с ваткой»

2. Артикуляционная гимнастика:

— сердитый индюк (надуть щеки)

— болтушка

— мастерим качели (д-т- д- т- д- т..)

— качели

— чашечка

— грибок

— сдуй листок с грибочка

 3. Анализ и синтез. Определение позиции звука (Р) в словах

ТЕЛЕВИЗОР, РАК, РАКЕТА.

  4. Игра.

1.Зеркала.

2.Набор фотографий артикуляционных упр-ий;.

3.Предметные картинки со звуком [р], [р’].

Зонд № 7.

ЗАНЯТИЕ №7. Постановка звука /Р/

Цель:

1.Объединить отработанные на подготовительном этапе движения и положения органов артикулярного аппарата.

Создать артикуляционную базу звука [р], с добавлением воздушной струи и голоса.

2.Развивать мелкую моторику рук.

3.Развивать фонематический слух.

1.Упражнения на дыхание: «Фокус», «Подуй на челку»

2. Артикуляционная гимнастика:

— качели

— чашечка

— лошадка

— грибок

— гармошка

— сдуй листок с грибочка

— помаши хвостиком

3.Развитие переключаемости органов артикуляции:

«Электродрель» дж-ж-ж-ж-о, дж-ж-ж-ж-а и т.д.

3.Постановка звука (Р) с механической помощью от упражнения «Электродрель»

4.Д/И «Малышкина школа» (найди ошибки в произношении)

1.Зеркала.

2.Набор фотографий артикуляционных упр-ий;.

3.Предметные картинки со звуком [р], [р’].

Зонд № 7.

ЗАНЯТИЕ №8. Автоматизация звука (Р) в слогах со стечением (ТР, ДР)

Цель:

1.Постепенно, последовательно ввести поставленный звук [р] в слоги.

2.Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость,

3.Развивать фонематический слух.

1.Упражнение на дыхание « Сдуй карандаш со стола»

2. Артикуляционная гимнастика:

— качели

— чашечка

— лошадка

— грибок

— гармошка

— дятел стучит

— помаши хвостиком

— заведи моторчик

3. Игровое задание «Пилим дерево»

Тра- тра         тру- тру       тры- тры

Дра- дра        дро- дро       дры- дры

4.Развитие фонематического восприятия «Игра с мячом» (лови, если услышишь звук (Р) в слове)

5.Игра.

Норкина Ю.Б

Занятие № 1

Зеркала;

Карточки со звукосочетаниями и слогами;

Дидактический материал.

ЗАНЯТИЕ №9 Автоматизация звука (Р) в слогах со стечением (АТР, ОТР…)

Цель:

1.Развивать умение правильно произносить звук в словах с обратным слогом.

2.Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух.

3.Корректировать грамматическую сторону речи, развивать звуковой анализ.

1.Упражнение «Повтори правильно»

Атр- атр       ытр- ытр         итр- итр      

Отр- отр      утр- утр           ятр- ятр

2.Упражнение « Какого звука нехватает?»

Узо…, абажу…., ти…, жи…, вете…., мото….

3.Д/И «Телеграф» (отстукивание слов по слогам)

Комар, порт, арбуз, ирга, Арктика.

4.Д/И «Потерялась буква» (с разрезной азбукой)

Ма …ка,  го… ка, но… ка, ко… ка.

5.Д/И «Сочини стихи» (вставь слова: ДВОР, ЕГОР, ЗАБОР, ТОПОР)

— Шел …. Через …..

Видит- сломанный …..

Взял ….. — ……

Быстро починил…..

1.Норкина Ю.Б.

Занятие № 2

Занятие № 3

2.Комарова Л.А

«Автоматизация Р в игровых упражнениях»

Зеркала;

Карточки со звукосочетаниями и слогами;

Дидактический материал.

ЗАНЯТИЕ №10. Автоматизация звука (Р) в слогах со стечением (ВРА, ПРА, БРА, ГРА, ФРА…)

Цель:

1.Развивать умение правильно произносить звук в словах без ударения на слоге, в словах с обратным слогом, предложениях

2.Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух.

3.Корректировать грамматическую сторону речи, развивать звуковой анализ.

1.Игровое задание «Жонглеры» с мячиками

ПРА- ПРО          БРА- БРО             ВРА- ВРО

ПРУ- ПРЫ          БРУ- БРЫ            ВРУ- ВРЫ

2.Анализ и синтез. Определение позиции звука (Р) в слове  ВРАЧ, ПОВАР, РАДИСТ

3.Д/И «Повтори правильно» :

БРАТ, БРАСС, БРУС, ПРАВДА, БРЫСЬ И Т.Д.

4.Д/И «Разговор крокодила и носорога» (интонация)             КРА-КРО!     КРУ-КРЫ?     ГРУ- ГРА.    ГРЫ- ГРО?

5.Д/И «Замени 1-й звук в слове»                                               ГРАЧ- ВРАЧ        РОЗА- ГРОЗА     РАД- ГРАД    РОТ- КРОТ

НоркинаЮ.Б.

Занятие № 4

Занятие № 5

Зеркала;

Дидактический материал.

ЗАНЯТИЕ №11. Автоматизация звука «Р» в открытых  слогах.

Цель:

1.Автоматизировать звук «Р» в открытых  слогах.

2.Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух, грам.строй, звуковой анализ.         

1.Игровое задание «Музыканты» (отстукивание ритма):           барабан- ра- ра- ра-….

Труба- ру- ру- ру-….

Тромбон- ро- ро- ро-…

2.Д/И «Придумай имена куклам»

И…(ра),  Ле…(ра), Ве…(ра),  Ла…(ра), Ма….(ра).

3.Упражнение «Повтори правильно» :                                              РАК, МУРАВЕЙ, РОТ, Рома, рысь, игра…

4.Игра на развитие памяти и внимания.

1.Коноваленко В.В.

Занятие № 1,№ 2.

2.Комарова Л.А

«Автоматизация Р в игровых упражнениях»

Зеркала;

Дидактический материал.

ЗАНЯТИЕ №12. Автоматизация звука «Р» в прямых слогах, словах.

Цель:

1.Развивать умение правильно произносить звук  «Р» в словах в безударной позиции

2.Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух.

3. Корректировать грамматическую сторону речи, развивать звуковой анализ.

4.Упражнять в умении делить слова на слоги.

1.Д/И «Разноцветные картинки»                                              КРАСНЫЙ : шар, мухомор…..

РОЗОВЫЙ: георгин, перо…

ОРАНЖЕВЫЙ: куртка, хурма…

СЕРАЯ: ворона, рыбка…

2.Д/И «Составь пару»

РАННЕЕ:…. Утро,….

РАННЯЯ:…. Пора

РАННИЙ: ….завтрак…

3.Д/И « Найди отличия» (по картинкам)

4.Д/И « Муравейник» по карточкам

1.Коноваленко В.В.

Занятие № 3,№ 4.

2.Комарова Л.А

«Автоматизация Р в игровых упражнениях»

Зеркала;

Дидактический

материал.

ЗАНЯТИЕ №13. Автоматизация звука «Р» в словосочетаниях, предложениях.

Цель:

1.Продолжать учить произносить правильно звук  «Р» в словах и предложениях.

2.Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух.

3.Корректировать грамматическую сторону речи (согласование окончаний), развивать звуковой анализ.

  1. Игровое задание «Составь предложения из заданных слов»
  2. Упражнение «Повтори правильно»
  3. Д/И «Кто идет в гости к Буратино?» (составление рассказа по картинке)
  4. Стихи со звуком (Р)
  5. Игра «Что перепутал художник?»

Коноваленко В.В.

Занятие № 5.

Занятие № 6

Зеркала;

Дидактический материал.

ЗАНЯТИЕ №14. Автоматизация звука «Р» в словосочетаниях, предложениях.

Цель:

1.Продолжать учить произносить правильно звук  «Р» в словах и предложениях.

2.Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух.

3.Корректировать грамматическую сторону речи (согласование окончаний), развивать звуковой анализ.

1.        Игровое задание «Составь предложения из заданных слов»

2.        Упражнение «Повтори правильно»

3.        Стихи со звуком (Р)

4.        Игра «Один- много», « 1,2,5»

Коноваленко В.В.

Занятие № 7.

Занятие № 8

Зеркала;

Дидактический материал

ЗАНЯТИЕ №15. Автоматизация звука «Р» в  предложениях.

Цель:

1.Развивать умение произносить правильно звук   в предложениях.

2.Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух.  

3.Корректировать грамматическую сторону речи, развивать звуковой анализ.

  1. Игра « 10-7-2-1».
  2. Спряжение в прошедшем времени.
  3.  Скороговорки.
  4. Игра « Телеграф».
  5. Закончи слово.

Коноваленко В.В.

Занятие № 9

Занятие №10

Зеркала;

Дидактический

материал.

ЗАНЯТИЕ №16,№17. Автоматизация звука «Р» в  речи.

Цель:

1.Закреплять четкое произношение звука в речи.  2.Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух.

3. Корректировать грамматическую сторону речи, развивать звуковой анализ.

4.Упражнять в умении делить слова на слоги.         

        

1.Игра « 1-2-7-10»

2.Скороговорки.

3. Игра « Телеграф».

4. Спряжение в прошедшем времени.

5. Игра « Эхо»

Коноваленко В.В.

Занятие № 11

Занятие № 12

Зеркала;

Дидактический материал.

ЗАНЯТИЕ №18,19. Автоматизация звука «Р» в   предложениях, в речи.

Цель:

1.Учить четко произносить звук «Р» в речи.

2.Развивать  внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух.

3. Корректировать грамматическую сторону речи, развивать звуковой анализ.         

1.Задание «Составь предложения из предложенных слов»

2.        Д/И «Назови лишнее слово »

3.        Скороговорки

4.Стихи со звуком (Р)

Коноваленко В.В.

Занятие № 13

Занятие 14

Зеркала;

Дидактический материал.

ЗАНЯТИЕ № 20,№21. Автоматизация звука «Р» в речи.

Цель:

1.Закреплять четкое произношение звука «Р» в предложениях, рассказах.

2.Развивать  внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух.  

3.Корректировать грамматическую сторону речи, развивать звуковой анализ.

4.Упражнять в умении определять место звука «Р».         

1.Чистоговорки со звуком (Р)

2. Упражнение «Повтори правильно»

3. Д/И «Предметы на шарах» (выбрать предмет со звуком (Р))

4. Задание «Подбери нужное слово».

5.Игра «Помоги Рае купить игрушки» (выбрать предметы со звуком (Р)

Коноваленко В.В.

Занятие № 15

Занятие 16

Зеркала;

Дидактический материал.

ЗАНЯТИЕ № 22,№ 23.Постановка (Р*)

Автоматизация (Р*) в слогах и словах.

1.Объединить отработанные на подготовительном этапе движения и положения органов артикулярного аппарата.

2.Создать артикуляционную базу звука [рь], с добавлением воздушной струи и голоса.

3.Развивать мелкую моторику рук.

4.Развивать фонематический слух.

1.Д/И «Скажи наоборот»

Ра- ря     ру- рю     ры- ри     ур- урь    ир- ирь    ар- арь

2.Д/И «Назови профессии»

В аптеке работает-   аптекарь

Траву косит-  косарь

Землю пашет- пахарь

Хлеб печет- пекарь

3.Чистоговорки на (Р*)

4.Анализ и синтез. Определение позиции звука (Р*) в слове

РЕЧКА, РЕШЕТО, РЕПЕЙНИК

5.Д/И «Малышкина школа» (исправь ошибку, скажи правильно

1.Коноваленко В.В.

Занятие № 1,№ 2.

Занятие № 3,№ 4.

2.Комарова Л.А

«Автоматизация Рь в игровых упражнениях»

Зеркала;

Дидактический

материал.

ЗАНЯТИЕ № 24,№ 25 Автоматизация (Р*) в связной речи и предложениях.

1.Продолжать учить произносить правильно звук  «Рь» в словах и предложениях.

2.Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух.

3.Корректировать грамматическую сторону речи (согласование окончаний), развивать звуковой анализ.

  1. Стихи со звуком (Р*)
  2. Упражнение «Повтори правильно»
  3. Д/И «Составь предложения из заданных слов»
  4. Игра «Что из чего сделано?»

1.Коноваленко В.В.

Занятие № 5,№ 6.

Занятие № 7,№ 8.

2.Комарова Л.А

«Автоматизация Рь в игровых упражнениях»

Зеркала;

Дидактический

материал.

ЗАНЯТИЕ № 26,№27 Автоматизация (Р*) в связной речи и предложениях.

1.Продолжать учить произносить правильно звук  «Рь» в связной речи  и предложениях.

2.Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух.

3.Корректировать грамматическую сторону речи (согласование окончаний), развивать звуковой анализ.

1.Стихи, чистоговорки со звуком (Р*)

2.Упражнение «Повтори правильно»

3. Д.и. « Назови ласково»

4.Изменяй предложения.

5.Игра «Кто чем занимается?»

1.Коноваленко В.В.

Занятие № 9,№ 10.

Занятие № 11,№ 12.

Зеркала;

Дидактический

материал.

ЗАНЯТИЕ № 28,№29 Автоматизация (Р*) в связной речи и предложениях.

1.Продолжать учить произносить правильно звук  «Рь» в связной речи  и предложениях.

2.Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух.

3.Корректировать грамматическую сторону речи (согласование окончаний), развивать звуковой анализ.

1.Чистоговорки со звуком (Рь)

2. Упражнение «Повтори правильно»

3. Д/И «Предметы на шарах» (выбрать предмет со звуком (Рь))

4. Задание «Подбери нужное слово».

1.Коноваленко В.В.

Занятие № 13,№ 14.

Занятие № 15,№ 16.

Зеркала;

Дидактический

материал.

ЗАНЯТИЕ № 30,№31 Автоматизация (Р*) в связной речи и предложениях.

1.Продолжать учить произносить правильно звук  «Рь» в связной речи  и предложениях.

2.Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух.

3.Корректировать грамматическую сторону речи (согласование окончаний), развивать звуковой анализ.

1.Задание «Составь предложения из предложенных слов»

2.        Д/И «Назови лишнее слово »

3.        Скороговорки

4.Стихи со звуком (Рь).

1.Коноваленко В.В.

Занятие № 17,№ 18.

Зеркала;

Дидактический

материал.

ЗАНЯТИЕ № 32. Автоматизация звука «Р ,РЬ» в речи.

Цель:

1.Закреплять четкое произношение звука «Р» в предложениях, рассказах.

2.Развивать  внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух.

3. Корректировать грамматическую сторону речи, развивать звуковой анализ.         

Пересказ рассказов:

« Воробей на крыше».

«Вот так игра!»

« Добрый леопард».

Ткаченко Т.А.

«Фонопедические рассказы с картинками».

Зеркала;

Сюжетные картинки;

ЗАНЯТИЕ № 33. Автоматизация звука «Р,Рь» в речи.

Цель:

1.Закреплять четкое произношение звука «Р» в предложениях, рассказах.

2.Развивать  внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух.

3.  Корректировать грамматическую сторону речи, развивать звуковой анализ.         

Пересказ рассказов.

«Старые игрушки».

«Сорные куры».

«Смешной фрак».

Ткаченко Т.А

«Фонопедические рассказы с картинками».

Зеркала;

Сюжетные картинки;

ЗАНЯТИЕ № 34. Автоматизация звука «Р, Рь» в речи.

Цель:

1.Закреплять четкое произношение звука «Р» в предложениях, рассказах.

2.Развивать  внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух.

3.  Корректировать  грамматическую сторону речи.

Пересказ рассказов:

«Битва с комаром».

« Карнавальный костюм».

«Отец и сыновья».

Ткаченко Т.А. «Фонопедические рассказы с картинками».

Зеркала;

Сюжетные картинки;

ЗАНЯТИЕ № 35. Автоматизация звука «Р,Рь» в речи.

Цель:

1.Закреплять четкое произношение звука «Р» в предложениях, рассказах.

2.Развивать внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух.

3.  Корректировать грамматическую сторону речи.

Пересказ рассказов:

«Рваная рубаха».

«Случая на стройке».

«Открытые ворота».

Ткаченко Т.А. «Фонопедические рассказы с картинками».

Зеркала;

Сюжетные картинки;

ЗАНЯТИЕ № 36Дифференциация звуков (Р)- (Р*)

1.Учить различать звуки (Р)- (Р*)  изолированно в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихотворениях, рассказах и в самостоятельной речи.

2.Развивать память, мышление, воображение.

3.Развивать чувство языка.

  1. Д/И «Подари подарки Роме и Рите» (по картинкам)
  2. Скороговорки
  3. Д/И «4-й лишний»  ( репа, Рита, рама, рюмка)
  4. Анализ и синтез. Определи позицию звуков (Р), (Р*) в словах    КОРОВА, ДОРОГА, ГРЕЧКА, ТОПОРЫ
  5. Игра «Тень»

Картотека «Дифференциация звуков (Р)- (Р*) «

Зеркала;

Сюжетные картинки;

ЗАНЯТИЕ № 37 .Дифференциация звуков [р] и [л], [р’] и [л’].

1.Учить различать звуки [р] и [л], [р’] и [л’] изолированно в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихотворениях, рассказах и в самостоятельной речи.

2.Развивать память, мышление, воображение.

3.Развивать чувство языка.

Словарная работа.

  1. Д/И «Закончи слово (ЛЫ) или (РЫ)»

ШКО…, КОВ…, ШКУ…, КОЗ…, СКА…

  1. Д/И «Замени звук (Л) на (Р)»

ЛАК- РАК, ЛОВ- РОВ, БАЛ- БАР, ЖАЛ- ЖАР, МИЛ- МИР, ИГЛА- ИГРА, БЛОШКА- БРОШКА, ЖИЛ- ЖИР

  1. Д/И «Помоги Ладе и Роме разобрать вещи» (по картинкам)
  2. Скороговорки
  3. Игра «угадай, чего не стало?»

Картотека

Дифференциация звуков [р] и [л], [р’] и [л’].

Зеркала;

Сюжетные картинки;

ЗАНЯТИЕ № 38 Дифференциация звуков [р] и [л], [р’] и [л’].

1.Учить различать звуки [р] и [л], [р’] и [л’] изолированно в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихотворениях, рассказах и в самостоятельной речи.

2.Развивать память, мышление, воображение.

3.Развивать чувство языка.

Словарная работа.

Картотека

Дифференциация звуков [р] и [л], [р’] и [л’].

Зеркала;

Сюжетные картинки;

ЗАНЯТИЕ № 39,№ 40 Дифференциация звуков [р] и [л], [р’] и [л’] в речи.

1.Учить различать звуки [р] и [л], [р’] и [л’] изолированно в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихотворениях, рассказах и в самостоятельной речи.

2.Развивать память, мышление, воображение.

3.Развивать чувство языка.

Пересказ рассказов:

«Первый концерт»

«Умная рыбка».

« Красавец мухомор».

Ткаченко Т.А. «Фонопедические рассказы с картинками».

Зеркала;

Сюжетные картинки;

https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2022/02/14/plan-po-postanovke-zvuka-r
——————————————————
Здравствуйте. У вас звук Р грассирующий, для русского языка это не считается нормой. К сожалению, исправить именно такой вариант произношения труднее, чем если бы звука не было вообще, т.к. вы привыкли за столько лет произносить его именно так. Нужно будет переучиваться, это может занять несколько месяцев. Но для начала правильный звук нужно поставить.
Артикуляционный уклад звука Р:
Кончик языка касается бугорков за верхними зубами. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Форма языка напоминает ложечку. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка дрожит. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).То есть нужна вибрация именно на кончике языка! Тогда звук будет звучать четко.

Как должно проходить занятие:
1. Артикуляционная гимнастика
2. Дыхательные упражнения
3. Постановка/автоматизация звука

Порядок примерно такой. Заниматься каждый день по 20-30 минут. Не сидите подолгу, лучше несколько раз в день понемногу, чем 1 раз, но долго. Так будет эффективнее.

Вот один из способов постановки звука:
Ставите язык в нужную артикуляционную позу (как в описании), и кончиком языка стучите в альвеолы (по бугоркам за верхними передними зубами), получится звук, похожий на английскую D.
Продолжаем стучать так, ускоряемся, берем ватную палочку, заводим снизу вверх под кончик языка (НЕ ПЕРЕСТАЕМ СТУЧАТЬ!) и делаем быстрые вибрирующие движения, будет получаться звук, похожий на Р. Дуем сильнее — и произносим звук. Тренируемся, пока не начнет получаться без палочки.
На ютубе есть ролики, где это все демонстрируется, введите «постановка звука Р».
Когда научитесь говорить нормативный Р, нужно будет его автоматизировать. Это главная и наиболее сложная и кропотливая часть работы. Есть определенная поэтапность автоматизации. Слоги (РА, РО, РУ, РЫ, РЭ, АР, ОР, УР, ЫР, ЭР, АРА, АРО, АРУ, АРЫ, АРЭ, УРА… и т.д. с другиими гласными. Потом в сочетании с согласными КРА, КРО, КРУ, КРЫ, КРЭ, ГРА, ГРО, ГРУ… и т.д. с согласными Г,Б,Д,С,З,В и т.д. Потом или параллельно в словах.
Рекомендую купить книгу для автоматизации звука Р авторов Коноваленко или «Книга «Вводим звуки в речь. Картотека заданий для автоматизации звуков Р, Р'» — Османова, Перегудова и заниматься по ней.
Переходить к более сложным заданиям можно только если отрабатываемый этап получается уже идеально.

Все это очень сложно правильно сделать самостоятельно, в некоторых случаях при самостоятельной работе БЕЗ ЛОГОПЕДА можно даже ухудшить ситуацию, поэтому настоятельно рекомендую обратиться к логопеду — дело пойдет быстрее и так вы будете знать, что делаете правильно, специалист сам поставит звук и подберет вам материал для автоматизации. Сходите хотя бы несколько раз для постановки и потом раз в 1-2 недели для контроля автоматизации, т.к. нужно уметь слышать звук, верно ли все произносится и т.д. Самого себя контролировать не имея опыта очень сложно.

———————————————————————-

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *