Просмотр по

Бородин Александр Порфирьевич

Русский композитор. Химик-органик. Доктор медицины. Общественный деятель. Участник «Могучей кучки». Считается одним из основателей классических жанров симфонии и квартета в России. Наиболее значительное произведение композитора: опера «Князь Игорь».


Александр Бородин родился 12 ноября 1833 года в городе Санкт-Петербург. Отцом мальчика являлся грузинский князь Лука Гедианов, а матерью Евдокия Антонова. Они никогда не были женаты и при рождении записан сыном крепостного слуги князя, Порфирия Ионовича Бородина и его жены Татьяны Григорьевны. До семи лет являлся крепостным своего отца, который перед смертью в 1840 году дал сыну вольную и купил четырехэтажный дом для него и Евдокии Константиновны, выданной замуж за военного врача Альберта Клейнеке. Нравы первой половины XIX века не допускали внебрачных связей, поэтому имена родителей скрывались и в обществе ребенка представляли как племянника Евдокии Константиновны.

Из-за происхождения, не позволявшего поступить в гимназию, Бородин проходил домашнее обучение по всем предметам гимназического курса, изучал немецкий и французский языки и получил прекрасное образование. Уже в детстве обнаружил музыкальную одаренность. В возрасте десяти лет стал интересоваться химией. Окончил Медико-хирургическую академию Петербурга. Химия, наряду с музыкой стала делом его жизни. Бородин подготовил, провел и напечатал двадцать одно химическое исследование.

По окончании учебного курса в 1857 году Бородин работал в военном госпитале. Через год защитил диссертацию, получил докторскую степень по медицине и занялся исследовательской работой. Первым научным трудом, прославившим Александра, стал отчет о влиянии минеральных вод на организм человека, ставший достоянием общественности в 1859 году.

В том же году академический совет отправил Бородина за границу, чтобы тот повысил квалификацию и перенял иностранный опыт. На протяжении двух лет в Германии, проведенных в окружении блестящих ученых Эдуарда Юнге, Ивана Сеченова, Сергея Боткина, Николая Зинина, Дмитрия Менделеева, молодой исследователь участвовал в заседаниях ученого конгресса, где были четко определены понятия «молекула» и «атом».

Во время зарубежной командировки Бородин посетил Италию, познакомился с местными профессорами, ставил химические опыты с фтористыми соединениями в студенческой лаборатории Пизанского университета. Лето 1862 года молодой ученый снова провел в Германии, а на зиму переехал во французскую столицу. На родину Александр вернулся в начале 1863 года, сдав отчет о проделанной научной работе и заняв должность помощника профессора академии, которую совмещал с преподаванием. Через год Бородина повысили до ординарного профессора и поручили возглавить химическую лабораторию, где продолжал заниматься научными исследованиями.

В 1868 году вместе со своим учителем Николаем Зининым Александр заложил фундамент Русского химического общества, а затем поспособствовал Дмитрию Менделееву в организации медицинских курсов для барышень, бывших аналогом университетского образования. В 1877 году Бородин достиг верхней ступени ученого сообщества и получил звание академика, а в 1883 году Общество русских врачей избрало его почетным членом. За время научной карьеры талантливый химик написал более 40 работ, ему принадлежит открытие фтористого бензола и способа получения галогенозамещенных углеродов, который назвали реакцией Бородина-Хунсдикера.

Творческое наследие Бородина, совмещавшего научную и преподавательскую деятельность со служением искусству, сравнительно невелико по объему, однако внесло ценнейший вклад в сокровищницу русской музыкальной классики. Александр  Порфирьевич считается одним из основателей классических жанров симфонии и квартета в России.

В Петербурге молодой ученый познакомился с музыкальным и общественным деятелем Милием Балакиревым и стал участником «Могучей кучки», куда, помимо него, вошли Модест Мусоргский, Николай Римский-Корсаков, Цезарь Кюи. Объединение, возглавляемое критиком Владимиром Стасовым, ставшее второй семьей Бородина, повлияло на музыкальный вкус и творческую направленность композитора, считавшегося продолжателем традиции Михаила Глинки.

Истинное величие таланта Бородина раскрылось во 2-й «Богатырской» симфонии, воспевающей былинную силу русского народа. В этом произведении плясовые мотивы переплелись с задушевными лирическими темами и, нагнетаясь, трансформировались в мощные звуки игрищ былинных силачей.

Собственные сочинения Александр Порфирьевич исполнял на званых вечерах в особняке Митрофана Беляева, где собиралась творческая элита. Основными темами шедевров Бородина стали свобода, любовь к родине и национальная гордость русского народа. Наиболее значительным его произведением по праву признается опера «Князь Игорь», являющаяся образцом героического эпоса в музыке. Композитор работал над ней 18 лет и не успел завершить. Она закончена Николаем Римским-Корсаковым и Александром Глазуновым уже после смерти автора.

Александр Порфирьевич Бородин скончался 27 февраля 1887 года в Санкт-Петербурге от сердечного приступа на праздновании широкой масленицы. Похоронен великий композитор на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре северной столицы.

Творчество Александра Бородина

Память об Александре Бородине

Семья Александра Бородина

https://rus.team/people/borodin-aleksandr-porfirevich

_________________________________________________

СЕМЬЯ АЛЕКСАНДРА БОРОДИНА

Отец — Лука Гедианов, происходил из знатного и богатого грузинского рода. Князь поздно женился, брак был неудачным: через несколько лет супруги стали жить отдельно, и Гедианов переехал из Москвы в Петербург. В столице, на одном из танцевальных вечеров, отец влюбился в Авдотью Антонову, дочь простого военного из Нарвы. Их общего сына Гедианов распорядился записать как ребенка своего слуги по фамилии Бородин. По документам будущий композитор являлся крепостным собственного отца.

Брат — Дмитрия Александрова (род. 1844)
Сестра- Евгения Федорова (род. ок. 1847)

Жена — Екатерина Протопопова (брак с 1863).

Детей не было.

_______________________________________

 

ПАМЯТЬ ОБ АЛЕКСАНДРЕ БОРОДИНЕ

Государственный квартет имени А. П. Бородина.

Симфонический оркестр Центрального Дома Ученых РАН им. А. П. Бородина, Москва.

Санаторий имени А. П. Бородина в Солигаличе Костромской области

Актовый зал имени А. П. Бородина в РХТУ им. Д. И. Менделеева

Детская музыкальная школа имени А. П. Бородина в Санкт-Петербурге.

Детская музыкальная школа имени А. П. Бородина № 89 в Москве.

Детская музыкальная школа имени А. П. Бородина № 17 в Смоленске

Детская музыкальная школа № 2 им. А. П. Бородина в г. Дзержинск, Нижегородской области

Владимирский областной музыкальный колледж имени А. П. Бородина

Самолет Airbus A319 (номер VP-BDM) авиакомпании Аэрофлот

Музей Александра Порфирьевича Бородина, село Давыдово Владимирской области.

Пароход «Композитор Бородин».

Памятная монета Центрального банка Российской Федерации номиналом 1 рубль, выпущенная к 160-летию композитора в 1993 году.

———————————————————————

Бородин А., хор половецких девушек «Улетай на крыльях ветра»,

анализ хорового произведения

В основе оперы «Князь Игорь» — сюжет замечательного памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», написанного в XII в. «Слово…» рассказывает о походе князя Игоря в 1185 году против степных кочевников-половцев. Оставшийся неизвестным автором «Слово…»  — судя по всему, человек передовых для своего времени воззрений и широкого кругозора – показал опасность разлада между русскими князьями и призвал их к единству перед лицом врага. В соответствии с особенностями оперного жанра Бородин был вынужден несколько отступить от литературного первоисточника – «Слово о полку Игореве». В частности выпали такие эпизоды, как битва русских и половцев и «Золотое слово» — призыв князей к объединению. В опере обойдены недостатки действительного, известного по летописям  Игоря – его легкомыслие, жажда личной славы. Хотя «Слово…» пронизано мыслью о народе и заботой о его интересах, там нет эпизодов, непосредственно показывающих народные массы. Он создал хоры ратников, девушек, крестьян раскрыв в их музыке многообразные чувства, думы, черты характера народа. Опера наполнена хоровыми сценами, которые в свою очередь рисуют два великих народа – русский и половецкий. Вся опера построена на сопоставлении русских и половецких хоровых сцен.

Опера состоит из 4-х действий с прологом. Действие происходит в Путивле (пролог, 1-ое и 4-ое действие) и в половецком стане (2-ое и 3-е действие) в 1185 году.

Начинается опера прологом: интродукция.

1-ое действие: «Речитатив и песня Владимира Галицкого», «Княжая песня», «Ариозо Ярославны», «Сцена Ярославны с девушками».

2-ое действие: «Хор половецких девушек», «Каватина Кончаковны», «Речитатив и Каватина Владимира Игоревича», «Дует Владимира Игоревича и Кончаковны», «Ария князя Игоря», «Ария Кончака», «Половецкая пояска с хором».

3-е действие: «Песня хана Кончака», «Трио. Кончаковна, Владимир и Игорь».

4-ое действие: «Плачь Ярославны», «Хор», «Дует Игоря и Ярославны», «Песня гудочников», «Заключительный хор».

Яркий примером, характеризующим половецкий народ, является хор половецких невольниц «Улетай на крыльях ветра», который открывает «Половецкие пляски». Все разнообразные стороны половецкого характера – спокойная созерцательность и горячая темпераментность, упоительная истома и дикая воинственность – показанные ранее в хоре половецких девушек, и в хоре половецкого дозора из начала 2-го действия, соединяются и раскрываются в полную силу. Наиболее ярко представлены в «Половецких плясках» и самобытные музыкально-стилистические особенности восточных песен и танцев (композитор использует гармонический минор, мелизматические украшения в оркестре).

Сцена начинается хором и пляской девушек-невольниц, поющих о далекой родине («Улетай на крыльях ветра»). Их необычно поэтичная, задумчивая песня, сопровождаемая плавным танцем, вызывает в воображении образ бескрайнего приволья. В оркестровом вступлении можно отметить гибкость и пластичность распевной мелодии при застывшем органном пункте, мелодические украшения, необычную гармонизацию, синкопированный (остинатный) ритм в басовой партии на протяжении всего хора, с помощью которого осуществляется переход в пляску.

В оркестровом вступлении  солирует гобой (первые 5 тактов), потом solo проходит у кларнета. Вступление занимает 14 тактов, оно как бы вводит нас в мир бескрайнего восточного приволья. Для этого характерны тембры солирующих инструментов, выбран темп Andante (спокойно), нюанс piano (тихо), колоритная тональность A – dur при размере 4/4 (пример 1).

Форма этого хора куплетная с оркестровым вступлением и заключением. В первом куплете проведению темы характерно постепенное движение мелодии вниз. Солируют сопрано, их мелодическая линия наполнена украшениями, а слова отображают печальный образ невольниц. В оркестровом сопровождении наблюдается сложная гармонизация (SII₂, VI, T₂). В верхнем голосе партия гобоя дублирует партию сопрано.

Второй куплет имеет развивающую форму, новый тембр, новая тема у альтовой партии (на сл. «Там под знойным небом…»). Они продолжают и мелодически развивают предыдущую линию сопрано. При одинаковом с первой частью ритме, мелодия несет другой окрас. Меньше милизматики, без единого дыхания. Во втором куплете ярко гармонический минор с пониженной VI ступенью. Не меняется динамика, так же остается mp, здесь развивается образ из первого проведения темы.

Третий куплет (реприза), проведение темы – дует сопрано с альтами – кульминация всего хора. Несмотря на то, что сопрано ведут все туже мелодическую линию, это проведение имеет другой характер. Альты ведут свою, не менее значительную мелодическую линию, близкую к подголосочному проведению. Они подражают свои бархатным тембром виолончелям, тем самым вносят в музыку особый колорит.Текст этого проведения дает описание родины невольниц с её красотой гор, долин, лесов…

В 3-ем куплете нюанс mezzo piano сменяется на mezzo forte.В ритмический рисунок альтов используются целые и половинные длительности (см. пример 4). З-й куплет плавно переходит в заключение, которое выполняет роль смысловой точки (успокоение чувств и смирение). В основе заключения лежит 2х тактовая фраза из основной мелодии. Сначала эта фраза проходит в партии у альтов, затем у сопрано, и заканчивается у альтов. D Т несколько раз повторено. В заключении нюанс mezzo forte сменяется на mezzo piano, а потом и на piano.

Хор написан для женского хорового состава – Сопрано, Альты.

Общий диапазон:

Диапазоны партий:

С:                               А:

У всех голосов небольшой диапазон. Регистр у сопрано и у альтов средний. Тесситура удобная. Дыхание совпадает со строением фраз, берется по фразам во время пауз. В третьей части (на сл. «Там так ярко…») наблюдается выделение из ансамбля сопрано, так как у них главная мелодия, а альты исполняют роль подголоска. Строение мелодии скачкообразное, в основном это на ч4 и ч5.

Во 2ой части мелодия приобретает минорную окраску, послеживают встречные знаки, её труднее исполнить.

Сложности в исполнении:

1.В 3ей части могут быть в альтовой партии, в исполнении долгих нот (целые, половинные, а так же залигованные ноты). Их нужно исполнять с тенденцией к повышению, чтобы не занизить звучание.

2.Ритмический рисунок, как в хоровых партиях, так и в оркестре, сложный разнообразный, что характерно для восточной музыки (триоли, синкопы, пунктирные ритм).

3.Интонационно верно пропевать мелкие длительности

Основной прием звуковедения Legato (связанно), атака звука мягкая.

Дикционные трудности:

1.Работа над свистящими и шипящими звуками: песня, наша, свобода, солнце светит и т.д.

Дирижерские задачи:

1.Сделать звучание легким.

2.Точные ауфтакты.

3.Сделать цельное и законченное произведение.

https://musicmetod.ru/analiz-po-muzyke/borodin-uletay-na-krylyah-vetra/

______________________________________________

Выполнил:
ЛеГро, 5 курс, Рэйвенкло.

Бородин. Хор «Улетай на крыльях ветра» из оперы «Князь Игорь».

Для начала я расскажу немного о самом композиторе. Бородин Александр Порфирьевич (1833-1887) – русский композитор, ученый и химик (всё в одном флаконе). Был внебрачным сыном князя Луки Гедианова и Авдотьи Антоновой. По непонятным причинам был записан как сын одного из крепостных князя – Порфирия Бородина. Как внебрачному сыну ему не был заказан доступ в престижные учебные заведения. Из-за этого образование юный Бородин получил дома. Перед смертью своего биологического отца, получил от последнего вольную. В детстве композитор обучался игре сразу на трех инструментах – флейте, фортепиано и виолончели, проявляя наибольший интерес к первым двум. Ценой невероятных усилий со стороны его матери (мешало незнатное происхождение) Бородин оканчивает первую Санкт-Петербургскую гимназию (1850), а затем поступает вольнослушателем в петербурскую Медико-хирургическую академию. В не таком уж далеком для него будущем он достигнет немалых высот в таких областях как медицина и химия, но музыку он также не забудет. Ещё во время учебы в академии Бородин пишет романсы и пьесы для фортепиано, чем навлекает на себя гнев местного начальства. Но он не сдается, и судьба вознаграждает его. В 1862 году он возвращается в Россию из командировки и знакомится с Милием Балакиревым. Тот вводит Александра в знаменитый музыкальный кружок под названием «Могучая кучка». Именно в нем у Бородина начинает формироваться свой стиль в классической музыке – просматривается тема величия русского народа, патриотизма и свободолюбия. Всё это идет на фоне глубокого лирического отступления, что создает гениальную тематику. Из других произведений не рассмотренных мной следует отметить – Первую и Вторую симфонию, Первый и Второй квартет для камерных инструментов, элегию «Для берегов отчизны дальней», романсы «Спящая княжка» и «Песня темного леса». Впоследствии выяснилось, что самобытное творчество Бородина проникло глубоко не только в образ русской народной песни, но и в музыку народов Востока. Всё это оказало заметное воздействие на ряд русских и зарубежных композиторов. Стоит ли говорить, что советские композиторы не забыли и продолжили традиции музыки Бородина – среди них были такие корифеи как С.С. Прокофьев, Г.В. Свиридов, А.И. Хачатурян. Теперь сделаем небольшую остановку на самом произведении известного композитора. Почему небольшую? А мы его не будем целиком рассматривать, ибо основная тема моей работы напрямую связана лишь с одним из фрагментов сего творения. Итак, перед нами опера «Князь Игорь». Изначально отмечу что, по мнению всем известного сайта wikipedia.org перед нами «образец национального героического эпоса в музыке». И хотя работа над ним заняла у автора почти два десятилетия, он всё равно не успел её закончить: по материалам Бородина её закончили композиторы Н.А. Римский-Корсаков и А.К. Глазунов. Их труды не пропали даром: в 1890 году Мариинский театр (г. Санкт-Петербург) ставит это произведение на свои подмостки. Стоит ли говорить, что пьесу ждал успех? Монументальная целостность образов, мощность и размах хоровых сцен, яркий национальный колорит в традициях другого не менее известного и любимого всеми произведения (речь идет о пьесе Глинки – «Руслан и Людмила») позволили «Князю Игорю» до сих пор оставаться одним из шедевров отечественного оперного искусства.
Теперь непосредственно о самом содержании оперы. Она идет в четырех действиях с прологом. Текстовая часть оперы написана на основе одного из памятников литературы Древней Руси – «Слове о полку Игореве». Само «Слово» повествует о неудачном походе князя Игоря против племени половцев. Само действие сюжета в опере разворачивается в двух местах – городке Путивле (сейчас это территория Украины) и половецком стане. В прологе основные события происходят на площади города Путивля. К ним относится:
— прощание князя Игоря и его дружины с народом;
— наступление солнечного затмения, как предвестника неудачного окончания военного похода князя;
— отправление дружины в путь. Первое действие показывает нам в основном, картины из жизни княжеского рода в момент отсутствия в городе князя Игоря. Сюда можно причислить следующие моменты:
— пир князя Владимира Галицкого (брата жены Игоря) в своем тереме;
— встреча князя Галицкого и толпы девушек, требующих вернуть им подругу, похищенную и удерживаемую в этом тереме;
— тоска княгини Ярославны по своему мужу Игорю;
— столкновение княгини Ярославны и князя Владимира Галицкого, их спор о том, кто находится у истоков власти в Путивле;
— приход друзей Ярославны и озвучивание ей плохих новостей: о разгроме русской рати, о пленении Игоря и его сына, о походе половецкого князя Гзака на Путивль. На события второго действия пьесы прошу обратить особое внимание, чуть ниже вы поймете почему. Итак, каковы здесь основные интересующие нас моменты? А вот они:
— свидание двух отпрысков враждующих сторон – Кончаковны, дочери половецкого хана Кончака и Владимира, сына русского князя Игоря;
— разговор крещеного половчанина Овлура с князем Игорем о возможности побега последнего из плена. Сомнения Игоря. Его решение о более тщательном обдумывании вопроса на досуге;
— встреча двух недругов – Кончака, половецкого хана и Игоря, князя русского. Обсуждение вопроса о возможности избавления Игоря от плена в обмен на прекращение военных действий против половцев. Честный отказ Игоря и его обещание начать войну против половцев после своего освобождения (если брать именно первые и третье событие данного действия, то возможно перед нами версия романа И.С. Тургенева – «Отцы и дети»? Если кому больше любовный аспект, то здесь ближе всего стоит произведение У. Шекспира – « Ромео и Джульетта»);
— дружеская попытка Кончака развлечь князя Игоря. Приход захваченных половцами невольниц. Звучание хора « Улетай на крыльях ветра » в исполнении русских девушек. Звучание половецкого марша в конце. Теперь понимаете, почему я просил обратить особое внимание на события второго действия? То-то же. А теперь у нас осталось осветить линии двух последних действий. А потом будет десерт. Ой, простите. Я хотел сказать кульминация моей работы, жемчужина, так сказать, моего творения. Итак, сюжетная канва третьего действия исчерпывается следующим:
— прибытие союзника в стан половцев – хана Гзака со свитой;
— повторное прибытие Овлура к шатру князя Игоря с предложением побега (на сей раз князь соглашается на такую авантюру);
— встреча темной ночью трех действующих лиц – Кончаковны, Владимира (сына Игоря) и самого князя Игоря. Попытка повлиять на возможный побег со стороны юного княжича, которая увенчивается успехом.
— собрание половецких князей, на котором все узнают о побеге русского князя из стана победителей. Выдвижение требования о казни второго пленника знатного рода.
— итоги собрания половецких князей. Решение Кончака о признании Владимира своим зятем и объявление похода на Русь.
Заключительный акт сего произведения гордо именуется четвертым действием и включает в себя следующие моменты:
— плач Ярославны на стенах города Путивля;
— неожиданное появление из ниоткуда князя Игоря в пределах его родной вотчины;
— песнь Ярославны об обретении любимого супруга;
— сбор приближенных князя Игоря на главной площади города с целью выражения радости по поводу прибытия князя обратно домой. Теперь мы перейдем к самой сути нашей оперы. Итак, хор. Начнем с того, что автор здесь отошел от привычной нам идеи создать хор для исполнения военных маршей (это уже традиции современных дней). Нет здесь и привычных слуху церковных мелодий (для этих целей хоры могли создаваться даже во времена самого Александра Бородина). В нашем случае всё гораздо легче и, увы, даже трагичней. Хоровой ансамбль представлен здесь невольницами (сейчас бы их назвали просто «заключенные»). Вдали от родной стороны, они поют на первый взгляд весьма заунывную песню. Но так ли это? Давайте слушать саму песню (*далее слушает хор «Улетай на крыльях ветра»*). Нет, знаете, совсем упаднических настроений я здесь не наблюдаю. Сначала слышны просто нотки тоски, но к концу первого куплета голоса снисходят до откровенной грусти. Оно и неудивительно – сами девушки находятся в половецком стане. Это чужое для них место, это не их родной дом. Чтобы освободить свою тревожную душу от всяких нехороших мыслей, они в своем пении просят «песню улететь». Каково, а? С другой стороны, им, кажется, известно, что, несмотря на их собственную судьбу, память о них будет жить. Неудивительно и само их обращение именно к ветру, а не к кому-нибудь ещё. Ведь ему присуще то, чего нет сейчас у них, чего они лишены – свобода. К тому же ветер не просто должен улететь, он обязательно должен направиться в родную для них сторону, туда «где мы тебя свободно пели, где было так привольно нам с тобой». Разумеется, это всё про песню говорится, а не про сам ветер, вы не подумайте. Второй куплет начат уж совсем невесело. Что поделать – там перечисляются радости лицезрения природы. Этого тоже хор сейчас лишён, так как находится в плену. Однако ключевой момент здесь всё же не красоты ландшафта. Нет, скорее дело в спокойствии духа, душевной гармонии. Это не горы дремлют в облаках, согласно тексту песни, это люди вынуждены находиться в спячке, томиться в плену. Всё это плохо сказывается на них. Однако надежда остается. Поэтому вторая часть второго куплета (или припева, кому как удобно) поется уже, что называется в несколько приподнятом настроении. И это оставляет надежду, что концовка будет довольно оптимистической. По-видимому, заканчивая, второй куплет, у девушек (хотя они и невольницы) наблюдается душевный подъём, иначе как объяснить такой третий куплет. А в нем, словно поддерживая задел середины мелодии, на подъёме сил исполняется, скажем, так, вполне радостный мотив. Может, озвучивая всё это, хор невольно предается своим воспоминаниям, такой уж недавней, но теперь, возможно, такой далекой юности? Или, наоборот, озвучивает свои дальнейшие планы после освобождения его из плена? А может это просто слова поддержки, которые не позволяют угаснуть огоньку их надежды? Кто знает… Четвертого и пятого куплетов здесь нет, просто идет повтор второго, а затем и первого куплета. Но, думаю, нам хватит и этого, чтобы оценить какое чудо создал нам композитор Александр Бородин. Как тонко он подметил все моменты для сотворения хора – и то, что петь должны исключительно девушки, и то, что они должны быть при этом в плену. Причем, сама песня идет не от тех, кто стал пленником половчан. Нет, это уже те, кто какое-то время испытал тяготы нахождения вдали от родной стороны и земель. Те, кто прочувствовал всю горечь своего положения, те, кто смог это выразить своим неподражаемым голосом. Кто не унизился перед чужеземными владыками, а просто испытывает тоску, как всякий обычный человек, надолго отлучаясь от своего дома. Итак, мы вместе переживаем с девушками, отчасти вместе с ними горюем, но не унижаемся до скорби. Может, это и было самой главной идеей автора здесь? Попыткой показать, что, несмотря на происки судьбы, нужно никогда не ломиться под ураганным ветром перемен. Надо просто ставить свои паруса так, как тебе удобно. А потом верить, надеяться и ждать. Выражая свои страхи и тревоги ровно так же, как и невольницы в своем хоре под названием «Улетай на крыльях ветра» из оперы «Князь Игорь» творения Александра Бородина.

 

______________________________________________

Настало время вспомнить и написать еще немного об одном волшебном июньском вечере под звездным небом, на древних каменных скамьях в античном театре. На этот раз о постановке, на которую мы попали: опера Бородина «Князь Игорь» в исполнении артистов Театра Оперы и Балета моего родного Екатеринбурга (горжусь-горжусь 🙂 Как выяснилось, ария из этой самой оперы стала широко известна среди самых далеких от классического искусства людей благодаря композиции
Sissel под названием «Prince Igor»:

Ария безумно красивая, не говоря уже о том, как она прекрасна на своем месте и без высокохудожественного рэпа 🙂
Кроме этого, открытием для меня стало и знакомство с русской оперой и даже с классическим сюжетом из Слова о полку Игореве, который со школьной скамьи оказался благополучно забыт. Расскажу немного о том и другом 🙂

Фотографии в альбоме «Опера Бородина «Князь Игорь»» Meladan на Яндекс.Фотках

Немного сюрреалистично было оказаться в Древней Руси с иконами и частоколами, сооруженной в стенах римского театра… А уж если учесть и то, что речь шла о Руси во время сражений с кочевниками-половцами, а театр располагается в стране их дальних родственников, а вся история поется на русском языке с английскими субтитрами под турецким небом… Сюр, да и только!

Итак: фотографии с места действия и соответствующие им фрагменты из либретто (взяты отсюда).

Площадь в Путивле. Ее заполнила дружина и рать, готовые выступить в поход против половцев. Князь Игорь с князьями и боярами торжественно выходит из собора. Народ и бояре (хор) величают князя Игоря и его сына Владимира: «Солнцу красному слава! Слава князю Игорю!». Князь Игорь выражает решимость идти «на брань с врагом Руси», на ханов половецких.

Неожиданно начинает темнеть — наступает солнечное затмение. Все в изумлении глядят на небо. (Воспетое А.Бородиным событие точно датируется: как подтвердили исследования, описанное солнечное затмение произошло 1 мая 1185 года, и летописец, как это бывало в подобных случаях, отметил: «знамению творец Бог»). Народ видит в наступившей тьме недоброе предзнаменование и умоляет князя: «Ох, не ходить бы в поход тебе, князь!» Но Игорь не внемлет уговорам; его не страшат дурные предзнаменования.

Князь тем временем созывает княгинь и боярынь, чтобы попрощаться. Приходит Ярославна. Она бросается к Игорю с мольбой не отправляться в поход. Игорь утешает ее и все же прощается. Он поручает опеку над нею князю Владимиру Галицкому, который не просто его друг, но к тому же брат Ярославны. Тот не скупится на обещания, ведь он многим обязан Игорю, о чем и повествует в небольшом монологе («Когда отец меня изгнал, изгнали братья мне родные, ты во мне участье принял»).

Княжеский двор Владимира Галицкого. Здесь гуляет пьяный сброд. Все поют славословие князю Владимиру. Скула и Ерошка веселятся и пьют со всеми остальными. От их песен дрожат хоромы. Сам князь Владимир Галицкий только и мечтает о том, чтобы править в Путивле. Он поет об этом в своей песне «Только б мне дождаться чести», напоминающей залихватский танец. Приходит толпа девушек. Они вбегают на ступеньки к князю Владимиру. Он останавливается. Девушки жалуются князю, что княжой народ недобрый — они только что выкрали девушку («Ой, лихонько»). Князь Владимир довольно нагло говорит им, что она у него, что не так уж ей плохо и что полно-де больно о ней тужить, и в конце концов отправляет девушек прочь. Даже Скула и Брошка опешили: «Вот-те и к батюшке, вот-те и к матушке; с чем пришли, с тем и ушли».

Горница в тереме Ярославны. Княгиня одна. Ее тревожит недоброе предчувствие, ведь уже прошло много времени, как ушел Игорь, и пора уже быть от него гонцу. Няня сообщает Ярославне, что к ней пришли девушки, ищут у нее защиты от произвола ее брата. В дом к Ярославне приходит сам Владимир, ее брат. Княгиня полна решимости заступиться за девушек. Она говорит, что все скажет мужу, как он, брат, бесчинствует в его отсутствие, но Владимира это не пугает: «Да что мне Игорь твой? Вернется или нет, а мне какое дело, не все ли мне равно?» Он даже угрожает сестре. Это приводит Ярославну в негодование: «Ты смеешь мне грозить?» Получив отпор, Владимир тушуется и меняет тон. Но и продолжение его речей возмущает ее — он подвергает сомнению ее верность Игорю. На это она резко отвечает: «Да ты забыл, что я — княгиня!» Владимир уступает: он обещает назавтра отпустить девушку, но при этом зло и цинично добавляет: «А завтра заведу другую». Владимир уходит, а Ярославна, оставшись одна, молит о скорейшем возвращении Игоря.

Входят думные бояре и кланяются Ярославне. Они пришли сообщить княгине плохую новость. Звучит их хор («Мужайся, княгиня»). Они рассказывают, что русская рать разбита, а Игорь вместе с сыном попали в плен к хану. Услышав об этом, Ярославна падает без чувств. Бояре готовы защитить город. Они убеждены, что их крепость в вере в Бога и верности князю и княгине, а также в любви к родине. Княгиня благодарит их. Слышен звон набатного колокола. Враг подошел к стенам города, и в окнах дворца княгини уже виднеется зарево пожара. Несколько бояр уходят; остальные опоясываются мечами и приготовляются к обороне.

Крестный ход в Путивле

Половецкий стан. Плененный князь Игорь в тяжком раздумье. Для него ночь — мука. Он поет свою знаменитую арию («Ни сна, ни отдыха измученной душе») — один из шедевров русской оперы.

А между тем сын Игоря, Владимир, влюблен в дочь хана Кончаковну. О своей любви она поет в каватине («Меркнет свет дневной»), полной страстного томления и чувственной неги. А «Каватина» Владимира («Медленно день угасал») овеяна юношеской поэзией, очарованием роскошной южной ночи. Они поют свой страстный любовный дуэт. Ночь сладостна для них. Княжич совершенно поглощен страстью к половецкой княжне, потерял свое лицо, свою волю. Уже теперь, задолго до событий третьего действия, предрешена его судьба.

С охоты возвращается хан Кончак. Он приветствует Игоря, обращается к нему с уважением и доверием («Здоров ли, князь?»). Видя, как грустен Игорь, Кончак предлагает ему «коня любого», «любой шатер», «булат заветный, меч дедов», наконец, «пленницу с моря дальнего».

Но Игорю не нужны дары хана. Он благодарит его, жмет ему руку и говорит: «А все ж в неволе не житье». Кончак раздосадован. Он даже предлагает Игорю свободу взамен на обещание князя не поднимать на хана меча и дороги ему не заступать.

Нет, такого обещания Игорь дать не может и, наоборот, заявляет хану, что, как только он окажется на свободе, он вновь соберет полки и ударит вновь. «Да, не сговорчив ты!» — с раздражением говорит Игорю Кончак и зовет половецких пленников и пленниц (чаги) повеселить их.

На сцену выходят половецкие невольники и невольницы, некоторые из них с бубнами и другими музыкальными инструментами; за ними свита и приближенные Кончака. Начинаются половецкие пляски — изумительные по красоте, ослепительно красочные сцены плясок, сопровождаемые хором. Чередуются, создавая контраст, плавная пляска девушек, необузданная, исполненная стихийной силы пляска мужчин и стремительная и легкая пляска мальчиков. Действие завершается буйно-стремительным вихрем общей пляски и хором «Пляской тешьте хана, чаги».

Тем временем князь Игорь узнает о новом поражении русского войска, и соглашается на помощь крещеного половца Овлура, который устраивает ему побег. Его сын Владимир остается, убежать с отцом ему не дает Конаковна, поднявшая тревогу.
На шум является Кончак и ханы. Половцы сообщают ему о случившемся. Побег Игоря вызывает у хана уважение: «Вот молодец! Недаром я так его любил; на месте Игоря и я бы так же поступил». И он приказывает казнить сторожевых, а княжича не трогать. Хор ханов требует казнить пленников. Но у Кончака другой план: «Если сокол ко гнезду улетел, то мы соколика опутаем красной девицей». И он объявляет Владимира своим желанным зятем.

И тут же он — коварный хан — объявляет: «Идем на Русь! В поход на Русь!» Можно только догадываться, что творится в душе Владимира.

Честно говоря, сейчас я уже не могу точно вспомнить последовательность действий в той постановке, что мы смотрели — вставляю отрывки из либретто, взятые отсюда. Но точно помню, что были расождения… по сюжету в финале оперы Игорь возвращается в Путивль к своей Ярославне, которая на городской стене поет свой знамитый плач. Супруги воссоединяются, а Игорь обещает снова пойти на половецкого хана (ага, мосты закинули для написания сиквела 🙂

Не могу сейчас вспомнить, был ли в постановке эпизод возвращения — но, кажется, его опустили. А вместо этого финальной сценой стали знаменитые Половецкие пляски.

Именно им сопутствует ария танцующих девушек-невольниц:

Улетай на крыльях ветра
Ты в край родной, родная песня наша,
Туда, где мы тебя свободно пели,
Где было так привольно нам с тобою.

Там, под знойным небом,
Негой воздух полон,
Там под говор моря
Дремлют горы в облаках;

Там так ярко солнце светит,
Родные горы светом заливая,
В долинах пышно розы расцветают,

И соловьи поют в лесах зеленых,
И сладкий виноград растет.
Там тебе привольней, песня,
Ты туда и улетай.

(Текст арии взят из полного либретто оперы)

В екатеринбуржской постановке в сцене Половецких плясов участвовала «обнаженная» (в костюме обнаженной, точнее 🙂 девушка, видимо, олицетворявшая плененную Русь. Смотрелось интересно (а на турецком берегу даже, может быть, смело 🙂

«Пляски» оставили очень яркое и мощное впечатление. Немного окунуться в эту атмосферу и представить, как все это выглядит и звучит, позволяют видеофрагменты из других постановок:

Borodin: Prince Igor Polovtsian dances (Kochanovsky)

</site-embed>

А я закончу еще несколькими кадрами с постановки в Аспендосе…

И, наконец — выход на поклон. Екатеринбургско-турецкая постановка завершилась нестандартно (по крайней мере, не по сюжету оригинала), но как бы на праздничной ноте и даже в духе некоторой «дружбы народов».

И мне, и мужу все очень понравилось. И сама постановка, и исполнители…

И, конечно, сама опера, действительно гениальная музыка (что самое удивительное, написал ее человек, по профессии будучи вовсе не композитором! история создания «Князя Игоря, кстати, очень необычна и интересна).

Мы с мужем любим классическую музыку и оперу, и но вовсе не являемся знатоками, и почти ничего, на самом деле, о ней и ее создателях не знаем… Русская же опера стала настоящим открытием. Надеюсь, знакомство с ней получит продолжение…

Поклоны, представления… Аплодисменты пусть не самого многолюдного зала, что как-то, наверное, компенсируется энергетикой и атмосферой этого места. О том, что ты только что посмотрел и послушал театральное представление на АНТИЧНОЙ сцене, снова с изумлением вспоминаешь, когда магия музыки и половецких танцев развеивается. Удивительное место, удивительный вечер, удивительный опыт. Побольше таких впечатлений нам всем желаю!


https://meladan.livejournal.com/416367.html
____________________________________________

Библиотека

 

www.classic-music.ru — Хороший сайт о классической музыке
www.aca-music.ru — Русская академическая классическая музыка
belcanto.ru  —  Классическая музыка, опера и балет

biblib.pro  —  Библиотека музыканта
study-music.ru  — Музыкальный онлайн-колледж №1
orpheusmusic.ru  — Универсальный музыкальный справочник
www.music-dic.ru — Музыкальный словарь и энциклопедия
katerina-akulina.narod.ru  — Кратко о музыкальном искусстве

www.greatcomposers.ru — Биографии композиторов и многое другое
libretto-oper.ru — Либретто опер
www.operaworld.ru/opernye-pevitsy.html —  Оперные певицы
www.art-storona.ru/2010/2/article20.php  —  Музыкальные театры мира

www.muz-urok.ru/velikie_pianistyi.htm  —  Великие пианисты

www.musiccritics.ru — Музыкальная критика

dishulgin.narod.ru  —  Сайт музыковеда Дмитрия Шульгина: теория музыки, гармония
www.7not.ru  —  Теория музыки и музыкальная грамота
www.music-theory.ru —  Теория музыки
www.music-teoria.ru  —  Еще один сайт по теории музыки

www.lafamire.ru — Сольфеджио, теория музыки, музыкальные формы, гармония
muzharmony.ru —  Сайт о гармонии

www.contrabass.ru/misc/analysis.htm  —  Музыкальные формы

www.classic-music.ru/sluh.html — О музыкальном слухе

orpheusmusic.ru/publ/300-1-0-54  — Об истории нотной записи

eomi.ws —  Энциклопедия музыкальных инструментов
www.guitarplayer.ru — Сайт, посвящённый гитаре
www.contrabass.ru — Немного о контрабасе

http://kabinet.hogwarts-rus.ru/study/magmusic/biblio

_______________________________________________

ХОРОВЫЕ АННОТАЦИИ. КАТАЛОГ ГОТОВЫХ РАБОТ.

Анализ хоровых произведений

В данном разделе размещаются готовые работы. Ознакомиться с ними, скачать с нотными примерами вы можете бесплатно. Часть работ написана нашими авторами, они развернутые, подробные. Часть работ была прислана людьми, решивших принять участие в создании крупного каталога аннотаций, содержание этих работ мы не меняли. Данная категория музыкальных произведений весьма пестра по своему уровню выполнения, поэтому просим вас отнестись к этому с пониманием. В большинстве случаев — это единственный вариант анализа. Как говорится — лучше хоть что-то, чем совсем ничего.

 

Если у вас есть аннотации, которые вы уже сдали, и,возможно, сдали давно, — поделитесь! Отправьте нам на почту musicmetod@mail.ru. Чем они затеряются среди бесчисленных старых, ненужных и забытых документов ваших папок — лучше мы создадим общий каталог готовых аннотаций по хоровому дирижированию.

 

СМОТРИТЕ СПИСКИ ГОТОВЫХ РАБОТ ОТ УЧАСТНИКОВ НАШЕЙ ГРУППЫ В КОНТАКТЕ

(http://vk.com/event50562298).

Они постоянно обновляются, все работы выкладывать не успеваем.

 

Анцев «Задремали волны»

Бородин А.П. опера «Князь Игорь», финал первого действия

Бородин А.П. «Улетай на крыльях ветра»

Зиновьев А.В. «Осень»

Коваль М.В. оратория «Емельян Пугачев»

Николаев Л. «В поле ветер веет»

Пуленк Ф. «Прекрасная и похожая»

Пуленк Ф. «Мари» 

Пуленк Ф. «Laudes de Saint Antoine de Padoue»

Рахманинов С. «Слава народу»

Свиридов г. «Восстань, боязливый» (из цикла «Пушкинский венок»)

Стравинский И.Ф. подблюдная «У Спаса в Чигисах»

Чесноков П. «Яблоня» (на украинском языке)

Чесноков П. «О, Пресладкий и Всещедрый Иисусе» из цикла «Во дни брани»

Шебалин В.Я. «Утёс»

Шебалин В.Я. «Берёза»

Шебалин В.Я. «Полынок»

Шебалин В.Я. «Путь в горах»

___________________________________

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *