Вайкунтха
1
2
3
2
3
4
5
6
7
7
8
https://youtu.be/1GdUU3_3kns
8
9
10
11
Наша материальная вселенная представляет собой крошечную часть совокупного творения Господа. В ней расположено множество планетных систем, населяемых живыми существами с разными уровнями духовного сознания. Развив свое сознание до определенного уровня, мы можем перенестись на желанную планетную систему. Но высшая цель любого живого существа – духовные планеты Вайкунтхи, лежащие выше этого материального проявления.
Творение Господа
Веды говорят, что творение Господа безгранично. Оно разделено на материальный и духовный миры. Материальный мир состоит из низших, средних и высших планет. Наша планета Земля относится к планетам среднего уровня. Это единственное место во вселенной, где живое существо зарабатывает последствия (карму) за свои действия. Господь Брахма, Творец Вселенной, подтверждает важность человеческой формы жизни:
«Дорогие полубоги, человеческая форма жизни столь ценна, что даже мы стремимся родиться людьми, ибо только человеку дано в совершенстве постичь смысл религии и обрести совершенное знание».
Продолжительность жизни на разных планетах материального мира различается, но ни на одной она не является вечной. В «Бхагавад-гите» (8.16) Кришна говорит:
«Все планеты материального мира, от высшей и до низшей, – это юдоль страданий, где каждый вынужден снова и снова рождаться и умирать. Но тот, кто достиг Моей обители, уже никогда не родится здесь».
Описание духовных планет
Планеты духовного мира называются Вайкунтхами, что означает «место, где нет тревог». Считается, что духовный мир включает в себя три четверти творения Верховного Господа, а материальный мир – одну четверть. Однако никто не в состоянии понять, что представляют собой эти три четверти, так как даже материальную вселенную описать во всей полноте невозможно. Познакомимся с одной из историй о творении Господа.
Однажды Брахма, творец этой вселенной, прибыл в Двараку, чтобы увидеться с Господом Кришной. Услышав о его приходе, Кришна поинтересовался у своего привратника, какой именно Брахма пришел. Привратник спросил Брахму, который чрезвычайно удивился такому вопросу. Он ответил, что пришел Брахма, являющийся отцом четырех Кумаров и имеющий четыре головы. Привратник сообщил об этом Кришне и затем проводил Брахму внутрь. Брахма склонился к лотосным стопам Шри Кришны, а Кришна, оказав ему должные почести, поинтересовался, какова цель его прихода.
«Я расскажу Тебе, зачем я пришел сюда, – ответил Брахма, – но прежде рассей, пожалуйста, мое сомнение. Твой привратник сказал мне, что Ты велел узнать, какой именно Брахма пришел к Тебе. Позволь спросить: разве, кроме меня, есть еще какие-то другие Брахмы?»
Услышав это, Кришна улыбнулся и тотчас созвал всех Брахм из множества других вселенных. Четырехголовый Брахма увидел, как многочисленные Брахмы явились к Кришне и стали выражать Ему почтение. У некоторых Брахм было десять голов, у других — двадцать, сто и даже миллион. Четырехголовый Брахма не мог сосчитать сколько других Брахм прибыли поклониться Господу Кришне. Потом Кришна созвал многих других полубогов из разных вселенных. Увидев эту поразительную картину, четырехголовый Брахма растерялся и почувствовал себя комаром среди множества слонов. Увидев столько полубогов, склоняющихся к лотосным стопам Кришны, Брахма понял, что могущество Кришны безгранично, и никто не в состоянии измерить его.
Глядя на Кришну, каждый Брахма думал, что Кришна находится только в его вселенной. Затем Кришна попрощался со всеми Брахмами, и они, еще раз поклонившись Ему, вернулись каждый в свою вселенную. Став свидетелем этой сцены, четырехголовый Брахма припал к стопам Кришны и сказал: «Все мои прежние представления о Тебе – просто глупости. Люди могут заявлять, что в совершенстве познали Тебя, но что касается меня, то я не способен даже отдаленно представить себе, насколько Ты велик. Ты для меня непостижим».
Планеты Вайкунтхи безграничны, им нет числа. На каждой из этих планет пребывает Верховная Личность Бога в одной из бесчисленных форм – Нараяны, Рамы, Нрисимхи, Матсьи, Капилы и других. Развив привязанность к определенной форме Господа, преданный из материального мира переносится именно на ту планету духовного мира, где может продолжать свои взаимоотношения с возлюбленным им образом Господа. Преданные на этих планетах имеют четырехрукие тела, подобные Господу, и поклоняются Ему в духе благоговения и почтения (айшварья). Все они заняты преданным служением Господу и равнодушны к чувственным удовольствиям.
Планеты Вайкунтхи удивительно прекрасны, своим великолепием они поражают самое богатое воображение. Вся красота материального мира меркнет перед сиянием одного камня с планеты Вайкунтхи. В «Шримад-Бхагаватам» (3.15.16) приводится следующее описание:
«На планетах Вайкунтхи растут благодатные леса, все деревья в которых – это деревья желаний. В любое время года эти деревья усыпаны цветами и плодами, поскольку на планетах Вайкунтхи все имеет духовную и личностную природу».
«Обитатели Вайкунтхи путешествуют на воздушных кораблях из лазурита, изумрудов и золота».
Чем же занимаются на этих духовных планетах, полных всевозможных изобилий?
«Обитатели планет Вайкунтхи вместе со своими женами летают на воздушных кораблях и неустанно воспевают всеблагие качества и деяния Господа, которых не может коснуться скверна».
Голока
Среди бесчисленных планет Вайкунтхи выделяется одна – Голока, планета Кришны или коров. Эта высшая планета духовного мира, поскольку к осознанию непревзойденного великолепия и величия Господа (айшварье), здесь добавляется вкус особой сладости или близости взаимоотношений (мадхурья).
Голока делится на три части: Дварака, Матхура и Вриндаван. Если на Вайкунтхе преданные поклоняются Господу как верховному господину, испытывая трепет и благоговение, то в Двараке атмосфера пронизана чувством дружбы, в Матхуре испытывают близкие родительские чувства к Кришне, а обитатели Вриндавана вообще не помнят о могуществе Господа. Сладость той любви, которую они испытывают по отношению к чудесному маленькому проказнику или очаровавшему их сердца юноше, не позволяет им до конца осознать сверхъестественное могущество Его деяний – они просто наслаждаются этим нектаром.
На высшей планете духовного неба, Голоке-Вриндаване, Господь Кришна предстает в Своем изначальном двуруком облике. Основой взаимоотношений с Господом, как на Вайкунтхе, так и на Голоке является стремление служить. Все преданные, в каких бы отношениях с Господом они ни находились, считают, что их предназначение только в том, чтобы доставить Ему радость.
Попасть в духовный мир непросто. Есть одна бенгальская пословица, гласящая: все, что делал человек для своего совершенствования, будет проверено в момент смерти. К моменту смерти мы должны завершить этот процесс. Метод, позволяющий нам приблизиться к совершенству – любовное преданное служение – необходимо практиковать на протяжении всей жизни, чтобы в момент смерти, когда нам придется покинуть материальное тело, мы могли достичь этого совершенства.
«Тот, кто в момент смерти направляет жизненный воздух в межбровье и, обуздав силой йоги свой ум, сосредоточивает его на Верховном Господе, думая о Нем с любовью и преданностью, непременно достигнет обители Верховной Личности Бога».
Источники:
- А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада «Бхагавад-гита как она есть»
- А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада «Шримад-Бхагаватам», песнь 3
- А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада «Учение Шри Чайтаньи»
Автор Ирина Лаврикова