Автоматизация звука [Р] в словах, слогах и предложениях
Автоматизация звука [Р] в словах, слогах и предложениях
Автоматизация звука Р необходима для того, чтобы ребенок научился правильно произносить его во всех словах и фразах. Этот процесс нужно начинать только после того, как малыш научился четко произносить Р изолированно. В результате регулярных занятий и выполнения упражнений, ребенок сможет правильно говорить Р автоматически, в любых его сочетаниях с другими звуками.
В процессе выполнения упражнений логопед называет слова, выделяя голосом автоматизируемый звук. Произносить нужно не торопясь, четко проговаривая Р в словах. Желательно делать по несколько повторений для лучшего усвоения материала.
Перед началом автоматизации нужно четко знать артикуляционную позу звука Р:
- Губы чуть раскрыты (лучше, если зубные ряды будут слегка обнажены).
- Зубы разомкнуты.
- Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.
- Широкий кончик языка вибрирует, поднят к альвеолам.
Автоматизация звука Р в слогах
Автоматизация Р в слогах с сочетанием звуков ТР и ДР:
При произнесении слогов нельзя разрывать звукосочетание [ТР, ДР]. Звук [Р], отделённый от звуков [Т, Д], сразу, без тренировочных упражнений, произнести невозможно, так как звуки [Т, Д] являются опорой для удержания языка у нёба.
Звучание [ТР, ДР] с нужно начинать с проговаривания Р в слогах:
Пример:
- адр__, одр__, удр__, ыдр__, эдр__, идр__, едр__, ёдр__, юдр__, ядр__
- др__а, др__о, др__у, др__ы, др__э
- др__а, др__о, др__у, др__ы, др__э
Далее можно переходить к автоматизации в словах. С ударением на слоге ДРА:
- драма, дранка, квадрат, драть;
- страус, стража, страны.
Без ударения на слоге:
- трасса, травы, трава, трамвай;
- дракон, ведра, выдра, пудра.
Автоматизация Р в прямых слогах:
РА – Р0 – РУ РО – РУ – РЫ РЫ – РО – РЭ
РА – РЫ – РЭ РУ – РО – РА РЭ – РА – РО
РО – РА – РЫ РУ – РЫ – РО РО – РА – РЭ
В обратных слогах:
АР – ОР – УР УР – ЭР – АР ЭР – АР – ОР
ОР – АР – УР ЫР – УР – ОР ЭР – УР – ЫР
ОР – УР – ЭР ЫР – ЭР – ОР ЭР – ЫР – АР
В интервокальных слогах:
АРА – ОРО – УРУ УРУ – ОРО – АРА ЫРЫ – ЭРЭ – УРУ
АРА – ЭРЭ – ЫРЫ УРУ – ЫРЫ – АРА ЭРЭ – АРА – ОРО
ОРО – АРА – ЫРЫ ЫРЫ – ЭРЭ – ОРО ЭРЭ – ОРО – УРУ
Со стечением согласных:
БРАТ, ГРАД, ГРОМ, ГРУЗ, ГРАЧ, ВРАГ, ГРАНИТ, ГРАФИН, ГРОХОТ, ГРУЗДИ, ПРУТИК, КРЫШКА, ГРАНИЦА и т.п.
Для автоматизации мягкого Рь:
В слогах:
Ря ря-рю-ри
Ри ри-рё-ря
Ре ре-рю-рё
Рё рё-ря-ре
Рю рю-ре-ря
Повтори слова:
Ряд, рядом, рябчик, ряска, рябина, рис, ритм, рифма, ритмика, рисунок, речь, репа, речка, ребус, решение, рёв, рёва, рюмка, рюшка, рюкзак.
Автоматизация звука Р в словах
Следующие слова нужно произносить, четко выделяя Р. Желательно повторять по 2-3 раза.
Автоматизация звука Р в начале слова:
- рак, рама, рана, ракета;
- рот, рота, роза, робот;
- Рома, Рая, роса, родина;
- рынок, рыть, рысь, рыба;
- рука, рубка, рукава, рубанок.
Автоматизация звука Р конце слова:
- шар, пар, дар, бар;
- удар, загар, комар;
- бор, мотор, набор, топор;
- мир, пир, кефир, зефир;
- ветер, вечер, мастер, катер;
- узор, отпор, помидор, двор.
Автоматизация звука Р в середине слова:
- ура, дыра, гора, пора;
- пара, фара, гитара, тара;
- Вера, Юра, Кира, Марат;
- игра, конура, контора, жара;
- город, герой, ворота, дорога;
- ведро, ядро, бедро, утро
Автоматизация звука Р в словосочетаниях
Следующие словосочетания нужно повторять по несколько раз, выделяя автоматизируемый звук:
- «Новый забор», «Подмести двор», «Пить кефир».
- «Пойду на базар», «У Ромы загар», «Сильный боксер».
- «Российский сыр», «Второй номер», «Купить самовар».
- «Розовые розы», «Робкий Рома», «Родной дом».
- «Рычание рыси», «Рыбный рынок».
- «Румяный рулет», «Разные рукава»
Автоматизация Р в предложениях
Необходимо произносить предложения, выделяя автоматизируемый звук:
- «Рома работает в гараже шофером», «Сороки, вороны и воробьи в городских парках».
- «Черная ворона каркает на крыше», «Мастеру поручили срочную работу», «Зимой мы черпаем воду из проруби».
- «Кира рывком открывает фрамугу», «Юра, Рома и Вера собирают рыжики в бору»
Автоматизация звука Р в скороговорках
Необходимо произносить следующие скороговорки:
«Во мраке раки шуршат в драке.
Тропка на траве, травка на тропке.
Краб крабу грабли сделал.
На горе Арарат растет крупный виноград.
До города дорога в гору, от города – с горы.
Рома Маше нарвал ромашек.
Морочила морока, пророчила сорока».
Автоматизация Р в текстах
- «У Ромы и Веры огород. В огороде на грядках зреет перец, красные помидоры, хрустящие огурцы, растет кудрявая петрушка. Рома и Вера рыхлят грядки, используют удобрения. Хороший будет урожай!»
- «У Ромы в кармане дырка. Рома набивает карман едой. Таракан ходит за Ромой и подбирает баранки, сухари и крошки от торта. Сегодня таракан позовет в гости своих друзей, и будет у них пир горой. Дырка в кармане неряхи – мечта каждого любого таракана».
Автоматизация звука Р в стихах
Есть большое количество различных стихотворений, которые помогают при автоматизации Р. Приведем некоторые из них:
Стих 1.
«Страусы строят гнезда в сторонке.
Странными кажутся эти воронки.
Ямы в песке роют быстро и просто
Красивые птички высокого роста».
«Вышли мыши как-то раз –
Поглядеть, который час.
Раз-два-три-четыре
Мыши дернули за гири.
Вдруг раздался страшный звон –
Удирают мыши вон».
Стих 2.
«Пропала буква Р.
Где? В театре, например.
А может мы ее вчера
Забрать забыли со двора?
Потеряли в гастрономе,
Не нашли за дверью в доме?
Или спрятали, проверьте
В этом беленьком конверте?
Может, милиционер
Подскажет нам, где буква Р?
Но закричала громко Даша:
– Нашлась буковка наша!
Посмотрите, как просто это:
Рыба! Рак! Река! Ракета!»
Закрепление в игровой форме
Автоматизацию буквы Р можно проводить в игровом формате, что поможет заинтересовать ребенка.
Есть несколько игровых упражнений:
- «Что поменялось?» Для этой игры необходимы разные карточки, на которых находятся изображения, имеющие в своем названии Р. Нужно разложить карточки, спросить ребенка о том, что на них нарисовано. Если он неправильно произносит автоматизируемый звук, то необходимо повторить еще раз.
- «Запомни порядок». Можно использовать те же картинки, что и из предыдущей игры. Карточки раскладываются в ряд, достаточно пяти штук. Ребенок должен посмотреть и запомнить их расположение. Затем ему нужно отвернуться и назвать, что именно изображено на картинках и в каком порядке. Важно добиться правильного произношения, поэтому в случае ошибки необходимо, чтобы ребенок повторил слова.
- «Вспомни больше слов». В эту игру можно играть везде – дома, на улице, в машине и т.д. Задача проста – вы соревнуетесь с ребенком, кто больше вспомнит слов с буквой Р. Если малыш затрудняется, то можно сказать ему, что такие слова находятся вокруг него, нужно лишь внимательно посмотреть вокруг. Наверняка он с легкостью назовет дерево, траву, двор и т.д.
Необходимо регулярно повторять упражнения из представленного материала, добиваясь четкости произношения. При выборе речевого материала, необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка.
Необходимо переходить от простого к сложному, постепенно усложняя задания. Упражнения можно повторять самостоятельно со своим ребенком дома. Данные задания на автоматизацию звука могут быть использованы при развитии фонематического слуха и расширения словарного запаса.
Связанные статьи
- Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах
- Автоматизация звука Ч в словах, слогах и предложениях
- Автоматизация звука Ц в словах, слогах и предложениях
- Автоматизация звука Щ в словах, стихах и предложениях
- Автоматизация звука [Ж] для детей и школьников
- https://logopedprofiportal.ru/blog/763327?ysclid=luwdqc76tc325678793
- ——————————-
- «Основы речевой культуры дефектолога»
Тема: Профессиональная речь логопеда.
Профессиональная речь логопеда.
Огромное значение на развитие речи детей оказывает речь взрослых, которые его окружают каждый день: родители, воспитатели и логопед. Поэтому логопед и воспитатели должны быть образцом, вследствии этого к речи взрослых предъявляются следующие требования.
Профессиональная деятельность логопеда заключается в оказании медико-педагогической помощи ребёнку, страдающему дефектами речи, для его полноценной социализации в обществе.
Работа логопеда эффективна только в том случае, если она построена на солидном фундаменте медицинских и психолого-педагогических знаний, а также с использованием специальных приёмов общения, способствующих налаживанию и поддержанию контакта с ребёнком и его родителями.
В педагогическом общении речь учителя-логопеда должна быть образцовой по форме, доступной и эффективной по содержанию. Основные фонетические характеристики речи логопеда сводятся к следующим признакам:
· отчётливость артикуляции;
· контролируемый темп речи;
· модулируемая громкость голоса;
· интонационная сторона речи.
Речь взрослого должна быть размеренной и неторопливой. Спокойный, немного замедленный темп речи взрослого помогает более полному пониманию её детьми. Выразительность и эмоциональность речи достигается за счёт повышения и понижения голоса в определенных местах, к которым необходимо обратить внимание ребенка.
Достаточно ясно должны различаться вопросительные и повествовательные, восклицательные и побудительные предложения.
Важно помнить, что дети усваивают интонационную сторону речи на основе подражания. Большим подспорьем в этом случае служат нам сказки. Логопед, читая или рассказывая их детям, говорит то низким, грубым голосом, копируя голос, например, волка, то высоким, тоненьким голоском, показывая зайчика, то ласковым, нежным, заискивающим голоском – лису («Колобок»).Подражая речи взрослого, дети учатся интонационно окрашивать свою речь, ставить паузы, логические ударения.
По своему смыслу речь логопеда должна быть простой и понятной для детей. Самое главное, чтобы в речи логопеда были слова, которые должны быть усвоены детьми на данном занятии. Одновременно с этим речь взрослого не должна быть упрощённой: в неё необходимо включать речевой материал, который находится в зоне ближайшего развития ребёнка. У ребёнка должно быть наличие слов и словосочетаний в пассивной речи, но отсутствие их в активной.
Один из важных моментов то, как логопед доносит до детей речевой образец. Очень часто можно видеть, что в процессе занятия нет взаимосвязи между речью логопеда и ребёнка. Логопед думает, что дети его слышат и постепенно усваивают преподнесённый материал. Но это далеко не так! Детей надо специально учить пользоваться данным речевым образцом. Для этого необходимо посмотреть, как дети отвечают на вопросы взрослого: пользуются ли словами из речевого образца и научить детей применять в активной речи новые слова. Коррекция проводится так: логопед обращает внимание детей к содержательной стороне своей речи и интонационно выделяет те слова, которые надо запомнить. Затем, когда дети отвечают на вопросы, логопед помогают вспомнить им эти слова. Например, логопед даёт характеристику шерсти собаки следующими словами белая, блестящая, кудрявая. На вопрос: «какая шерсть у собаки?» — дети чаще всего используют слово из образца – белая. Слова блестящая и кудрявая не слышат как бы дети.
Но если обратить на низ внимание, то ребята используют их в своих ответах. Это можно сделать следующим образом: «Ребята, послушайте, как я говорю о шерсти, и запомните, какая она. (Слово какая выделяем интонационно.) Шесть белая, блестящая и кудрявая. (Показываем завитки соответствующими движениями.) Кудрявая шерсть. Кто запомнил какая шерсть?» Можно дать детям потрогать завитки и снова повторить: «Вот какая кудрявая шерсть у собачки!»
Таким же образом можно привлечь внимание детей к слову блестящая. Обратить внимание детей на конкретные слова можно и по-разному. Ознакомление детей с кошкой проводится раньше, чем с собакой. Поэтому на занятии логопед просит детей: «Припомните, какая была шерстка у кошки», «Что мы о ней говорили?» Когда дети вспоминают и называют признаки шерстки у кошки, логопед спрашивает: «Можно ли этими словами описать шерсть собачки?» В нашем случае слово пушистая не подходит. Вспоминанию необходимых слов и словосочетаний помогает поглаживание потому, что оно повторяет ситуацию, в которой появились новые слова. Такая модель поведения помогает ребёнку использовать нужные слова и ускоряет их припоминание.
Говоря о требованиях к речи логопеда, необходимо помнить, что они должны соблюдаться не только на занятиях, но и в других режимных моментах. Но бывают ситуации, что логопед контролирует свою речь только на занятии, и даже более того в той части, когда идёт процесс обучения, и детям взрослый предъявляет образец построения ответа или пересказа. В другое время, особенно делая детям замечания, речь логопеда изменяется по темпу и содержанию.
Речь взрослого заключается в её дозировке. Очень жаль, что достаточно часто в группах для детей с общим недоразвитием речи логопед говорит слишком много, а дети, наоборот очень мало. Степень речевого участия логопеда определяется периодом обучения. В начале обучения, пока активность детей ещё очень мала, логопед говорит больше, чем дети. Но в процессе периода обучения речь детей становится более активной, и соответственно речь логопеда должна претерпевать изменения.
По своей предметной сфере терминология, используемая специалистами-логопедами, относится к медицине, педагогике, лингвистике.
Использование терминологии в профессиональном общении необходимо для того, чтобы обеспечить точность обозначения предмета речи, речевой патологии, анатомических особенностей, лингвистических параметров артикуляции.
При общении с родителями – принимается во внимание образовательный уровень, чем он ниже, тем менее вероятно использование терминов. Достаточно часто термин объясняется и комментируется. Использование терминов резко увеличивается при обсуждении того или иного вопроса в рамках консультации нескольких специалистов (консилиум). Иногда термины используются с целью дистанцирования от родителей и подтверждения статусных различий.
Огромное внимание отводится коммуникативной функции речи логопеда. Под коммуникативными стратегиями понимаются планируемые речевые действия, направленные на достижение определённых целей в условиях реального общения. Коммуникативная функция речи направлена на то, чтобы:
Объяснить родителям, в чём состоит суть дефекта произношения ребёнка с учётом образования родителей.
Продемонстрировать родителям упражнения на выработку правильного произношения и зафиксировать их внимание на существенных моментах, влияющих на эффективность домашних заданий.
Убедить родителей и ребёнка в успехе лечения при условии систематических занятий с логопедом и в домашней обстановке.
Предупредить родителей и ребёнка о возможных трудностях при проведении домашних занятий и о возможном ухудшении ситуации, если занятия проводиться не будут.
Установление эмоционального контакта с ребёнком и родителями являются залогом успешного обучения. В случае возможности конфликтного общения логопед переводит коммуникацию в сугубо официальную тональность. Но при этом проявление личного негативного отношения к родителям недопустимо в профессиональной речи логопеда. Коммуникативная тональность общения логопеда характеризуется минимально подчёркиваемой, но чётко осознаваемой официальностью общения, с доброжелательным отношением к ребёнку и родителям.
Занятия с логопедом – это неразрывное сочетание медицинского и педагогического воздействия. Поэтому для логопедов, как и для врачей, существует особая медицинская этика, связанная с неразглашением врачебной тайны (карты анамнеза, данные медицинских экспертиз и т.д.).
Таким образом, учитель-логопед – образцовый носитель коммуникативной культуры, должен внедрять эту культуру в сознание детей, учащихся и родителей.
Список используемой литературы:
1. Бейлинсон Л. С. Профессиональная речь логопеда: Учебно-методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 160 с. — (Учебное пособие).
2. Василькова Ю.В. Социальная педагогика:Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. зав./Ю.В.Василькова, Т.А. Василькова.-2-е изд. Стереотип.-М.: Издательский центр «Академия»,2000.-400с.
3. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения;; Науч.-попул. — М.: Высш.шк., 1989 — 159 с