Просмотр по

Для настроения, радости, здравия и долголетия. Саттва — гуна благости

1

2

2

3

4

4

 

2

3

Три гуны: саттва, раджас, тамас. Энергии материальной природы.

Согласно ведическим знаниям материальная природа проявляется в разнообразных энергиях, которые проявляют различные качества. Само слово в переводе с санскрита «гуна» означает «качество». Эти качества или гуны оказывают влияния на живых существ, вынуждая их совершать определенные действия. Влияние это распространяется на всех людей, и каждый человек находится под влиянием трёх гун материальной природы, которые определяют его цели, стремления, образ жизни, уровень сознания и всё, что есть в его жизни. По этой причине важно знать не только саму природу гун материального мира, но и то, какое влияние гуны оказывают на человека и как следует взаимодействовать с каждой из этих энергий.

Три гуны материальной природы:

  • Саттва
  • Раджас
  • Тамас

Гуна благости порождает истинное знание, гуна страсти разжигает алчность, а гуна невежества приводит к глупости, безумию и иллюзии.

Бхагавад-Гита. 14.17

Качества материальной природы проявляются в деятельности и мыслях человека, а также в желаниях и страхах, что полностью формирует направление деятельности человека и вынуждает его действовать в соответствии с влиянием материальной природы.

Каждая из гун имеет определенное влияние на человека, и всегда в человеке идёт борьба за преобладания определенной энергии в нём. Никогда в человеке не может присутствовать только одна энергия, так как весь материальный мир – это совокупность этих трёх энергий, то же самое касается и тела, и психики человека.

Иногда, о сын Бхараты, в человеке начинает преобладать гуна благости, одолевая страсть и невежество. Иногда гуна страсти побеждает невежество и благость, а иногда берет верх гуна невежества. Так между гунами материальной природы идет непрерывная борьба за превосходство.

 Бхагавад-Гита. 14.10.

Гуны оказывают влияние на человека, внушая ему определенные идеи, стремления, желания, направление деятельности. В соответствии с преобладающей гуной человек будет наделяться качествами этой гуны, что окажет огромное влияние на все сферы жизни человека. Влияют гуны на речь, действия, поступки, поведение, образ жизни, распорядок дня, жизненный путь и всё остальное. Человек приобретает качества той энергии, которая в нём преобладает, и это направляет его на определенный путь.

Материальная природа состоит из трех гун — благости, страсти и невежества. Когда вечное живое существо входит в соприкосновение с материальной природой, эти гуны, о могучерукий Aрджуна, обусловливают его.

 Бхагавад-Гита. 14.5.

Саттва – гуна добродетели

Гуна благости, о безгрешный, будучи чище других гун, просветляет живое существо и избавляет его от всех последствий грехов. Пребывающие под влиянием этой гуны привязываются к знанию и ощущению счастья.

 Бхагавад-Гита. 14.6.

«Саттва» традиционно переводится как «добродетель» или «благость». Это достаточно точно отражает суть данной энергии. Энергия саттвы дарует человеку благие качества, которые ведут человека к праведной и чистой жизни. Влияние этой гуны обуславливает человека такими качествами как:

  • чистота
  • смирение
  • умиротворенность
  • бесстрашие
  • свобода
  • счастье
  • покой
  • правдивость
  • милосердие
  • дисциплина
  • терпение

Энергии материального мира многообразны и бесчисленны, поэтому перечислить все качества, которыми саттва наделяет человека, практически невозможно. Однако, само понимание основного влияния гуны способно дать понимание как влияет саттва на сознание человека. К гуне благости относится разум человека, который способен контролировать деятельность ума и направлять её.

Гуна благости умиротворяет сознание человека, отвлекая его от стремления наслаждаться материальными объектами, а вместе с этим приходит и избавление от необходимости тяжелого труда ради удовлетворения своих ненасытных желаний. Такой образ действий освобождает человека и позволяет ему действительно испытывать счастье. Счастье само по себе приходит к человеку в виде полной удовлетворенности жизнью и ощущения её полноценности в противоположность стремлению расширять свои возможности эксплуатировать материальные объекты и других людей ради наслаждения этим миром.

Гуна благости направляет человека на путь самоосознания, исполнения долга, совершение благоприятной деятельности или на духовный путь. Избавляя сознание человека от чрезмерного стремления к материальным наслаждениям, саттва-гуна даёт возможность человеку постигнуть Абсолютную истину и сокровенные знания вообще, вместе с тем наделяя человека подходящими качествами и умонастроением для изучения и практики разнообразных знаний.

Счастье, даруемое гуной благости, ощущается естественно для человека и приходит само собой, до тех пор, пока человек вновь не окажется под влиянием иной гуны материальной природы. Наделенный качествами благости, человек приобретает определенный образ жизни, который заключается в устойчивом, стабильном и постоянном развитии, улучшении своего характера и занятии своего места в жизни не только с позиции деятельности, но и с позиции межличностных отношений.

Деятельность в гуне благости характеризуется благоприятным влиянием на человека, его окружение и мир вокруг. Так как одно из качеств саттва – это ненасилие, то действия, которые человек совершает под влиянием этой материальной природы приносят всем живым существам минимальный вред и максимальную пользу. Конечно, деятельность в гуне благости не приводит человека к чрезмерному богатству, славе и прочим материальным достояниям,но она дарует человеку возможность быть счастливым и действовать на благо других, а также встать на духовный путь, что действительно важнее любого материального достояния.

Только обладая качествами гуны благости, человек в долгосрочной перспективе может надеяться на успех в духовном пути, так как саттва даёт человеку очищенное и умиротворенное сознание, которое необходимо для получения духовных знаний и исполнения духовной практики. Саттва, с одной стороны, является ключевым условием для возможности продвигаться на духовном пути, а с другой – не может полностью гарантировать успеха, так как является условием, той платформой, на которой человек может совершать духовную деятельность.

В образном представлении, человек, находящийся под преобладающим влиянием саттвы, это мирный и спокойный земледелец или садовник, который умиротворенно наслаждается жизнью под тенью своего сада или на полях, которые он засеял ранее. К образу также подойдет умиротворенный монах или священник, который излучает счастье и добро и является добрым пастырем и утешением для других людей.

Если человек желает быть счастливым, умиротворенным и очиститься от греха, а также начать продвигаться по высшему пути человека, то ему следует стремиться к гуне благости. О способах усиления влияния той или иной гуны материальной природы будет написано после описания всех гун.

Раджас – страсть

Гуна страсти порождена бесконечными желаниями и алчностью, поэтому она, о сын Кунти, связывает воплощенное живое существо узами материальной корыстной деятельности.

 Бхагавад-Гита. 14.7.

«Раджас» – означает «страсть». Само слово «раджас» происходит от слово «раджа», что, в свою очередь, переводится как «царь», «князь», «правитель», а цари и правители, в свою очередь, являются классом потомственной военной аристократии в традиционном понимании. То есть понятия «царь» и «воин» практически тождественны в ведической культуре. Царь – это высший ранг для воина, каждый царь – это воин, но не каждый воин – царь.

Качества, проявляемые под влиянием гуны страсти, действительно склонны проявлять правители и воины, так как раджас наделяет человека очень свойственными для их жизни качествами и стремлениями.

К стремлениям раджас следует отнести:

  • стремление наслаждаться материальным миром
  • стремление превосходить остальных
  • стремление совершать подвиги и достигать чего-то
  • стремление эксплуатировать других людей и объекты ради достижения своих целей

К качествам раджаса относятся:

  • желания
  • смелость
  • отвага
  • агрессивность
  • гордость
  • независимость
  • твердость
  • принципиальность
  • жадность
  • вожделение
  • гнев
  • решительность
  • воодушевление
  • власть
  • самоуверенность
  • великодушие
  • активность
  • энергия

Качества раджаса характеризуют активную деятельность ради наслаждения плодами труда, либо ради определенной идеи. Так или иначе, энергия характеризует эту материальную природу и, находясь под влиянием раджаса, человек склонен к чрезмерному труду, активности, стремлению наслаждаться и независимости. Всё это необходимо человеку для исполнения своих желаний, которые под влиянием раджаса возрастают бесконечно после исполнения каждого желания.

Именно желания двигают человека, находящегося под влиянием гуны раджаса, будь то желание превосходить других людей, желание наслаждаться независимостью и свободой или желание оказывать влияние на людей и иметь над ними власть. Причем это не всегда достигается очевидными путями. Часто человек может использовать знания как инструмент для приобретения власти над другими людьми или для того, чтобы превосходить их. Причём это не только знания о том, как стать лучше в своём деле, но это и зачастую духовные знания, эксплуатируя которые человек нарушает все духовные принципы и становится хуже животного в человеческом теле. Несмотря на очевидную неприглядность такого образа действий, подавляющее большинство людей использует духовные знания как средство удовлетворения своих амбиции и стремлений к славе, почёту, богатству, популярности и прочим материальным достояниям. Использовать такое возвышенное знание в таких низких целях равносильно продаже души, ради мимолетных наслаждений.

Рекомендуем также эту статью:  Аханкара – ложное и Истинное эго

Раджас сам по себе не представляет что-то однозначно плохое или хорошее. Это пограничное качество на границе между добром и злом. Так как энергию и желания, которые человек получает, можно направить как на благие, так и на вредоносные дела. Человек под влиянием гуны раджаса будет стремиться совершать подвиги, спасать других людей, защищать общество и законы, создавать проекты, которые меняют общество, а также исполнять долг.

С другой стороны, раджас невероятно сильно внушает человеку огромное количество желаний. И эти желания могут сделать из обладателя такой энергии как благородного и деятельного человека, так и преступника, который ради исполнения своих желаний пошел на отвратительный поступок. Таким образом, спасая из горящего дома котёнка и приставляя к горлу прохожего нож, человек находится под влиянием одной энергии, которая может проявляться по-разному.

Раджас внушает человеку самопожертвование, благородство и великодушие, так как эти качества считаются качествами отваги, храбрости и неподверженности страху, а также морально-нравственного превосходства над другими, что соответствует влиянию этой энергии. Жестокость, алчность, похоть, гордыня и невероятная чувствительность к оскорблениям – это также качества раджаса.

И так как это качество правителей и воинов, лучшим образным показателем данного качества будет как раз традиционный образ правителя-воина. Этот человек может быть как благородным и мудрым правителем, который объединяет земли и побеждает врагов, защищая своих подданных и великодушно занимаясь благотворительностью, может быть и абсолютным гедонистом, который выжимает все соки из своих подданных ради удовлетворения своих ненасытных чувств.

Если брать образ не правителя, а воина, то это может быть как бесстрашный и отважный воин, который сражается, защищая свою страну, так и налетчик-грабитель, который разоряет своих же сограждан ради власти и денег. Если саттва – это разум человека, то раджас – ум, который побуждает человека к постоянной деятельности, делит мир на хорошее и плохое, а также порождает множество желаний.

На духовный путь раджас, гуна страсти, не даёт взойти по причине слишком переменчивого и активного ума, который преследует не столько духовные, сколько вполне материальные и конкретные цели – прославиться, разбогатеть, стать самым лучшим. Эти цели далеки от духовного пути, если не направлены на него, но так как наслаждения и материальные достояния являются самоцелью в уме человека, то в этом случае человек попросту не сможет сконцентрироваться и пожертвовать что-то ради духовного блага. Пожертвовать означает не материальную жертву в виде богатства, а духовную. Это может быть как отказ от прошлых взглядов, отказ от своего пути, который предрекает богатство и славу или отказ от возможности наслаждаться. Это крайне затруднительно сделать, когда влияние гуны страсти поглощает человека, не только побуждая совершать дела, приводящие к материальным наслаждениям, но и давая человеку возможность очень сильно наслаждаться материальным миром.

Раджас, в определенном смысле, может помочь человеку на духовном пути, если энергия и желания будут направлены на прогресс и постижение истины. Если человек действительно жертвенен и действует с энтузиазмом, то начало его духовного пути пройдет успешно. Однако это не так просто, так как наряду с невероятной энергией, решимостью, бесстрашием и энтузиазмом будут, как тени, стоять гордыня, желания, стремление к почёту и приобретению славы, а также стремление доказать своё превосходство, стараясь кого-то переубедить. Раджас на духовном пути проявляется и в виде привязанности к своему положению и идеям, тогда как иногда требуется отказ от таких вещей.

Также для духовного пути опасна показная духовность, которую человек совершает, исходя не из реальных духовных задач и потребностей, а для того чтобы прослыть духовным человеком и тем самым получить почёт и восхищение других людей. В самом деле, такое поведение, хотя и даёт человеку материальные плоды, однако забирает возможность прогрессировать, так как человек начинает погружаться в иллюзию того, что он находится на вершине мира и ему все что-то должны. Такая иллюзия приводит к чрезмерной гордыне, чувствительности к оскорблениями, нетерпимости, желаниям и прочим качествам гуны страсти.

Тамас – невежество

Знай же, о сын Бхараты, что гуна тьмы, порожденная невежеством, держит все воплощенные живые существа в плену иллюзии. Ее влияние проявляется в виде безумия, лени и сна, которые опутывают обусловленную душу.

 Бхагавад-Гита. 14.8.

«Тамас» традиционно переводится как «невежество». Гуна тамаса, невежества представляет из себя энергию, качествами которой являются:

  • лень
  • апатия
  • сон
  • отсутствие желаний
  • страх
  • инерция
  • безумие
  • невежество
  • глупость
  • иллюзия.

Это та энергия, которая связывает человека по рукам и ногам, которая не даёт ему действовать и внушает человеку различные негативные состояния. Эти состояния могут быть как состояниями депрессии и тоски, в которых человек не склонен заниматься мотивированной деятельностью, так и состояние наркотического или алкогольного опьянения, а также различных психических заболеваний. Это также может быть сонливость, апатия, скука, опустошенность, тревога, страхи и прочие состояния, которые вынуждают человека не заниматься деятельностью.

Гуну тамаса очень легко понять, так как это самая распространенная гуна в Кали-югу в наше время. Она наиболее часто встречается в людях, и если мы говорим о личностных качествах, то тамас проявляется кактупость, трусость, лень, непоследовательность, боязливость, мнительность, слабоволие, отсутствие характера, неуверенность и нерешительность, отсутствие дисциплины, беспокойство. Из стремлений особенно выделяется склонность к отдыху, развлечениям и праздному образу жизни, а также к употреблению алкогольных и наркотических веществ.

 

 

Эта гуна влияет на людей, не вызывая в них покой, не наделяя знаниями, не внушает им надобность тяжело трудиться или превосходить других, а внушает им стремление к лёгкой жизни с низменными наслаждениями. Это не похоже на раджас, где ради наслаждения человек сильно рискует и трудиться, а также совсем не похоже на саттву, где человек самоудовлетворён и спокоен, однако не отказывается от труда.

Тамас — это то, что внушает человеку неприязнь к знаниям, труду и благородным поступкам. Под влиянием тамаса у человека возникает образ жизни, в котором не существует видение завтрашнего дня, а есть только сегодняшний, то есть человек прожигает свою жизнь, абсолютно не обладая волей что-то изменить.

Всё это приводит человека к страданиям, в которых его разум отчетливо понимает, что человек проживает неправильную жизнь, однако влияние гуны тамаса забирает всю волю человека и возможность что-либо изменить. У человека просто не хватает воли, сил, стремления и дисциплины что-то поменять. Он будто тонет в болоте. Таково влияние гуны тамаса, и, на самом деле, оно знакомо многим людям.

Человек стремится измениться, даёт множество обещаний и хочет начать действовать, но кровать с утра кажется ему слишком мягкой, развлечения слишком интересными, а алкоголь или наркотики несут слишком приятные облегчения, отвлекая от внешнего мира. Такой образ жизни несомненно не может привести человека ни к счастью, ни к успеху, учитывая и то, что зачастую такие люди склонны собираться в группы, где и занимаются невежественной деятельностью.

Рекомендуем также эту статью:  Как очистить карму? Как узнать свою карму? Отработка кармы

Тамас также проявляется в безумии людей, так как безумие — это крайняя степень иллюзии, в результате которой человек теряет способность контролировать себя не из-за слабоволия, а по чисто биологическим причинам. Расстройства психики – это следствие влияния гуны тамаса, также как нескончаемые желания – это влияние гуны раджаса, а естественное счастье – саттвы.

Помимо такого относительно безобидного проявления тамаса как слабоволие, невежество оказывает на людей достаточно разнообразное влияние, начиная от всевозможных фантазий, из которых возникают порой самые ужасные идеи, заканчивая вполне реальными преступлениями. Причём, если преступления раджаса больше связаны с преднамеренным насилием с целью получения прибыли, как, например, грабеж, рэкет или разбой, то тамас — это воровство, торговля наркотиками, мошенничество, шарлатанство, вымогательство и прочие обманные виды деятельности.

Что касается идей, то человек под влиянием гуны тамаса склонен впадать в иллюзии, и, как следствие, много фантазировать. Помимо фантазии у человека может быть и определенная идея, которая противоречит здравому смыслу. Такая идея может быть взята из ниоткуда. Так, в обществе возникают идеи де Сада и Ницще, которые погибли в больницах для душевнобольных. А также различные оккультные идеи, которые включают в себя практики, несообразные с цивилизованным и моральным обществом, такими практиками могут быть человеческие жертвоприношения, пьяные оргии и прочие вещи, которые нельзя назвать следствием здравого рассудка.

Что касается интерпретации различных идей, то из-за очевидного слабоволия и богатой фантазии под влиянием гуны тамаса, многие люди, не способные следовать тому или иному учению, начинают придумывать собственные учения на основе предыдущих. Так получаются различные -йоги (Аштанга-виньяса йога, Йога Айенгара, Шивананда-йога, Брахмачари йога, Дживамукти йога, Бихарская школа йоги, Йога Патанджали, Крийя-йога, Йога-Нидра, Кундалини-йога, Тантра-йога, Янтра-йога, Раджадхираджа-йога), которые являются извращенными и перемешанными вариантами классических 4-х школ йоги: бхакти-, карма-, гьяна- и аштанга- или раджа-йог. Эти четыре школы йоги являются завершенными ведическими идеями, не требующими ни дополнений, ни искажений. Искажение таких важных и фундаментальных идей под свои нужды комментируется Главным Авторитетом ведического знания так:

Тот же, кто пренебрегает указаниями священных писаний и действует по собственной прихоти, не достигнет ни совершенства, ни счастья, ни высшей цели.

 Бхагавад-Гита. 16.23.

Гуна тамаса порождает в уме человека тревоги, беспокойства, апатию, паранойю, причем это происходит беспочвенно. Безосновательный страх и беспокойство – признаки влияния тамаса, и одними из самых доступных средств это влияние загасить являются одурманивающие вещества и развлечения.

Тамас сам по себе означает падение и деградацию личности, разрушение трудов в силу отсутствия поддержания чего-либо. Если привести пример с дворцом, то саттва – это поддержание в достойном состоянии, а раджас – это его строительство. Тамас – это его разрушение по ходу времени в силу отсутствия поддержки. Так и в жизни тамас разрушает характер и жизнь человека именно немотивированным отказом от деятельности. Ум притупляется, знания забываются, а тело атрофируются – это влияние тамаса на человека.

Если образно представлять человека, который находится преимущественно под влиянием гуны тамаса, то это либо ленивый человек, по типу Обломова из одноименного произведения, либо это человек, который всячески пытается прожигать свою жизнь путем употребления различных сомнительных веществ и напитков, либо это сумасшедший человек. Неприглядные образы на то и неприглядные, что гуна тамаса – это самая низкая, опасная и невежественная из всех гун, которую сравнивают с тьмой. В этом пути у человека нет никаких надежд на успех, счастье или наслаждение в жизни.

Что касается духовного пути, то нет такой грани, где пригодился бы тамас. Под влиянием саттвы человек идёт по правильной дороге неторопливым шагом, максимально близко приближаясь к заветной цели. Под влиянием раджаса человек бежит сквозь дебри с повязкой на глазах, такая погоня может привести его к правильному пути или достижению цели, но также может и отвести от неё. Под влиянием тамаса человек просто ложится на этом пути, где бы он ни был, и продолжает лежать, пока одна из энергий не начнёт преобладать в нём.

По этой причине тамас не имеет практического применения кроме отдыха, но такой отдых будет больше похож на схему «два шага вперёд, один назад», что сильно затруднит реальное продвижение человека.

Переход из влияния одной гуны в другую гуну

Сейчас следует объяснить то, каким образом та или иная энергия в человеке начинает преобладать или какие вещи заставляют ту или иную гуну активизироваться в человеке.

Гуна тамаса начинает преобладать в те моменты, когда человек неоправданно отказывается от деятельности и предпочитает делам развлечения и отдых. Также гуна тьмы проявляется в момент нахождения в обществе или месте, которое пропитано этой гуной. Таким образом, деградация человека продиктована его собственным выбором образа его действий, а также общества и места, в котором он находится. Для активизации гуны тамаса достаточно отложить дела на потом, отказаться от выполнения своих обязательств, предаваться фантазиям, побольше развлекаться и отдыхать.

Практического применения гуна тамаса не имеет и является самой губительной из всех энергий материального мира, а потому стремление к ней, очевидно, не может быть разумной целью человека.

Гуна раджаса активизируется под влиянием желаний, которые возникают от взаимодействия органов восприятия с объектами вожделения. Возжелав чего-то, человек действительно начинает активизировать гуну раджаса. Например, если молодой человек пообщается с красивой девушкой, ему захочется проводить больше времени в её обществе, что приведет его к необходимости добиваться её расположения. Под влиянием такого желания многие молодые люди начинают развиваться: читать книги, писать стихи, тренироваться и становиться лучше. Об этом и о том, к чему приводит исполнившееся желание, есть целое произведение – «Мартин Иден».

В материальном плане гуна раджаса может помочь человеку добиться целей, так как очень сильно мотивирует человека действовать и даёт ему много энергии. Для многих вещей действительно важно иметь огромный запас сил и мотивации, однако следует понимать, что гуна раджаса базируется именно на желании, а потому, как только трудности превысят желание, положительное влияние гуны раджаса будет становиться всё слабее и слабее, и будет проявляться негативное — гнев.

Для духовной жизни раджас важен лишь в начале пути, когда человеку нужно очень много с энтузиазмом работать над собой и изучать знания, а также практиковаться. В этом случае раджас даст необходимую энергию и позволит человек действительно быстро набрать необходимые знания и опыт. Однако для успешного продвижения по духовному пути в дальнейшем следует отказаться от раджаса, так как он слишком непостоянный и базируется на стремлениях, от которых по ходу духовного пути человеку следует отказаться.

Активизируется раджас сильным вдохновением, желанием или стремлением. Так, услышав вдохновляющую речь, посмотрев мотивирующий фильм или чего-то очень сильно захотев, человек попадает под влияние гуны раджаса, которое побуждает его к действию.

Гуна саттвы – это самая трудная в плане как активизации, так и поддержания энергия материального мира, так как требует не просто какого-то действия от человека, но очень серьезного изменения взгляда и подхода относительно жизни. Для её активизации человеку следует стремиться к знаниям, приучиться к дисциплине и культивировать в себе положительные качества. Очень важное замечание заключается в том, что растраты энергии на приобретение такой энергии большие, а потому разумно будет прийти к саттве через раджас, так как если человек находится в тамасе, то у него попросту не будет хватать сил для этого.

Влияние гуны саттвы будет в человеке постоянно и устойчиво, но для его взращивания потребуется действительно много сил и серьезная работа над характером. Источником гуны саттвы будут, в таком случае, являться культивированные положительные качества путём дисциплины. По мере развития этой энергии они начнут проявляться сами собой.

В действительности, основным источником саттвы являются истинные духовные знания, поэтому постижение духовной науки для человека, который стремится к саттва-гуне, является очень важным условием его успеха.

Саттва действительно требует времени, но когда она утвердится в человеке и подарит ему ощущение чистого счастья, у человека будет возникать всё меньше тяги к иным энергиям. Переживание такого чистого счастья даст совсем иные ощущения, нежели от соприкосновения с материальными наслаждениями, и всё в человеке будет поддерживать энергию благости, а энергия благости будет поддерживать человека, даруя ему как счастье и спокойное существование, так и положительные качества и успех в духовной жизни, что сделает его ещё счастливее.

Три гуны материальной природы

Проявление материальных энергий крайне разнообразно, и понять их можно только после осознанного взаимодействия и наблюдения за ними. По этой причине человеку, который желает избавиться от тамаса, использовать раджас или приобрести саттву, следует приготовиться к разнообразному опыту, который он испытает в ходе сознательного взаимодействия с этими энергиями. Этот опыт даст ему возможность использовать энергии так, как он пожелает и возвыситься над ними, если человек приобретет духовные знания, которые дадут ему возможность взаимодействовать с высшей духовной энергией, которая стоит над материей.

Три гуны: саттва, раджас, тамас. Энергии материальной природы.


Литература рекомендуемая к прочтению

Скачать эти книги можно прямо с нашего сайта, достаточно кликнуть на название. Формат скачиваемых документов – fb2. Литература в этом формате требуют «читалки» – программы для чтения книг. Например, DjVuReader. На телефон есть читалка — eBookdroid.

На сайте есть статья с расширенным списком – Литература и книги по саморазвитию и самосовершенствованию


Бхагавад Гита как она есть – Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада.

”Бхагавад-Гита” – «Песнь Бога» (Бхагавана).

Знаменитая беседа Всевышнего Господа Шри Кришны с Его преданным Арджуной, состоявшаяся перед началом битвы на Курукшетре. В ней раскрывается суть всего духовного знания и бхакти провозглашается высшим совершенством души.

Составляет часть шестой книги ”Махабхараты”, хотя издается и читается как самостоятельное произведение. Одна из популярнейших рукописей, оказавшая огромное влияние на развитие многих религиозных течений индуизма и буддизма. «Бхагавад-гита» является квинтэссенцией ведической мудрости. В этом произведении в сжатом виде изложены основные идеи Ведической философии, в том числе закон кармы и концепция перевоплощения души. Перевод и комментарии А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады позволяют практически каждому проникнуть в тайны мудрости Вед, глубже понять самого себя и окружающий мир.


Простыми словами о внимательности — Гунаратана Хенепола.

Перед вами — легко и понятно написанная книга о том, как внести внимательность в свою жизнь. Автор, опытный учитель медитации випассаны, рассказывает о достижениях и открытиях в процессе медитации, делится своим опытом решения многих типичных проблем. Книга будет интересна как начинающим, так и опытным практикам медитации.


Книга Мирдада — Михаил Найми

Это мистическое и загадочное произведение. Одна из тех книг, которые останутся жить вечно. Миллионы людей во всем мире писали книги, пытались выразить невыразимое, но они все потерпели неудачу. Автору «Книги Мирдада» это удалось. Воспринимайте книгу, как чудесную поэзию, слушайте музыку, которая льется со страниц книги. Слушайте, как послание от мастера медитации. Слова – коды. Их значение – тот момент, в который они затрагивают ваше сердце.». В книге говорится про то, что является важным для каждого из нас: ненависть и любовь, предательство и вера, время и смерть, великое добро и зло. Здесь переплелись волшебным образом философия, легенда и поэзия. Ее мягкая лиричность и вековая мудрость составили экзотические узоры восточной притчи.

 

 


Самоучитель совершенной личности. 10 шагов на пути к счастью – Рами Блект

В любом книжном магазине вы найдете множество книг, посвященных тому, как преуспеть в жизни, стать счастливым и избавиться от болезней. Но если вы обратитесь к статистике, то обнаружите, что число счастливых, успешных и здоровых людей уменьшается.

Почему? Потому что без глубинных изменений в характере и мировоззрении человека, в его подсознательные программах, определяющих судьбу, без правильного понимания основных законов Вселенной реальных перемен не происходит. Изменения только на внешнем уровне, в поведении, часто приводят к накоплению агрессии, раздражительности, человек становится фальшивым, и через какое-то время несчастья и депрессия возвращаются в еще больших размерах.

Поэтому в этой книге, наряду с практическими советами и примерами излагаются очень простыми словами философские, глубокие мысли, которые помогут вам быстро изменить жизнь к лучшему на всех уровнях.


Как закалялась сталь – Николай Островский

Когда кто-то абсолютно уверен в своих действиях и устремлениях, когда он воодушевлен, то это заряжает и окружающих. Точно так же происходит во время чтения романа Николая Островского «Как закалялась сталь», который пропитан духом патриотизма. Роман автобиографический, поэтому через образ главного героя можно увидеть и самого писателя, узнать о его мировоззрении и идеалах.

Павка Корчагин жил в нелегкое время, он не смог окончить школу, был вынужден тяжело работать. Он своими глазами видел революцию, Гражданскую войну. Он взрослел и становился мужчиной во время всех этих событий. Но что бы ни происходило, он всегда свято верил в верность своих идей, он был силен духом и не сдался даже в самый тяжелый момент.

Литература рекомендуемая к прочтению

—————————————————————

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *