Просмотр по

ЖИЗНЕННЫЕ ПЛАНЫ и цели

Что такое жизненный план: ЖИЗНЕННЫЕ ПЛАНЫ | это… Что такое ЖИЗНЕННЫЕ ПЛАНЫ?

3.2 Формирование жизненных планов

Характерная
черта юности – формирование жизненных
планов. Жизненный план возникает, с
одной стороны, в результате обобщения
целей, которые ставит перед собой
личность, как следствие построения
«пирамиды» её мотивов, становления
устойчивого ядра ценностных ориентаций,
которые подчиняют себе частные, преходящие
стремления. С другой стороны – это
результат конкретизации целей и мотивов.

Готовясь
к будущему, старшеклассники строят
жизненные планы. Но было бы ошибкой
понимать под ними только некую программу
на будущее. Вспомним, что именно жизненные
планы Л.С. Выготский рассматривал как
показатель овладения личностью своим
внутренним миром, и как систему
приспособления к действительности,
связывая с ними «целевую» регуляцию
принципиально нового типа. Как видно,
о жизненных планах в точном смысле слова
можно говорить лишь тогда, когда наряду
с будущими целями заботой молодого
человека становятся и способы их
достижения, производится оценка
собственных субъективных и объективных
ресурсов.

Здесь
обнаруживается одна характерная для
современных старшеклассников особенность.
Все они размышляют о будущем и строят
всевозможные планы, но немногие отдают
себе отчёт в том, что реальное будущее
– это не будущее вообще, но будущее
определённым образом построенного
настоящего и что насыщение будущего
целями есть лишь предпосылка для
насыщения настоящего соответствующей
практикой.

Жизненный
план – явление одновременно социального
и этического порядка. Вопросы «кем быть»
и «каким быть» первоначально, на
подростковом этапе развития, не
различаются. Сплошь и рядом подростки
называют жизненными планами весьма
расплывчатые ориентиры и мечты, которые
никак не соотносятся с их практической
деятельностью. У большинства планы
сводятся к намерению учиться, заниматься
в будущем интересной работой, иметь
верных друзей и много путешествовать.

Подросток
пытается предвосхитить своё будущее,
не задумываясь о средствах его достижения.
Его образы будущего ориентированы на
результат, а не на процесс развития:
подросток может очень живо, в деталях
представлять своё будущее общественное
положение, не задумываясь над тем, что
для этого нужно сделать. Отсюда и частая
завышенность уровня притязаний,
потребность видеть себя непременно
выдающимся, великим.

Жизненный
план в точном смысле этого слова возникает
только тогда, когда предметом размышлений
становится не только конечный результат,
но и способы его достижения, путь, которым
человек намерен следовать, и те объективные
и субъективные ресурсы, которые ему для
этого понадобятся. В отличие от мечты,
которая может быть как активной, так и
созерцательной, жизненный план – это
план деятельности.

Чтобы
построить его, юноша должен более или
менее чётко поставить перед собой, как
минимум, следующие вопросы: 1. В каких
сферах жизни сконцентрировать усилия
для достижения успеха? 2. Что именно и в
какой период жизни должно быть достигнуто?
3. Какими средствами и в какие конкретные
сроки могут быть реализованы поставленные
цели?

Жизненные
планы старшеклассников, как по содержанию,
так и по степени их зрелости, социального
реализма и охватываемой временой
перспективе весьма различны.

В
своих ожиданиях, связанных с будущей
профессиональной деятельностью и
семьёй, старшеклассники достаточно
реалистичны. Зато в сфере образования,
социального продвижения и материального
благополучия их притязания зачастую
завышены: они ждут слишком многого или
слишком быстро. При этом высокий уровень
социальных и потребительских притязаний
не подкрепляется столь же высокими
профессиональными устремлениями. У
многих ребят желание больше получать
и иметь не сочетается с психологической
готовностью к более трудному,
квалифицированному и производительному
труду.

Обращает
на себя внимание также недостаточная
конкретность профессиональных планов
старшеклассников. Вполне реалистично
оценивая последовательность своих
будущих жизненных достижений (продвижение
по службе, рост заработной платы,
приобретение собственной квартиры,
машины и т. д.), старшеклассники чрезмерно
оптимистичны в определении возможных
сроков их осуществления. При этом девушки
ожидают достижений во всех сферах жизни
в более раннем возрасте, чем юноши,
проявляя тем самым недостаточную
готовность к реальным трудностям и
проблемам будущей самостоятельной
жизни.

Главное
противоречие жизненной перспективы
старшеклассников, по данным Е.И.Головахи,
— недостаточная самостоятельность и
готовность к самоотдаче ради будущей
реализации своих жизненных целей.
Подобно тому как в определённых условиях
зрительного восприятия перспективы,
отдалённые объекты кажутся наблюдателю
более крупными, чем близкие, отдалённая
перспектива рисуется некоторым
старшеклассникам более ясно и отчётливой,
нежели ближайшее будущее, зависящее от
них самих. Отчасти это объясняется
возрастными особенностями, естественным
юношеским оптимизмом и т.п.

Цели,
которые ставят перед собой будущие
выпускники, оставаясь не проверенными
их реальными возможностями, нередко
оказываются ложными, страдают
«фантазийностью». Порой, едва опробовав
нечто, молодые люди испытывают
разочарование и в намеченных планах, и
в самих себе. Вместо того чтобы в этой
критической ситуации мобилизовать
себя, многие из них склоняются к
сомнительным жизненным концепциям
(«можно работать дворником и всего себя
отдавать занятиям литературой»).
Намечаемая перспектива формулируется
то слишком конкретно (стать именно
таким-то специалистом, поступить на
такой-то факультет), то, напротив чересчур
общо («служить прогрессу человечества,
быть полезным обществу человеком»). В
первом случае, она оказывается недостаточно
гибкой для того, чтобы её реализация
завершилась успехом, во втором своей
неопределённостью затрудняет необходимую
для успешного самоопределения концентрацию
сил…

Итак,
наибольшая трудность для юношеской
рефлексии заключается в совмещении
того, что называется ближней и дальней
временной перспективой, первая из
которых охватывает непосредственно
сегодняшнюю и завтрашнюю деятельность
и цели, а вторая- долгосрочные жизненные
планы.

Жизненные планы

В жизни ничего наверстать невозможно — эту истину
каждый должен усвоить как можно раньше.
Хр. Геббель, немецкий писатель.

Среди живых существ, населяющих нашу планету, только человек имеет способность строить жизненные планы и, по возможности, реализовывать их. Стремление человека оптимальным образом организовать небеспредельное время своей жизни, по-видимому, возникло очень давно.

Более трех тысячелетий отделяет нас от создания вавилонской «Таблицы судеб», куда, полагали вавилоняне, занесены все будущие события жизни каждого человека, и китайской «Книги перемен», позволявшей обнаружить свое «Дао» (путь в жизни, соответствующий естественному порядку вещей, естественным законам). В античности складывается понятие судьбы, персонифицируемое в образах фатума — рока, ананкэ — необходимости, мойр — богинь судьбы. Один из самых известных античных афоризмов гласит: «Судьбы ведут того, кто хочет, и тащат того, кто не хочет…»

Большое значение во все времена придавалось толкованию сновидений.

В соответствии с христианской моделью мира Божий промысел не определяет всецело жизненный путь человека: он только направляет его, освещает путь, а за человеком остается решение — уклониться от этого пути или идти по нему до конца. Фатализм поздней античности и Средних веков имел под собой объективные основания: низкую продолжительность жизни, высокую вероятность отправиться к праотцам даже раньше этого срока вследствие войн, эпидемий, голода, вызванного неурожаем.

В эпоху Возрождения складываются представления о том, что человек не игрушка в руках рока, но призван творить себя, сознавая и расширяя свои возможности. Культура Нового времени продолжает     эту         линию. Постепенно возникает и укрепляется убеждение в том, что препятствия и преграды на пути осуществления человеком его жизненных планов несут не только негативную функцию.

Об этом хорошо сказал в своем сатирическом романе « Человек без свойств» австрийский писатель Роберт Муз иль (1880 — 1942): «Человека нужно стеснить в его возможностях, планах и чувствах всяческими предрассудками, традициями, трудностями и ограничениями, как безумца — смирительной рубашкой, и лишь тогда то, что он способен создать, обретет, может быть, ценность, зрелость и прочность…»

Древнее искусство хиромантии каждую линию на ладони способно истолковать как проявление судьбы человека. Хиромантия пришла в Европу с Востока. В Средние века «чтение» судьбы по руке становится настолько популярно, что даже церковный запрет (XV в.) не в силах был заставить европейцев отказаться от услуг хиромантов. Наполеону принадлежат слова: «Лицо человека обманет, рука — никогда».

Индийские астрологи составляли гороскопы еще в IV в. до н. э., веря, что существует таинственная связь между движением планет и поворотами человеческой судьбы: поняв эту связь, можно многое объяснить в своем прошлом, предугадать будущее.

В каждом обществе, в каждой социальной группе приняты свои устоявшиеся образцы жизненных стратегий. Стандарты существуют практически в любой области деятельности: ведь только тогда результат может быть оценен.

Сравнение с результатами других людей и определение человеком своего места американские психологи назвали поисками «социальной относительной нормы». Понятие о социальной относительной норме у человека формируется в процессе преодоления «фильтров» и препятствий.

Питирим Сорокин (1889—1968), крупнейший американский социолог русского происхождения, в своих работах подчеркивал значение характера препятствий, которые общество устанавливает для индивидов. Если эти препятствия «злокачественны» и «неадекватны», это ведет к печальным последствиям для всего общества. Если же они адекватны и правомерны, то и социальное распределение индивидов приведет к процветанию всего общества. Например, ограничение доступа к образованию для талантливых детей из бедных семей самым негативным образом сказывается на интеллектуальном потенциале государства. Если же фильтры и барьеры задерживают тех, чье обучение стоит учителям и обществу чрезмерных усилий, общий интеллектуальный потенциал общества не страдает.

Жизненные планы на различных этапах жизненного пути имеют свои качественные особенности. Пристальное внимание социологи и психологи уделяют периоду самоопределения личности — раннему юношескому возрасту. В этот период планы зачастую диффузны и нереалистичны. Социологами описан феномен «нереалистического оптимизма»: человек склонен существенно занижать вероятность того, что неприятные события могут случиться с ним, и завышать свои шансы добиться чего-то в жизни. Как правило, юношеский возраст характеризуется «нереалистическим оптимизмом». Удивительно, но эти оптимистические ожидания существуют на фоне крайне низкой удовлетворенности жизнью. К 35 годам (так называемый «кризис середины жизни») реализация целей сама по себе перестает приносить удовлетворение, все более настоятельным становится вопрос о смысле жизни. К середине пятого десятилетия, когда реализация жизненных целей в основном завершена, перед человеком встает и другой вопрос: та ли единственная программа осуществлена им, та ли миссия исполнена, те ли цели достигнуты.

Наряду с «Календарем времени» (365 дней) у ацтеков существовал «Календарь жизни» (260 дней). «Календарем жизни» пользовались жрецы-гадатели. Считалось, что существую счастливые и несчастливые дни и числа, а судьба каждого человека зависит от его дня рождения. Например, если ребенок рождался в неблагоприятный день, родители могли исправить дурное предзнаменование, дав ребенку имя несколькими днями позже.

Временное измерение жизненных планов личности опирается на «жизненное расписание», или тайминг — стандартные для той или иной культуры возрасты получения образования, вступления в брак и т. п. Но стандартное «расписание» не принимает во внимание адекватность — неадекватность жизненных планов уникальным жизненным обстоятельствам и особенностям личности. Многим людям приходится затрачивать огромные усилия для того,  чтобы преодолевать несоответствие своей личности, своего склада характера когда-то задуманным жизненным планам. Жизненных планов можно придумать множество. Труднее выбрать из них наиболее реалистичные — самые простые в «исполнении» или открывающие перспективы, одобряемые близкими. Но задачи человека не сводятся к обнаружению, формулированию, осуществлению жизненных планов. Пе- ред личностью встает еще более сложная задача соподчинения и интеграции жизненных планов в единую линию, называемую жизненным путем личности. Интересно, что в болгарском языке жизненный путь именуется «жизненым равнищем». Первая ассоциация — с равниной, с полем, именно с тем, которое «жизнь прожить — не поле перейти». Другая — с некоторой «выравнивающей силой», равняющей всех независимо от их желания. Эту силу в современном обществе представляют и институты социализации (семья, школа, армия), и средства массовой информации, задающие стандарт «идеальной биографии» спортсмена, политика.

Один из критериев личностной зрелости — способность к осознанному формулированию жизненной программы, к преодолению жизненных обстоятельств, мешающих ее осуществлению. Вряд ли можно точно сказать, начиная с какого возраста такое планирование доступно человеку. Так, известный исследователь Арктики Отто Юльевич Шмидт в четырнадцатилетнем возрасте составил подробный список всего того, что нужно сделать для будущего успеха в изучении Севера: какие науки изучить, какими языками овладеть, какие исследования провести. Когда будущий ученый попытался прикинуть срок для осуществления программы, оказалось, что он составляет свыше 500 лет! С немалым трудом программа была «ужата» до 160 лет. Когда же в возрасте 70 лет Шмидт обнаружил в архиве этот юношеский план, он с удивлением обнаружил, что к тому времени намеченная (160-летняя!) программа была практически по всем позициям не только выполнена, но и перевыполнена.

Важной является и гибкость личности, позволяющая корректировать программы, а не слепо следовать им.

Читайте также:
Я-концепция.
Самоактуализация.
Разум.

Что такое жизненный план?

План жизни

Разработка жизненного плана осуществляется человеком при участии и участии всех членов группы планирования ухода. Крайне важно, чтобы все члены группы по планированию ухода были включены, вовлечены и работали вместе для достижения конечного результата всеобъемлющего плана обслуживания, ориентированного на человека, который отвечает потребностям, всеобъемлющим гарантиям и жизненным целям человека.
О жизненном плане

Жизненный план – это документ, в котором описаны:

  • Цели и желаемые результаты
  • Цели абилитации
  • Сильные стороны и предпочтения
  • Потребности в лечении и поддержке (оплачиваемые и неоплачиваемые), выявленные в результате их оценки
  • Услуги и провайдер
  • Меры предосторожности, включая индивидуальные резервные планы и стратегии

Этот документ изменяется по мере изменения потребностей человека.

Кто участвует?

Менеджеры по медицинскому обслуживанию помогают людям с нарушениями развития получить доступ к услугам, которые поддерживают здоровую, всестороннюю и полноценную жизнь. Менеджеры по медицинскому обслуживанию работают с человеком и членом его семьи и объединяют поставщиков медицинских услуг и услуг, связанных с нарушениями развития, для разработки комплексного плана жизни для каждого человека, который включает в себя нарушения развития, медицинское обслуживание, поведенческое здоровье, общественную и социальную поддержку и другие услуги.

Обмен информацией

Провайдеры абилитационного обслуживания часто лучше всего осведомлены о клиническом, медицинском и медицинском статусе тех, кого они поддерживают, и несут ответственность за передачу этой информации менеджеру по медицинскому обслуживанию и группе по планированию медицинского обслуживания во время совещания по жизненному плану. Это обеспечит включение менеджером по медицинскому обслуживанию самой актуальной информации о клинических, медицинских/медицинских показаниях, потребностях в мерах безопасности, абилитационном обучении и т. д. в план жизни.

Провайдер абилитационных услуг несет ответственность за обмен актуальной и уместной информацией с менеджером по медицинскому обслуживанию до, во время и/или после встречи по плану жизни для поддержки разработки всестороннего, ориентированного на человека плана жизни менеджером по медицинскому обслуживанию. Группа планирования ухода устанавливает временные рамки, в течение которых вся необходимая и/или запрошенная информация или документы должны быть переданы/распространены, а также то, кто еще в группе планирования ухода должен иметь эту информацию.

Для эффективного удовлетворения потребностей лиц, получающих абилитацию, необходимо обеспечить наличие у всех членов группы по планированию ухода необходимой информации для эффективного участия в процессе планирования, ориентированного на человека, и в разработке индивидуального плана жизни для поддержки комплексного планирования ухода. услуги. Установление отношений сотрудничества и сотрудничества и соглашений между поставщиками абилитационных услуг и менеджерами по уходу имеет решающее значение для достижения этого результата.

3 совета по составлению плана жизни

Источник: Фото Джейсона Гудмана на Unsplash

В соавторстве с Сухманом Рехи и Чики Дэвис.

Помните, когда мы были моложе, когда нас спрашивали, кем мы хотим стать, когда вырастем? Может показаться глупым спрашивать восьмилетнего ребенка, что он надеется делать со своей жизнью. Может быть, эта светская беседа также была способом заставить нас задуматься о том, чего мы хотим от жизни. Большинство из нас уверенно ответили на этот вопрос, раскрыв свои надежды и мечты.

Однако по мере того, как мы становились старше и научились справляться с трудностями, которые подбрасывала нам жизнь, мы, возможно, упускали из виду то, кем когда-то надеялись стать и чего достичь. Так что найдите минутку и спросите себя, кем вы хотите быть. Это не обязательно должно быть то, чего вы надеетесь достичь через пять или десять лет — что вы хотите сделать на следующей неделе? В следующем месяце? В следующем году?

Планирование жизни не означает составление плана каждой минуты каждого дня. Напротив, планирование жизни — это процесс создания обобщенного руководства о том, какова ваша цель (цели) в жизни, чего вы надеетесь достичь в течение своей жизни и как вы стремитесь работать для достижения этих жизненных целей (Смит, 19 лет).99). Жизненные планы часто включают примерный график того, когда вы надеетесь, что ваши цели осуществятся, а также учитывают препятствия на пути. В конце концов, жизнь полна сюрпризов, и мы не можем предсказать непредвиденные события. Таким образом, жизненные планы часто находятся в стадии разработки, их следует корректировать по ходу жизни, и желательно, чтобы они были гибкими, а не жесткими планами.

Зачем вам нужен жизненный план

Даже если вам нравится плыть по течению и шагать по жизни шаг за шагом, следующая информация может оказаться для вас полезной или, по крайней мере, полезной. Давайте посмотрим, почему планирование жизни может быть полезным для вас (Miller & Frisch, 2009).).

Планирование жизни помогает контролировать ваши приоритеты. Как люди, у нас есть несколько аспектов жизни, о которых нужно подумать: семья, друзья, работа, здоровье, финансы и хобби. И все же в сутках есть только 24 часа, чтобы выполнить то, что кажется бесконечным списком дел. Создание общего жизненного плана может позволить вам составить список ваших приоритетов и ранжировать, какие из них являются наиболее важными. Конечно, с течением времени приоритеты часто меняются. Наличие гибкого и корректируемого жизненного плана позволяет нам пересмотреть наши приоритеты и сосредоточиться на тех, которые требуют большей части нашего внимания.

Планирование жизни описывает ваши большие мечты и цели. Жизненные планы позволяют нам излагать наши мечты и цели на бумаге, а не только в голове. Когда мы видим наши мечты и цели, перечисленные в плане жизни, они могут служить важным напоминанием о нашей цели и о том, почему мы делаем ту работу, которую делаем. Это также может позволить нам принимать решения, соответствующие нашим мечтам.

Планирование жизни служит мотивацией. Мотивация приливов и отливов. Бывают дни, когда мы просыпаемся и полны решимости выполнить недельные задачи за один день. В другие дни мы можем откладывать на несколько часов выполнение работы, на выполнение которой ушло бы пятнадцать минут. Жизненные планы могут помочь мотивировать нас в те дни, когда нам не хватает вдохновения, чтобы преследовать свои мечты и создавать жизнь, которую мы любим для себя.

Советы по составлению плана жизни

Считаете ли вы, что составление плана жизни было бы для вас полезным? Попробуйте пройти некоторые из этих шагов, чтобы составить жизненный план, или хотя бы начните думать о его составлении.

1. Размышление

Независимо от того, записываете ли вы свои ответы или обдумываете эти вопросы в уме, найдите время, чтобы подумать о своей жизни. Вот несколько вопросов для размышления:

  • Откуда вы родом?
  • Где ты сейчас?
  • Где вы надеетесь оказаться в будущем?
  • Какими аспектами вашей жизни вы довольны (например, семья, социальные отношения, карьера, финансы, отдых, здоровье и т. д.)?
  • В каких аспектах своей жизни вы хотели бы увидеть улучшения?
  • Каковы ваши приоритеты прямо сейчас? Как вы видите их изменение в будущем?

2. Оцените свою удовлетворенность жизнью

Я собираюсь предоставить вам список категорий в вашей жизни. Возможно, вам будет полезно оценить свою удовлетворенность этими категориями по шкале от 1 до 10. Это упражнение может помочь вам понять, что работает хорошо, а что нужно улучшить в вашей жизни. Это не исчерпывающий список, и я предлагаю вам включить любые жизненные категории, которые имеют отношение к вам, когда вы выполняете это задание.

  • Семья
  • Карьера
  • Социальные отношения (например, друзья, члены сообщества, соседи и т. д.)
  • Любовь и романтика
  • Психическое здоровье
  • Физическое здоровье
  • Финансовая безопасность
  • Питание и фитнес
  • Саморазвитие и обучение
  • Окружающая среда
  • Хобби
  • Отдых и развлечения
  • Любовь к себе
  • Участие в общественной жизни и/или гражданская активность
  • Религия и/или духовность

После того, как вы закончите оценку, подумайте, можете ли вы создать ранжированный список, в котором категории являются главными приоритетами, а какие можно на время оставить на второй план.

Related Posts

https://психиатр27.рф/raznoe/chto-takoe-zhiznennyj-plan-zhiznennye-plany-eto-chto-takoe-zhiznennye-plany.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *