Просмотр по

Профориентационная программа для учащихся 1 – 11 классов

Профессиональное самоопределение воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Разделы: Социальная педагогика


В современных условиях возрастает значимость профессионального самоопределения воспитанников детских домов.

Анализ работы в детском доме 2006 – 2007 учебный год, подготовленный на основании диагностики уровня профессиональной готовности, показал, что выпускники, как правило, завершают обучение без четких профессиональных планов.

Все это актуализируется необходимостью в налаживании системы организационно – методических мероприятий по профориентации, организации работы обеспечивающей, готовность профессиональному самоопределению выпускников на уровне допрофессионального образования.

Основными компонентами этой готовности являются:

 

  • ценностно – ориентированная готовность к выбору сферы своей будущей жизнедеятельности;
  • информационная готовность (знание возможных вариантов выбора профессии);
  • психологическая готовность;
  • операционная готовность (умение осознанно делать ответственный выбор).

Успешное профессиональное самоопределение социализации воспитанников возможно при следующих условиях:

  • сформированность мотивационно — потребностной сферы личности, наличие развитых интересов, склонностей и способностей;
  • достаточный уровень самосознания выпускника детского дома;
  • ориентированность выпускника в поле возможностей профессионального выбора в условиях актуального (реального) и потенциального рынка труда и образования.

Поэтому возникла необходимость разработать программу для выпускников детского дома “Профессиональное самоопределение воспитанников образовательных учреждений для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”.

Основная цель реализации данной программы:

 

  • формировать мотивацию воспитанников к поисковой активности, направленной на нахождения своего места в мире профессий, в формирование системы представлений воспитанников об адекватности себя, своих возможностей, интересов той или иной профессии.

Задачи:

 

  • повышение уровня психологической компетентности воспитанников, вооружение их соответствующими знаниями и умениями, расширение границ самовосприятия, пробуждение потребности в самосовершенствовании;
  • формирования положительного отношения к себе, чувства изначальной ценности как, индивидуальность, уверенность в своих способностях применительно к реализации себя в будущей профессии;
  • дать участникам занятий необходимые знания по планированию профессионального пути;
  • помочь воспитанникам в применении этих знаний.
  • обеспечение возможности самопознания, изучение мира профессии, выполнение профессиональных проб с целью профессионального самоопределения.

План реализации данной программы включает следующие блоки:

  1. Диагностический,
  2. Информационно – просветительский,
  3. Практико – ориентированный.

Одним из основополагающих моментов в процессе реализации программы является определение критериев и показателей ее эффективности.

Исходя из этого, эффективность деятельности участников образовательного процесса, в аспекте формирования готовности выпускников к профессиональному самоопределению, рассматривается как отношение достигнутого результата (по тому или иному критерию) к максимально достигнутому или заранее запланированному.

Технология реализации программы

Программа рассчитана на 3 года. Участниками программы являются воспитанники 9 — 11 классов. В реализации программы участвуют сотрудники детского дома (социальный педагог, психолог, медицинский работник). Материал подготовлен в соответствии с возрастными особенностями, целями текущего этапа профориентационной работы, особенностями мотивации. Программа систематизированная, цельная. Все отдельные блоки программы связаны между собой как по вертикале (между годами), так и в горизонтали (между темами одного года). Длительная профориентационная работа, на наш взгляд, необходима для эффективного профессионального самоопределения воспитанников (это достаточно длительный процесс). Система занятий может стать стержнем, основой для организации с профориентационной работы на уровне детского дома. В центре всей профориентационной работы — профессиональный план. Все должно работать на него. Огромное значение для личности воспитанника имеет полноценность профессиональных консультаций. Результаты тестирования должны быть корректно проинтерпретированы воспитаннику. Внедрение программы предполагает проведение: профориентационных занятий, мотивационных бесед, занятия по самопознанию и саморазвитию, диагностических мероприятий. Ежегодно на каждого выпускника детского дома будет заполняться психолого — педагогическая карта, где достаточно подробно отражается сведения о социальной ситуации выпускника, его интересы, особенности взаимодействия с окружающими, образовательная подготовка, состояние здоровья, предварительный профессионально — образовательный план.

Прогнозируемые результаты

В результате данной работы воспитанники должны освоить:

 

  • требования к составлению личностного профессионального плана, правила выбора профессии;

осмыслить:

  • понятие о профессиях и профессиональной деятельности;
  • понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизических и психологических возможностях личности в связи с выбором профессии;
  • значение профессионального самоопределения, творческого потенциала выпускника.

Критерии эффективности профориентационной деятельности:

  1. наличие мотивов выбора интереса к определенным профессиям;
  2. положительное отношение к ситуации выбора профессии;
  3. адекватная позиция в принятии решения о выборе профессии;
  4. наличие вариантов профессионального выбора.
  5. адекватное представление о своих личностных качеств
  6. полнота и дифференцировнность знаний о мире профессий;
  7. умение работать с источниками информации;
  8. умение планировать свои действия и добиваться успеха.

Содержание диагностической работы

Задачавыявить личностные качества и дать возможность воспитаннику подойти к определенному типу профессии.

№ п/п Методики оценки,

Название методик

Критерии Показатели
9 класс
1. Педагогические наблюдения 1. отношение к труду позитивное отношение к труду
2. Карта интересов Е.А. Климова 2. появление пристрастия разным видам труда и деятельности склонность к определенным видам деятельности
3. Г. Айзенг “Определение типа темперамента”

Методика Жиля Рене

3. уровень коммуникативных и организационных склонностей 1. особенности темперамента

(экстраверсия, интраверсия)

2. доминантность, общительность

4. Методика “Дифференциально – диагностический опросник” Е.А. Климова 4. выявление способностей и склонностей к различным видам деятельности склонности и способности (технические, художественные, творческие)
5. Методика КОС 5. определение коммуникативных и организаторских склонностей уровень коммуникативных и организаторских склонностей
6. Методика Е.А. Климова “Пирамида профессий” 6.особенности “пирамиды профессий” как начальный этап профессионального обучения интерес к определенному виду профессий
7. Е.А. Климова

“профессионально- диагностический Опросник “Ориентация”

7.выявление степени ориентации в профессиях, пользующихся спросом на рынке труда. ориентация в профессиях, пользующихся спросом на рынке труда.
10-11класс
1. Методика — классификация Д. Голланда “Стратегия выбора профессии” анализ оценки освоения профессии умение планировать собственную стратегию выбора профессии
2. Тест ЖВПЛ (жизненные и временные перспективы личности) определение степени готовности выпускника к решению проблем, связанных с реализацией профессиональной карьеры уровень

готовности выпускника к решению проблем, связанных с реализацией профессиональной карьеры

3 Методика “Прогноз” сформированность умений преодолевать стрессовые состояния степень устойчивости риска дезадаптации в стрессе
4 М. Рокича Методика “Ценностные ориентации” профессионально- нравственная ориентация устойчивый интерес и уверенность в выбранной профессии

Содержание профориентационного просвещения

Задача: формирование готовности к профессиональному самоопределению.

№ п/п Тематика занятий Цели Кол-во часов
9 класс
1. Ориентировочное Получение необходимой информации о профессиональных намерениях учащихся 1
2. Классификация профессий Формирование теоретических представлений и понятий, связанных с миром профессий 2
3. Склонности и профессиональная направленность Изучение воспитанниками собственных склонностей 1
4. Выбор и моделирование Развитие навыков рефлексии 2
5. Темперамент и выбор профессии Формирование теоретических представлений о характере и темпераменте 1
6. Интересы и выбор профессии Изучение участниками собственных интересов 2
10 класс
1. Здоровье человека и его профессиональная деятельность Помочь профессиональному выбору воспитанников с учетом физиологических особенностей организма 1
2. Мои интересы, склонности и профессиональное самоопределение Изучение воспитанниками собственных интересов, склонностей и профессионального самоопределения 1
3. Жизненный успех и самооценка человека Формирование информационного пространства 2
4. Рынок труда в Муромцевском районе и в Омской области Информирование состояния в перспективах районного и областного рынка труда 1
5. План делового человека и программа личностного самоопределения (заключительное занятие) Познакомить с понятием“рынок труда”, показать пути устройства на работу 2
11 класс
1. Формирование навыков целеполагания Обучение воспитанников навыкам целеполагания и планирования 1
2. Беседа для информационной акции “Выбор 2009” Информирование о современном состоянии и перспективах регионального и российского рынка труда 2
3. В защиту профессии Помочь в профессиональном самоопределении 1
4. Я и мое будущее Освоение приемов, с помощью которых можно улучшить процессы эмоциональной саморегуляции и внутреннего самоконтроля 2
5. Планирование профессионального пути Выработать у участников занятий умение планировать свой профессиональный путь 1
6. Молодежь и жизненный успех (итоговая дискуссия) Обобщение приобретенных участниками занятий знаний и умений, необходимых для принятия при выборе профессии и планирования своего профессионального пути 2

Практико-ориентированная работа

Задача: организовать тематическую, целенаправленную работу по самопознанию и самоопределению (по дневнику профессионального самоопределения старшеклассников).

№ п/п Тематика занятий Цели Количество часов
1. Понятие и построение личного профессионального плана Познакомить воспитанников с понятием личного профессионального плана 1
2. Познавательные процессы и способности личности Изучить особенности познавательной сферы воспитанников 2
3. Мир профессий Ознакомление воспитанников с реальным миром профессий, помочь выбрать сферу труда каждому из них 2
4. Психология личности Повышение у воспитанников интереса к собственной личности как одного из факторов выбора профессии 2
5. Профессиональное самоопределение Сформировать готовность анализировать различные ситуации профессионального самоопределения и умения делать обоснованный выбор 1
6. Подготовка к будущей карьере Выработать у участников занятий умение планировать свой профессиональный путь 1
7. Обобщение Обобщение приобретенных воспитанниками знаний и умений, необходимых для адекватного выбора будущей профессии 1

Список литературы

 

  1. Активные методы профориентации и проблема самостоятельности профессионального самоопределения школьников (сборник игровых методик для профориентационной работы) Сост. В.И. Власюк — Тверь — 1998.
  2. Бендюков М.А. Азбука профориентации: Как молодому человеку преуспеть на рынке труда? / Под ред. Д.С. Чернейко, В. B. Климовского. Изд. 2-е испр. и дополн. – СПб.: “Литера плюс”. 1997.
  3. Богамаз М.В. Педагогические условия формирования гражданской позиции учащегося // Стандарты и мониторинг в образовании, 2002. № 4 – С. 60-62.
  4. Грейс Крайч. Психология развития. – СПб., 2002.
  5. Климов Е.А. Как выбирать профессию? – М.: “Просвещение”, 1990.
  6. Климов Е.А. Чистякова С.Н. Основы производства выбор профессии. – М. 1987.
  7. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М.: “УРАО”, 1998.
  8. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации / Под. Ред. А.Ф. Кудряшова. – Петрозаводск. “Петроком”, 1992.
  9. Мамонтов С. Поверь в себя.- СПб.: “Петроков”, 1992.
  10. Методические рекомендации по проведению занятий профориентационного курса “Хороший выбор” Белоусова О.Г., Зотеева Е.А., Овсянникова Е.А., Чеботарев С.С. – Белгород – 2002.
  11. Мир профессий: Человек- природа, Человек- Человек, Человек- Знаковая система, Человек- художественный образ.- М.: “Молодая гвардия”, 1985-1987.
  12. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: “Академия”, 1998.
  13. Чистякова С.Н. Основы профессионального ориентации школьников / С.Н. Чистякова / под. ред. В.А. Сластенина. М.: Просвещение, 1983.
  14. Шавир, П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности / П.А. Шавир. М.: Педагогика, 1981.
  15. Энциклопедия для детей. Выбор профессии / под ред. Е. Ананьевой, В. Белоусовой. М.: Аванта, 2003.

 

https://urok.1sept.ru/articles/527024

________________________________

Профориентация: что это и зачем это нужно?

От автора: Посвящается школьным психологам (в первую очередь начинающим) и родителям подростков, юношей и девушек, стоящих на пути выбора профессии. Надеюсь, что школьные психологи найдут данную статью полезной в понимании того, что же все-таки делать с детьми в условиях массовой школы в рамках профориентации, а родителям более грамотно помочь своему ребенку определиться с выбором профессии.

Современный мир профессий огромен, разнообразен, а также расширяется и изменяется год от года. В связи с этим в данных условиях существует необходимость правильного, объективного, обоснованного и в данный момент времени нужного обществу выбора профессии.

Для подростка сам по себе выбор профессии, подходящей для него, не из легких, т.к. он определяет, по сути, их дальнейшую жизнь и является стрессовым.
Данная ситуация обусловлена еще и тем, что родители требуют от собственного ребенка согласия учиться и работать по той профессии, которую они для него выбрали (есть связи при трудоустройстве, «денежность» профессии и т.д.).

При этом родители чаще всего не учитывают способности, личностные качества ребенка в подавляющем количестве случаев. Например, родители говорят «Пойдешь учиться на бухгалтера, потому что я так сказал/сказала», тем самым снижая собственную тревогу за будущее своего ребенка, не вверяя ответственность за выбор профессии самому ребенку. Таким образом, это своеобразная пилюля для научения жизни своего уже выросшего дитяти, пусть и не всегда верная.

Помимо всего перечисленного выше, у подростков отсутствуют необходимые знания о содержании труда профессий, присутствуют трудности при оценке своих личностных качеств и их сопоставлении с требованиями профессии к человеку, отсутствие (или как непосильная задача для большинства) разумного построения своего трудового пути.

Как правило, дети не стремятся сделать свои личные профессиональные планы достаточно обоснованными. Как следствие, смены профессий, отсутствие интереса к труду, отсутствие веры в свои силы и возможности… В связи с этим выбор профессии для некоторых людей может стать своеобразной драмой, в некоторых случаях приводящей к суициду.

Школа в своей основной массе заинтересована в успешной сдаче выпускных экзаменов (ОГЭ, ЕГЭ). Школьные психологи, начинающие и единственный на школу в 1000-1500 учеников, не всегда верно простраивают систему работы в направлении профессиональной ориентации или просто не уделяют данной работе должного внимания и времени.

Что же такое профориентация?

Начнем с того, что профессиональная ориентация (профориентация) широко разрабатывается в области психологии труда, не смотря на то, что является основным направлением деятельности школьного психолога.

Степанов В.Г. В книге «Профориентация. Функциональная асимметрия мозга и выбор профессии» пишет: «Коротко профессиональная ориентация определяется как система мероприятий по ознакомлению молодежи и взрослых с миром профессий». А дальше отмечает следующие цели профессиональной ориентации: «1) обеспечение социальных гарантий свободного выбора профессии, формы трудовой занятости и путей реализации личности в условиях рыночных отношений; 2) достижение согласованности и сбалансированности между профессиональными интересами, его психофизиологическими особенностями и возможностями рынка труда; 3) эффективное прогнозирование профессиональной успешности в выбираемой сфере трудовой деятельности; 4) содействие непрерывному росту профессионального мастерства личности как важнейшего условия ее удовлетворения трудом и собственным общественным положением, реализации индивидуальных возможностей, формирования здорового образа жизни и достойного благосостояния».

Как Вы смогли отметить, профориентационная работа осуществляется не только с детьми, а еще и со взрослыми. Это связно с тем, что многие взрослые по определенным причинам решили сменить профессию. Например, это может быть связано с социально-экономической ситуацией в регионе или стране в целом, уже имеющаяся профессия не устраивает личностно, морально или экономически. А может просто была получена по настоянию родителей или «за компанию» с друзьями… И вот диплом лежит перед родителями… Друзей их выбор устраивает… И… опять все сначала… Идем к направлениям профориентационной работы.

Основными направлениями профориентационной работы являются профессиональное информирование, профессиональные пробы, профессиональные консультации, профессиональный отбор, профессиональный подбор, социально-профессиональный подбор.

Есть еще такое направление профориентационной работы как профессиональное просвещение. Оно как раз и положено в основу данной статьи. )))

Из методов, применяемых в профориентационной работы можно назвать информирование, диагностику (как психологическую, так и медицинскую), совокупность педагогических методов.

Одним из методов по изучению профессий в психологии труда является профессиограмма – обобщенное описание требований определенной профессии к человеку, как носителю конкретной профессии, включающая профессионально важные качества. В профессиограмме отмечаются несколько крупных блоков проблем: социально-экономический, технологические характеристики, медико-физиологические и санитарные характеристики, психофизиологические характеристики. Частью профессиограммы является психограмма, в которой сконцентрированы психологические требования к личности профессионала конкретного профиля, к его психофизиологическим качествам, которые обеспечивают успешное овладение конкретной профессией.

Исходя из вышесказанного профессиональная информация нацелена на передачу и усвоение научно обоснованного опыта о трудовой деятельности человека. Профессиональное просвещение направлено на сообщение знаний о всевозможных профессиях. Это может осуществляться через лекции, беседы, диспуты, выступления по радио, телевидению, в массовой печати.

Одной из важных направлений профориентации в школе – это профессиональные пробы (пробы сил). Это своеобразная проверка собственных сил, которая моделирует определенный вид профессиональной деятельности и способствует осознанному и обоснованному выбору профессии. Его можно воспринимать как определенную проверку или испытание подростком самого себя в определенной профессии и с последующей рефлексией результатов.

Профконсультирование (или профессиональное консультирование) – это вид помощи в выборе профессии, направленный на согласование собственных физических, психологических возможностей, способностей и потребностей клиента с интересами рынка труда с учетом медицинских требований к профессии, списком профессионально важных качеств для данной профессии, с учетом противопоказаний. Профконсультирование может применяться совместно с другими направлениями и методами работы.

Диагностика в данном случае может применяться как для профориентации, так для профотбора. В чем заключается смысл психодиагностки при профориентационной работе? Ее целью становится выяснить личностные качества, способности человека, количественно их измерив. А именно темперамент, коммуникативные и организаторские способности, уровень эмпатии, особенности внимания, мышления, мотивы выбора профессии, и т.д. А также исследуются профессиональные интересы, склонности, расположенность к тому или иному типу профессий и т.д. Предназначена в данном случае для выбора более подходящей данному человеку профессии.

Нужно понимать, что диагностика и профконсультирование будут неразрывно связаны. Диагностика помогает лучше понять себя, а беседа в процессе консультирования что-то разъяснить, выяснить, уточнить и понять для себя.

Профессиональный отбор и профессиональный подбор, имея некоторую схожесть, отличаются.

Профессиональный отбор включает в себя определенную систему мероприятий, позволяющих определять пригодность человека к обучению и дальнейшей профессиональной деятельности по конкретной специальности. Различают относительные и абсолютные специальности. Относительными может овладеть каждый человек. Абсолютные специальности предъявляют особые, более высокие требования к психофизиологическим качествам человека, и поэтому они не всем доступны. Именно к абсолютным специальностям особенно необходимо определять пригодность человека. Примеры абсолютных специальностей — работа летчиков, космонавтов, подводников, водителей автомобилей и других наземных транспортных средств, операторов сложных систем управления.

Задачей профессионального подбора служит выявление лиц, которые по своим индивидуальным особенностям наиболее соответствуют отдельным видам той или иной деятельности в рамках конкретной специальности.

Определение пригодности человека к деятельности водителя при поступлении в автошколу является профотбором, а определение пригодности к работе водителем автобуса, таксомотора, грузового автомобиля при работе на маршрутах большой протяженности или испытателем новых автомобилей — профподбором.

 

Мероприятия по профориентации

Коротко профориентационную работу можно выразить в следующей схеме:

Профориентация что это и зачем это нужно

Психологами и педагогами внутри школы обычно используются следующие формы и методы центрирования внимания подростков на проблеме выбора:

  • индивидуальные беседы-консультации (с применением активизирующих вопросов, совместных технологий по анализу ситуаций самоопределения и т.п.);
  • тренинги;
  • профориентационные игры и упражнения;
  • специально организованные дискуссии;
  • активизирующие опросники (со специальными вопросами, провоцирующими на размышления о сложных ценностно-смысловых аспектах самоопределения);
  • совместное с классом рассмотрение задач-ситуаций профессионального и личностного самоопределения;
  • использование собственных примеров преподавателя (часто такие примеры могут оказаться довольно интересными и убедительными для школьников);
  • организованные экскурсии на предприятия;
  • и др.

Это основные понятия и мероприятия профориентационной работы. Ошибки при выборе профессии и как их избежать рассмотрим в следующей статье. А также в ней увидите советы родителям о том, как помочь своему ребенку выбрать профессию.

При работе с детьми в рамках профориентации нужно помнить, что подростку необходимо дать не менее трех вариантов подходящих для него профессий, а окончательный выбор делать ему самому.
Родителям следует задуматься о том, может ли получится так, что Ваш ребенок, закончив вуз и получив специальность по вашему настоянию, придет, положив диплом перед Вами, со словами «Я отучился и получил диплом для Вас мои дорогие и любимые родители. Довольны? Теперь пойду учиться для себя»? Как Вам? Нравится? Того ли Вы желаете своему ребенку? Действительно ли он «звезда» в той области, в которой Вы хотите, чтобы он учился и работал? А что у него получается и дается лучше всего? А что хуже? Объективно. Не обвиняя. Сделать вывод. Принять выбор ребенка. Да, возможно, после первого года обучения ребенок сменит специальность, поняв, что это не его.
Хотелось бы отметить следующие книги по проблеме профориентации, которые могут быть интересны специалистам и родителям:
  • Аркадьев А.А. Тесты по профориентации для учащихся / сост. А.А. Аркадьев  – Минск: Совр.шк., 2008. – 272 с.
  • Балакирева Э.В. Старшеклассники в поле профессионального выбора: педагогический профиль: Учебно-методическое пособие для учителей / Под ред. А.П. Тряпициной. — СПб.: КАРО, 2005. — 96 с.
  • Выбор профессии: оценка готовности школьников: 9-11 классы / Авт.коллектив: С.О. Кропивянская, П.С. Лернер, О.Д. Пало, Н.В. Парамонова, Н.Ф. Родичев, С.Н. Чистякова; под ред. С.Н. Чистяковой. – М.: ВАКО, 2009. – 160 с. – (Педагогика. Психология. Управление).
  • Кибанов А.Я., Каштанова Е.В. Управление персоналом: теория и практика. Организация профориентации и адаптации персонала: учебно-практическое пособие / под ред. А.Я. Кибанова. – Москва: проспект, 2012. – 56 с.
  • Новейшие технологии нейтрализации стрессов и оздоровления школьника: Практическое пособие / Авт.-сост. В.В. Онишина. – М.: АРКТИ, 2008. – 152 с. (Школьное образование).
  • Пряжников Н. С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники: 8-11 классы, ПТУ и колледж. – М.: ВАКО, 2008. – 288 с. — (Педагогика. Психология. Управление).
  • Психологическая профилактика и коррекционно-развивающие занятия (из опыта работы) / авт.-сост. Е.Д. Шваб. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2015. – 167 с.
  • Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие. – 6-е изд. – М.: Генезис, 2014. – 208 с., ил.
  • Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Рабочая тетрадь учащегося. – 8-е изд. – М.: Генезис, 2014. – 208 с., ил.
  • Степанов В.Г. Профориентация. Функциональная ассиметрия мозга и выбор профессии: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2008. – 447 с. – (Gaudeamus).
  • Фопель К. На пороге взрослой жизни. Цели и ценности. Школа и учеба. Работа и досуг / М.: Генезис, 2008, 208 с.
  • Фопель К. На пороге взрослой жизни. Личность. Способности и сильные стороны. Отношение к телу / М.: Генезис, 2008, 216 с.
  • Фопель К. На пороге взрослой жизни: Психологическая работа с подростковыми и юношескими проблемами / К. Фопель, М.: Генезис, — 2008, — 176 с.
  • Черникова Т.В., Сукочева Г.А. Старшеклассник без стрессов и тревог. Программы учебно-тренировочных и клубных занятий: метод. Пособие. – 2-е изд., стереотипное – М.: Глобус, 2007. – 155 с. – (Психологический практикум).
  • Шеховцова Л., Шеховцов О. психологическое сопровождение выбора профессии в школе: Учебное пособие. – СПб.: ООО Издательство «Северо-Запад»; Ростов н/Д.: Издательство «Феникс», 20069. – 176 с.
  • «Я и профессия». Арт-альбомы для семейного консультирования» / Под ред. Кирюшина Е.А., — Издательство: Генезис, 2016

Если статья Вам понравилась, то говорите сердечное «спасибо» и воспользуйтесь возможностью поделиться ею в социальных сетях.

Благодарю за комментарии, которым очень рада.

https://www.b17.ru/article/90628/

Автор:

Петрова Анна Сергеевна

Педагог-психолог МАОУ многопрофильная гимназия № 13 г. Пензы

Тришункина Мария Николаевна

Социальный педагог МАОУ многопрофильная гимназия № 13 г. Пензы

Профориентационная программа для учащихся 1 – 11 классов «На пути к успеху»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение многопрофильная гимназия № 13 г. Пензы

Профориентационная программа для учащихся 1 – 11 классов 

«На пути к успеху»

Составители:

социальный педагог Тришункина М.Н.

педагог – психолог Петрова А.С.

г. Пенза, 2022 год

Пояснительная записка

В настоящее время огромное внимание в школах уделяется учебному процессу, формированию умений и навыков. Но порой, стремясь к постоянному улучшению результативности учебного процесса, мы забываем о самом ребёнке и видим в нём только стандарт ученика. Это негативно отражается на формировании ребёнка как личности. Мы считаем, что на первое место в работе с детьми должен стать воспитательный процесс.

Только в том случае мы сможем помочь нашим детям не потерять веру в будущее своей страны и в самого себя.

Цели и задачи профориентационной работы.

Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.

В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди молодежи и школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.

С учетом психологических и возрастных особенностей гимназистов мы выделили следующие этапы, содержание профориентационной работы в школе:

1-4 классы: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.

5-7 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре.

8-9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения.

10-11 классы: обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

Цели:

оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.

выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Задачи:

получение непротиворечивых данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения;

обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в воспитательной работе.

1 БЛОК «Начальная школа».

Рассчитан для учащихся 1-4-х классов и содержит четыре этапа:

1 этап. «Мир профессий». 1 класс.

2 этап. «Профессии моей семьи». 2 класс.

3 этап. «Я и профессии вокруг меня». 3 класс.

4 этап. «Я в мире профессий». 4 класс.

 

На реализацию курса «Кем быть?» в 1 классе отводится 33 ч в год (1 час в неделю), во 2-4-х классах – 34 часа.

 

Ожидаемые результаты прохождения этапа.

 

Результатами освоения курса «Кем быть» являются результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни). Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на разнообразие профессий. Формирование уважительного отношения к труду. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

  • БЛОК «Основная школа».

Рассчитан для учащихся 5 – 7 классов.

На данном этапе решаются следующие возрастные задачи: актуализация понимания значимости профессиональной деятельности в жизни человека, развитие умения соотносить собственные притязания и склонности с общественными интересами, воспитание профессионально важных личностных качеств, становление профессионального интереса, опыт профессиональных проб в различных видах общественно полезной деятельности, осознание своих возможностей, профессиональных интересов и мотивов выбора профессии.

Ожидаемые результаты прохождения этапа. 

Осознание учащимися своих личностных особенностей, интересов и склонностей. Формирование реалистичной самооценки. Сформированные навыки самостоятельного поиска информации о профессиях. Знание факторов, значимых для выбора профессии и специальности. Способность анализировать условия, необходимые и достаточные для достижения профессиональных целей.

  • БЛОК «Предпрофильная подготовка».

Рассчитан для учащихся 8 – 9 классов.

На данном этапе  происходит формирование  готовности к саморазвитию и самоопределению. Формируется  успешный опыт  создания полезных продуктов в результате практической деятельности и на этой основе мотива стремления к успеху в деятельности. Идет определение образовательных и профессиональных интересов и мотивов. Учащиеся подготавливаются к обучению по индивидуальным планам в старшей школе.

Ожидаемые результаты прохождения этапа.

Умение ставить цель своей деятельности на основе имеющихся возможностей. Оценивание своей деятельности и аргументация причин достижения  результата. Сформированное умение находить достаточные средства для решения своих учебных задач. Демонстрация приемов саморегуляции в процессе подготовки мероприятий разного уровня, участие в них, в том числе и в качестве конкурсанта.

  • БЛОК « Профильная школа».

Рассчитан для учащихся 10 – 11 классов.

На данном этапе уточняется профильный выбор в условиях вариативного обучения. Ведется проектирование после школьного профессионального маршрута. Осуществляется знакомство со специфическими особенностями конкретных выбираемых специальностей и направлений подготовки. Формируются ценности самообразования и саморазвития.

Ожидаемые результаты прохождения этапа.

Информированность о социально – экономической ситуации в городе  и стране, требованиях современного рынка труда, возможных путях получения профессии и перспективах трудоустройства по выбранной специальности. Осознание собственных профессиональных возможностей и ограничений. Способность соотносить свои возможности, желания, стремления и потребности рынка труда. Трудовая мотивация.

 

Учебно-тематическое планирование.

1 БЛОК «Начальная школа» 1 – 4 классы  (см. Приложение № 1)

1 этап «Мир профессий»  предназначен для занятий с  1 классами, включающий в себя следующие разделы:

  1. Введение в мир профессий.

  2. Профессии в школе и в детском саду.

  3. Знакомство с различными профессиями

Данный блок рассчитан на 33 часа.

2 этап «Профессии моей семьи» предназначен для занятий со  2 классами, включающий в себя следующие разделы:

  1. Мир профессий.

  2. Профессии моей семьи.

  3. Профессии в поиске прошлого и будущего.

Данный блок рассчитан на 34 часа.

3 этап «Я и профессии вокруг меня» предназначен для занятий с  3 классами, включающий в себя следующие разделы:

  1. Интерактивная игра «Многообразие мира профессий».

  2. Типы профессий.

  3. Мой выбор.

Данный блок рассчитан на 34 часа.

  1. этап «Я и профессии вокруг меня» предназначен для занятий с  4 классами, включающий в себя следующие разделы:

  1. Как люди выбирают профессию.

  2. Типы личности.

  3. Мой выбор.

Данный блок рассчитан на 34 часа.

 

2 БЛОК «Основная школа» 5 – 7 классы (см. Приложение № 2).

«Моя будущая профессия». Данный блок рассчитан на 34 часа. Включает в себя теоретическую часть – 18 часов, практические занятия – 14 часов и занятия вне аудитории – 2 часа.

 

3 БЛОК «Предпрофильная подготовка» 8 – 9  классы (см. Приложение № 3).

«Выбор профиля». Данный блок рассчитан на 34 часа. Включает в себя теоретическую часть – 13 часов, практические занятия – 15 часов и занятия вне аудитории – 6 часов.

  • БЛОК «Профильная школа» 10 -11 класс (см. Приложение № 4).

«Профессиональный выбор». Данный блок рассчитан на 65 часов. Включает в себя теоретическую часть – 37 часов, практическую часть – 28 часов.

Методы оценки эффективности.

Общим критерием продуктивности социального – психологического тренинга, как средства формирования и развития качеств подростка, следует считать успешную реализацию приобретенных психологических особенностей и освоенных технологий, необходимых для повседневной жизни. Такие занятия могут стать стимулятором саморазвития и помогут участнику найти и осознать оптимальные способы саморазвития.

Для отслеживания результатов эффективности предлагается следующий пакет методик:

  1. Опросник социально-психологической адаптированности (К. Роджерс и Р. Даймонд);
  2. Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы;
  3. «Самооценка» Т. Дембо – С.Я. Рубинштейн (модифицированный вариант шкалы самооценки А.М. Прихожан);
  4. Определение профессиональных склонностей (методика Л. Йовайши в модификации Г. Резапкиной);
  5. Методика «Тип мышления» (в модификации Г. Резапкиной);
  6. Опросник «Профиль» (методика карты интересов А. Голомштока в модификации Г. Резапкиной);
  7. «Дифференциально – диагностический опросник» (ДДО Е.А. Климова).

Формы достижения результатов: познавательные беседы, инструктажи, социальные пробы, поездки, экскурсии, трудовые десанты, социально-значимые акции в классе, школе, исследовательские работы, социально-значимые акции в социуме (вне ОУ).

Формы контроля:

  1. Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения к теме.
  2. Проектная деятельность учащихся.
  3. Защита профориентационных проектов (профессиограммы, профпробы).

Итоги учёта знаний,умений, овладения обучающимися универсальных учебных действий подводятся посредством листов педагогических наблюдений, опросников. Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».

Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, ролевые игры, школьная научно-практическая конференция.

 

Оценка эффективности профориентационной работы.

 

К основным результативным критериям и показателям эффективностии профориентационной работы, прежде всего, относится:

  1. Достаточная информация о профессии и путях ее получения. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии школьник не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах.
  2. Потребность в обоснованном выборе своей будущей профессии и карьеры. Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии — это самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана.
  3. Уверенность школьника в социальной значимости труда, т. е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности. По данным исследованиям жизненных ценностей учащихся 8—9 классов отношение к труду как к жизненной ценности прямо соотносится у них с потребностью в обоснованном выборе профессии.
  4. Степень самопознания школьника. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора. При этом следует учитывать, что только квалифицированный специалист может дать школьнику достаточно полную и адекватную информацию о его профессионально важных качествах.
  5. Наличие у учащегося обоснованного профессионального плана. Обоснованность профессионального выбора справедливо считается одним из основных критериев эффективности профориентационной работы. Критерий этот, однако, не самостоятелен, а обусловлен реализацией основных направлений профориентационной работы. Показателем обоснованности является умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей, те из них, которые непосредственно влияют на успех в профессиональной деятельности, т. е. профессионально важные качества.

В качестве процессуальных критериев эффективности профориентационной работы выделяются следующие:

  1. индивидуальный характер любого профориентационного воздействия (учет индивидуальных особенностей школьника, характера семейных взаимоотношений, опыта трудовых действий, развития профессионально важных качеств);
  2. направленность профориентационных воздействий, прежде всего, на всестороннее развитие личности (предоставление свободы в выборе профессии, создание возможности для пробы сил в различных областях профессиональной деятельности, пробуждение активности в самостоятельном выборе сферы профессиональной деятельности и определении профессионального плана).

Ожидаемые результаты.

Об уровне сформированности показателей свидетельствует анализ результатов диагностических исследований на начальном и конечном этапах работы.

  1. Подготовка мобильной, социально компетентной личности выпускника школы.
  2. Обеспечение социальной и профессиональной мобильности ученика.
  3. Воспитание конкурентоспособной личности.
  4. Улучшение социальной ориентации выпускника гимназии.
  5. Умение пользоваться средствами коммуникации, как ресурсами достижимости.
  6. Овладение учащимися социальными умениями и навыками.
  7. Сформированный личный профессиональный план и готовность к его реализации.
  8. Создана система работы педагогического коллектива по данному направлению.
  9. Повышен интерес обучающихся к проблеме осознанного выбора профессии, мотивация молодежи к труду.
  10. Подростки ознакомлены с миром профессий.
  11. Подростки обучены основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда.
  12. Учащихся сориентированы на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.
  13. Оказана адресная психологическая помощь обучающимся в осознанном выборе будущей профессии.

 

Список литературы

  1. Бедарева Т., Грецов А. 100 популярных профессий. Психология успешной карьеры для старшеклассников и студентов. – Спб, 2008.
  2. Безус Ж.Н., Жукова Ю.П., Кузнецова И.В., Радченко В.В., Совина К.В., Холодилова Ю.К. Путь к профессии: основы активной позиции на рынке труда: Учебное пособие для учащихся старших классов школ. – Ярославль: Центр «Ресурс», 2003. 152 с.
  3. Бендюков М. А. Ступени карьеры: азбука профориентации. – Санкт- Петербург: Речь, 2006. – 236 с.
  4. Грецов А. Выбираем профессию. Советы практического психолога. – Спб, 2006.
  5. Гурова Е. В. Профориентационная работа в школе: методическое пособие. – Москва: Просвещение, 2007. – 95 с.
  6. Козловский О.В. Как правильно выбрать профессию: методики, тесты, рекомендации. – Донецк.- 2006. – 800 с.
  7. Профориентационные игры: практикум по профориентационной работе. Составители: З.В. Горбачева, О.Н. Кащеева, Т.Н. Кузьмина, М.Н. Хахунова /Под ред. И.В. Кузнецовой, канд. пс. наук. Ярославль: Центр «Ресурс», 2004. 120 с.
  8. Предпрофильная подготовка. Путь к профессии: учебная программа для общеобразовательных учреждений / авт.-сост.: коллектив специалистов центра «Ресурс»; под общей ред. О. В. Большаковой, Н.П. Анисимовой, И. В. Кузнецовой. – Ярославль: Центр «Ресурс», 2006.– 46 с.
  9. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). – М.: ВАКО, 2005. – 288 с. – (Педагогика. Психология. Управление).
  10. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. – М.: Генезис, 2007. – 128 с.
  11. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. – М.: Генезис, 2007.
  12. Романова Е. С. 99 популярных профессий: психологический анализ и профессиограммы. – 2-е изд.. – Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2006. – 460 с.
  13. Тюшев Ю. Выбор профессии: тренинг для подростков. – Спб.- 2006.
  14. Шмидт В. Р. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников: 8-11 класс/ В.Р. Шмидт. – Москва: Сфера, 2006. – 119 с.

 

 

Приложение № 1

1 этап «Мир профессий» / 1 класс

№ п/п Наименование разделов и тем Внеауд.
Теория Прак- тика
Введение в мир профессий
1. Зачем человек трудится?Чем пахнут ремѐсла? 0,5 0,5
2. Мир профессий (прогулка по городу) 1
Профессии в школе и в детском саду
3. Профессия – воспитатель ДОУ 1
4. Профессия – учитель 0,5 0,5
5. Ролевая игра «На уроке» 0,5 0,5
6. Профессия -библиотекарь 1
7. Профессия – повар 1
8. Конкурсная программа «Весѐлыеповарята» 1
Знакомство с различными профессиями
9. Профессия – врач 0,5 0,5
10. Беседа с медицинским работникомшколы. 1
11. Профессия – парикмахер 1
12. Конкурс причѐсок 1
13. Профессии людей, занятых в сельскомхозяйстве 0,5 0,5
14. Профессия – продавец 1
15. Профессия – почтальон 1
16. Профессия – водитель 0,5 0,5
17. «Как нам хлеб на стол пришѐл» 0,5 0,5
18. На дороге. Водитель и пешеход 1
19. Встреча с инспектором ДПС 1
20. Профессия – машинист 0,5 0,5
21. Профессия – лѐтчик.Профессия – космонавт 0,5 0,5
22. Строительные профессии. О чѐмрасскажет дом? 1
23. Строительные профессии. О чѐмрасскажет дом? 1
24. Строительные профессии (маляр,каменщик, кровельщик, инженер, архитектор) 0,5 0,5
25. Профессия – художник 0,5 0,5
26. Экскурсия в детскую картинную галерею 3
27. Профессии, связанные с животными 0,5 0,5
28. Экскурсия на станцию юннатов 3
29. Кем я хочу стать? Парад профессий 1
Итого: 33 часа 18 6 9

 

2 этап «Профессии моей семьи» / 2 класс

№ п/п Наименование разделов и тем Внеауд.
Теория Прак- тика
Мир профессий
1. Интерактивная игра «Мир профессий» 1
2. Профессии, которых больше нет 0,5 0,5
3. Путешествие в страну современныхпрофессий 0,5 0,5
Профессии моей семьи
4. Мир профессий наших родителей. Организация проекта «Азбукапрофессий» 0,5 0,5
5. Представление мини – проекта набуквы А – Д (профессии родителей) 0,5 0,5
6. Экскурсия «В гости к маме (папе) наработу» 2
7. Представление мини – проекта набуквы А – Д (другие профессии) 0,5 0,5
8. Представление мини – проекта на буквыЕ – К 0,5 0,5
9. Экскурсия «В гости к маме (папе) наработу» 2
10. Представление мини – проекта на буквыЕ – К (другие профессии) 0,5 0,5
11. Представление мини – проекта набуквы Л — Р (профессии родителей) 0,5 0,5
12. Экскурсия «В гости к маме (папе) наработу» 2
13. Представление мини – проекта на буквыЛ – Р (другие профессии) 0,5 0,5
14. Представление мини – проекта набуквы 0,5 0,5
С — Ф (профессии родителей)
15. Экскурсия «В гости к маме (папе) наработу» 2
16. Представление мини – проекта на буквыС – Ф (другие профессии) 0,5 0,5
17. Представление мини – проекта на буквыХ — Я (профессии родителей) 0,5 0,5
18. Экскурсия «В гости к маме (папе) наработу» 2
19. Представление мини – проекта на буквыХ — Я (другие профессии) 0,5 0,5
20. Защита проекта «Профессии моей семьи» 0,5 0,5
Профессии в поиске прошлого и будущего
21. Звѐздное небо глазами астронома.Посещение планетария 3
22. Профессия – астроном 0,5 0,5
23. Экскурсия в зоологический музей 3
24. Профессия – археолог. Путешествие сархеологами. 0,5 0,5
25. Итоговое занятие. Интерактивная игра«Мир профессий» 1
Итого: 34 часа 16 8 10

3этап «Я и профессии вокруг меня» / 3 класс

 

№ п/п Наименование разделов и тем Внеауд.
Теория Прак- тика
1. Интерактивная игра «Многообразие мирапрофессий» 1
Типы профессий
2. Типы профессий 1
3. Типы профессий (прогулка по городу) 1
4. Тип профессии «Человек – природа» 1
5. Тип профессии «Человек – природа».Профессии, связанные с изучением живой и неживой природы 0,5 0,5
6. Тип профессии «Человек – природа». 1
Профессии, связанные с уходом зарастениями и животными.
7. Тип профессии «Человек – природа».Профессии, связанные с профилактикой и лечением заболеваний животных 0,5 0,5
8. Тип профессии «Человек – природа».Необычные профессии 0,5 0,5
9. Тип профессии «Человек – техника» 1
10. Тип профессии «Человек – техника». Профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкойи наладкой технических устройств 0,5 0,5
11. Тип профессии «Человек – техника»Профессии, связанные с эксплуатацией технических средств 0,5 0,5
12. Тип профессии «Человек – техника».Необычные профессии 0,5 0,5
13. Тип профессии «Человек – знак» 1
14. Тип профессии «Человек – знак»Работа со словами, текстами, книгами 0,5 0,5
15. Тип профессии «Человек – знак»Работа с числами, формулами, знаками 0,5 0,5
16. Тип профессии «Человек – знак»Работа с изображениями, схемами, картами . Экскурсия в метеоцентр 1
17. Тип профессии «Человек – знак» Работа с компьютерами,информационными системами, в сети

Интернет

0,5 0,5
18. Тип профессии «Человек – знак».Необычные профессии 0,5 0,5
19. Тип профессии «Человек – художественный образ». Областьприменения – пространство. 1
20. Тип профессии «Человек – художественный образ». Областьприменения – внешний облик человека 0,5 0,5
21. Тип профессии «Человек – художественный образ» Областьприменения – литература 0,5 0,5
22. Тип профессии «Человек – художественный образ». Областьприменения – цвет, изобразительное искусство 0,5 0,5

 

23. Тип профессии «Человек – художественный образ». Областьприменения – кино и видео, сцена. Экскурсия «За сценой» 1
24. Тип профессии «Человек – художественный образ». Областьприменения – звуковая среда, музыка 0,5 0,5
25. Тип профессии «Человек – человек» 1
26. Тип профессии «Человек – человек».Направления – воспитание и обучение культурно-просветительская работа 0,5 0,5
27. Тип профессии «Человек – человек».Направление – здравоохранение 0,5 0,5
28. Тип профессии «Человек – человек».Направления – организация и управление, правовая защита 0,5 0,5
29. Тип профессии «Человек – человек».Направление – торгово-сервисное обслуживание. Поход в кафе 1
Мой выбор
30. Мой выбор 1
31. Защита мини-проекта «Мой выбор» 1
32. Защита мини-проекта «Мой выбор» 1
33. Защита мини-проекта «Мой выбор» 1
34. Защита мини-проекта «Мой выбор» 1
Итого: 34 часа 5 14,5 14,5

 

4этап «Я и профессии вокруг меня» / 4 класс

 

№ п/п Наименование разделов и тем.
Теория Прак- тика
Как люди выбирают профессию
1. Многообразие мира профессий 1
2. Типы профессий (классификация профессий Е.А.Климова). 1
3. Типы профессий. Кем быть? 1
4. Как люди выбирают профессию 0,5 0,5
5. Игра «Кто есть кто?» 1
6. Мои профессиональные желания 0,5 0,5
7. Основы выбора профессии 1
8. Профессия и здоровье 1
9. Интересы и склонности в выборе профессии 1
10. Объективная диагностика склонностей испособностей 1
11. Опросник «Карта интересов» А.Е.Голомштока 1
Типы личности
12. Типы личности по Э. Шпрангеру 1
13. Человек социального типа 0,5 0,5
14. Профессии социального типа 0,5 0,5
15. Человек активного политического типа 0,5 0,5
16. Профессии политического типа 0,5 0,5
17. Человек экономического типа 0,5 0,5
18. Профессии экономического типа 0,5 0,5
19. Человек теоретического типа 0,5 0,5
20. Профессии теоретического типа 0,5 0,5
21. Человек эстетического типа 0,5 0,5
22. Профессии эстетического типа 0,5 0,5
23. Человек традиционного типа 0,5 0,5
24. Профессии традиционного типа 0,5 0,5
25. Человек религиозного типа 0,5 0,5
26. Профессии религиозного типа 0,5 0,5
27. Определение типа личности 1
28. Ошибки в выборе профессии 1
Мой выбор
29. Выбор профессии 1
30. Защита мини-проекта «Моя будущая профессия» 1
31. Защита мини-проекта «Моя будущая профессия» 1
32. Защита мини-проекта «Моя будущая профессия» 1
33. Защита мини-проекта «Моя будущая профессия» 1
34. Защита мини-проекта «Моя будущая профессия» 1
Итого: 34 часа 12 22

 

Приложение № 2

2  БЛОК «Основная школа».

№ п/п Наименование разделов и тем Внеауд.
Теория Прак- тика
«Моя будущая профессия»
1. Введение. Мои личные профессиональные планы. 1
2. Интересы и склонности в выборе профессии. 1 2
3. Человеческие возможности. 1
4. Способности к запоминанию. 1 1
5. Способность быть внимательным. 1 1
6. Волевые качества личности. 2
7. «Узнаю, думаю, выбираю» Практическая работа. 1
8. Беседы о конкретных профессиях 1 1
9. Профессия и современность 2
10. «Дороги, которые мы выбираем».  Профессии родителей. 1 2
11. «Все работы хороши, выбираем от души!» Кем ты хочешь стать? 1
12. Интересы и выбор профессии «Кто я и что я думаю о себе?» 1 1
13. Темперамент и выбор профессии 1
14. Здоровья и выбор профессии 2
15. «Дело твоей жизни» 1 1
16. Профессиональный тип личности 1
17. Ошибки при выборе профессии 1
18. Экскурсии на предприятия города 2
19. Разработка проекта «Моя будущая профессия» 1
20. Презентация и защита индивидуальных проектов «Моя будущая профессия» 2
Итого: 34 часа 2 18 14

 

Приложение № 3

  • БЛОК «Предпрофильная подготовка».
№ п/п Наименование разделов и тем Внеауд.
Теория Прак- тика
«Выбор профиля»
1. «В мире профессий». Классификация профессий (тест Климова) 1 1
2. Профессия типа «Человек – Природа» 1
3. Профессия типа «Человек – Техника» 1
4. Профессия типа «Человек – Знаковая система» 1
5. Профессия типа «Человек – Человек» 1
6. Профессия типа «Человек – Художественный образ» 1
7. Игра «Ассоциации» – эмоциональное отношение к различным профессиям 2
8. Игра «Вакансии» – соотношение требований профессии и качеств человека 2
9. Игра «Продавцы – покупатели» – особенности профессий в сфере обслуживания 2
10. Игра «Оптимисты и скептики» – навыки объективного анализа различных профессий 2
11. Игра «В объективе – экономика региона» 2
12. Экскурсия на предприятия города Пензы 6
13. Игра «Выбор профиля» 2
14. «ТОП – РЕЙТИНГ»: перспективные профессии и где им обучают 1
15. Видеоуроки о различных профессиях. 6
16. Презентация «Я и 3 лучших профессии для меня» 2
Итого: 34 часа 6 13 15

 

Приложение № 4

  • БЛОК « Профильная школа».
№ п/п Наименование разделов и тем Внеауд.
Теория Прак- тика
«Профессиональный выбор»
1. Вводное занятие. Многообразие мира профессий. 2
2. «Я и выбор профессии» 1 1
3. Социальные проблемы труда 2 2
4. Разделение труда 2
5. Классификации профессий. Тестирование. 2 2
6. Мотивы выбора профессий 2
7. Типы темперамента и выбор профессий 2 2
8. Современный рынок труда и его требования к профессионалу 2
9. Профессиональная перспектива. Составление резюме. 2 2
10. Собеседование. Правила и нормы поведения 2
11. Социально – экономические условия современной России 3
12. Игра «Взгляд в будущее» 3
13. Основы экономических знаний 3
14. Игра  «Богатый друг» 3
15. Рынок образовательных услуг 4
16. Трудовой кодекс. Труд несовершеннолетних. 2
Игра «Временная транспектива» 6
Личный профессиональный выбор 5
Готовность к выбору профиля, профессии 2
Подготовка и защита профориентационных проектов (профессиограммы, профпробы) 6
Итого:  65 часов 37 28

 

https://педталант.рф/петрова-а-с-тришункина-м-н/
__________________________________________________

Ошибки выбора профессии. Советы школьникам и их родителям

От автора: Данная статья о том какие ошибки совершают подростки при выборе профессии вместе со своими родителями и что сделать, чтобы сделать оптимальный выбор профессии, подходящий ребенку.

Пока человек выберет профессию, по которой пойдет учиться может наломать очень много дров – маленьких, больших и не очень. Родители хотят, чтобы их ребенок как можно лучше устроился в жизни: приносила хороший заработок (может очень хорошо себя обеспечить), работу можно найти легко… Дети хотят найти себе профессию, которая была бы по душе. В некоторых случаях, молодые люди полагают, что главное для них – сделать карьеру, имеют завышенные денежные ожидания и совершенно недостаточную для работы квалификацию после окончания вуза, пренебрегая в данном случае началом работы в студенческие годы за мизерную зарплату и дополнительным обучением.

В статье Профориентация: что это и зачем это нужно был начат разговор о проблемах выбора прора профессии и работе проводимой в рамках профориентации, говорили об этом подробно. Сейчас поговорим с вами об ошибках соврешаемых школьниками, советах по выбору профессии выпускникам и их родителям.

Ошибки выбора профессии Советы школьникам и их родителям Помимо этого ошибочный выбор профессии связан с ориентацией на:

  • сиюминутные увлечения чем-либо в момент выбора (например, рисованием);
  • компанию сверстников и приятелей, иногда поступающих группами в один вуз;
  • категоричное мнение родителей и друзей;
  • неизменность избранной профессии;
  • на человека, олицетворяющего профессию, но не на саму профессию. Преуспевающий специалист обычно начинает восхождение с нижних ступеней;
  • предполагаемые (а не реальные) личностные и профессионально важные качества (ПВК), т.е. незнание или недооценка своих физических и психических особенностей и недостатков.

Подготовка подростков к предстоящему профессиональному выбору помогает избежать этих ошибок и не только определить вуз, в который выпускник собирается подавать документы, но сформировать положительную профессиональную мотивацию в избранной деятельности, являющуюся главным залогом того, что молодой человек сумеет стать профессионалом.

Подросткам следует напоминать, что работать по избранной профессии в условиях конкуренции придется им самим, поэтому профессию следует выбирать в соответствии со своими интересами и предпочтениями.
Правильный и обоснованный выбор профессии предполагает учет, по крайней мере, четырех факторов:
  • своих индивидуальных особенностей;
  • конъюнктуры рынка труда, т.е. какие профессии востребованы в настоящий момент;
  • своей информированности о выбираемой профессии и учебном заведении;
  • мнения окружающих (родителей, учителей, друзей и др.) относительно предполагаемого выбора.

Как же выбрать профессию школьникам?

Можно предложить следующий алгоритм выбора профессии, максимально соответствующей желаниям и возможностям школьника:
  1. Познай себя и свои возможности (свои интересы, склонности, способности и др.). В данном случае можно пройти диагностику у психолога в школе, городского центра или специалистов Центра занятости населения.
  2. Составь список подходящих профессий и основные требования к ним. Читай профессиограммы профессий. В данном случае будет очень интересно прочесть еще статью Профориентация по книгам, где автор говорит о том, что профориентация по книгам может быть занимательной, интересной и увлекательной. И это не обязательно профессиограммы в чистом виде.
  3. Уясни конъюнктуру рынка труда, т.е. насколько и где востребованы данные профессии. В данном случае можно провести анализ источников в интернете и выяснить на консультации у специалистов в Центре занятости населения (в первую очередь это касается маленьких городов).
  4. Используй разнообразные источники информации о профессиях: книги, средства массовой информации (СМИ), кино, встречи с представителями данных профессий, экскурсии на предприятия, дни открытых дверей в учебных заведениях и др.
  5. Сделай осознанный выбор и обсуди его дома, в классе, с приятелями, с врачом, представителями данной профессии и т.д.
  6. Определись с вузом или с сузом, где ты сможешь получить данную профессию.
  7. Посети психолога или консультанта по профессиональной ориентации в школе или городской службе, который проведет диагностику твоих особенностей, посоветует наиболее подходящие тебе профессии. Помимо этого подобную диагностику можно пройти у специалистов Центра занятости населения.

Все предыдущие советы можно совместить с известной многим схемой «Хочу. Могу. Надо».

Правильный выбор профессии позволяет реализовать свой творческий потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне. Какой выбор можно считать правильным?

Во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость (ХОЧУ).

Во-вторых, вы должны обладать набором профессионально важных качеств (ПВК) для этой работы: интеллектуальных, физических, психологических (МОГУ).

В-третьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда (НАДО).

Представим требования рынка труда, возможности и желания самого человека и требования рынка труда даже не пересекаются, это означает: он хочет делать то, чего делать не может в ситуации, когда это никому не надо (хочу, могу и надо не совпадают и не пересекаются). Кстати, таких чудаков немало – больше половины всех выпускников. Только они пока об этом не знают.

Требования рынка, возможности и желания человека могут пересекаться (совпадают частично). Этот случай не так безнадежен, как первый, потому что найти компромисс между двумя условиями профессиональной успешности реально. По мере освоения профессии может расти интерес к ней. Чем выше профессионализм, тем больше шансов на рынке труда.

Счастливое совпадение требований рынка, возможностей и желаний человека (совпадают полностью) – самый редкий вариант, дающий возможность получать достойное вознаграждение за работу, приносящую удовольствие.

Помимо этого можно дать несколько советов:
  1. НЕ бойся перемен. С каждым годом количество новых профессий увеличивается. Рынок труда меняется очень быстро. Будь готов учиться всю жизнь – повышать квалификацию, осваивать смежные специальности. Освоение совершенно новой специальности вместе с имеющийся, сделает тебя ценным специалистом, востребованным в междисциплинарных областях деятельности. Любая полученная профессия может пригодиться в непредвиденных жизненных обстоятельствах.
  2. НЕ думай только о престижности профессии. Престижность профессии должна учитываться, но только после осознания вашей индивидуальности, интересов и способностей. Иначе есть шанс остаться с «модной», но не приносящей удовольствия специальностью.
  3. НЕ смотри только на внешнее проявление профессии. За легкостью сценического, кинематографического образа, не виден ежедневный, иногда довольно тяжелый и однообразный труд актера. Узнайте все подробности о выбранной работе, желательно из «первых рук», прежде чем с горящими глазами ринуться на штурм учебного заведения.
  4. НЕ выбирай профессии, которые могут ухудшить ваше здоровье. Молодым людям свойственна переоценка своих физических возможностей, неумение соотносить состояние своего здоровья с требованиями избранной деятельности. Между тем, доказано, что профессия, не соответствующая физическому развитию и здоровью, может наносить существенный ущерб растущему организму.
  5. НЕ бойся никакого своего решения. У тебя есть право на ошибку, на поиск. Не воспринимай инструкции буквально, придумай свой творческий способ выбора профессии. Разработай собственный план – список необходимых для выбора профессии действий. Пройдите все поэтапно: анализ предложений на рынке образования, анализ спроса на рынке труда, оцените свои способности, склонности, знания и т.п.
Родителям можно дать следующие советы:

Совет 1 — посещайте Дни открытых дверей вместе со своими детьми в учреждениях профессионального образования (не важно, ссуз это или вуз). Даты проведения Дней открытых дверей, в эпоху интернета, можете найти на сайтах данных образовательных учреждений.

Совет 2 – ходите на экскурсии, организованные предприятиями. В данном случае вам и вашему ребенку расскажу непосредственно на живом примере кто, как работает и в каких условия. Иногда бывает лучше 1 раз увидеть, чем 100 раз услышать и прочесть. В данном случае можете найти данную информацию также на сайтах предприятий, дополнительно позвонив на предприятие и записавшись туда. Школьным психологам можно договориться о групповой экскурсии, что намного проще – привезти определенную группу, в определенный день и время.

Совет 3 – навестите с ребенком профконсультанта и пройдите с ребенком психологическую диагностику и с целью определения качеств личности ребенка, его особенностей, склонностей, профессиональных предпочтений. Специалистов, которые занимаются данной работой можно найти в Центрах занятости, Психологических центрах и службах, а также можно обратится к школьному психологу.

Совет 4 – станьте вместе с ребенком частым гостем на мероприятиях, проводимых Центром занятости населения, Школой, Психологическими центрами.

Совет 5 – систематически интересуйтесь рынком труда вместе с ребенком: какие профессии наиболее востребованы, где они востребованы (город, регион, страна), оплатой труда. Данную информацию вы можете получить в Центрах занятости и на сайтах поиска работы.

 А также хотелось бы отметить следующие книги по проблеме профориентации, выбора профессии и о профессиях, которые могут быть интересны детям и родителям:
  1. Воробьева З.М. Выбери профессию: менеджер по продажам: практическое руководство / З.М. Воробьева. – М.: КНОРУС, 2013. – 78 с. – (Выбери профессию).
  2. Воробьева З.М. Выбери профессию: Секретарь: практическое руководство/ З.М. Воробьева. – М.: КНОРУС, 2016. – 80 с. – (Выбери профессию).
  3. Горбунова М.В. 333 современные профессии и специальности: 111 информационных профессиограмм / М.В. Горбунова, Е.В. Кирилюк. — Изд. 2_е, доп. и перераб. — Ростов н/Д : Феникс, 2010.
  4. Грецов А., Бедарева Т. 100 популярных профессий. Психология успешной карьеры для старшеклассников и студентов. – Спб.: Питер, 2008.
  5. Жилина Е.А. Выбери профессию. Юрист: практическое руководство / Е.А. Жилина – М.: КНОРУС, 2011. – 80 с. – (Выбери профессию).
  6. Иванова Е. Самопрезентация за 15 минут / Е. Иванова – Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – 185 с. – (Лидер продаж).
  7. Канке А.А., Ковалева И.А. Выбери профессию: Менеджер / А.А. Канке, И.А. Ковалева – М.: КНОРУС, 2014. – 78 с. – (Выбери профессию).
  8. Климов Е.А. Как выбирать профессию: кн. для учащихся ст.классов сред. школы – М.: Просвящение, 1990.
  9. Медведев М.Ю. Выбери профессию: бухгалтер / М.Ю. Медведев – М.: КНОРУС, 2011. – 80 с. – (Выбери профессию).
  10. Профессия — учитель: учеб. пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников / под ред. А.С. Роботовой, — М.: Издательский центр «Академия», 2005.
  11. Психология как профессия в Новокузнецке: сб. науч. тр. / под общ.ред. Е.В. Дворцовой; НФИ ГОУ ВПО «КемГУ». – Вып. 2 – Новокузнецк, 2011. – 166 с.
  12. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника / Г.В. Резапкина – М.: Генезис, 2005. – 140 с.
  13. Романова Е.С. – 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. – СПБ.: Питер, 2007.
  14. Твоя профессия – юрист: учеб. пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников / С.Я. Казанцев, Л.А. Казанцева, П.Н. Мазуренко и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
  15. Тундалева В.С. Как выбрать профессию в 17 лет / В.С. Тундалева. — Ростов н/Д: «Феникс», 2013. – 205 с. – (Психологический практикум).
  16. Филимонова Е.И. Выбери профессию. Банкир. Практическое руководство/ Е.И. Филимонова – М.: КНОРУС, 2016. – 80 с. – (Выбери профессию).
  17. Шифф Н.Р. Странные профессии / Нэнси Рика Шифф; пер. с англ. – М.: Издательство «Добрая книга», 2007. – 144 с.
  18. Чистякова С.Н. Слагаемые выбора профиля обучения и траектория дальнейшего образования: Элективный ориентационный курс для учащихся 9 класса: учеб.пособие / С.Н. Чистякова, Н.Ф. Родичев, Е.О. Черкашин. – М.: Образовательно-издательский центра «Академия»; Издательский центр «Академия», 2004. – 96 с.

 

Если статья Вам понравилась, то говорите сердечное «спасибо» и воспользуйтесь возможностью поделиться ею в социальных сетях.

Благодарю за комментарии, которым очень рада.

https://www.b17.ru/article/91045/
_____________________________________

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *