Просмотр по

Психологические тесты


Рекомендуем!

Классный тест от опытных психологов-профконсультантов с большим опытом работы. Даже полностью бесплатный вариант теста отлично показывает рекомендуемые профессии, приоритеты профессиональной деятельности и даёт рекомендации по развитию, а полный и вовсе выдаёт массу полезной информации. Подходит старшеклассникам и взрослым людям.
Пожалуй, лучшее предложение на рынке.

Тест Томаса "Поведение в конфликтной ситуации"

Тест Томаса «Поведение в конфликтной ситуации»

Тест Томаса (Kenneth Thomas) на поведение в конфликтной ситуации является одним из самых популярных среди подобных. Идея модели двухмерного урегулирования конфликтов была создана в соавторстве с Ральфом Килманном (Ralph Kilmann), из-за чего методику также…
Психологический тип личности Карл Юнг

Тест Юнга «Тип личности»

Один из известнейших психологических тестов для определения типа личности. Часто считается, что его создателем был сам Карл Юнг (Carl Jung), швейцарский психиатр и педагог, основоположник аналитической психологии, который и выявил исследуемые тестом типы личности,…
Экспресс-диагностика характерологических особенностей личности Т.В.Матолина

Экспресс-диагностика характерологических особенностей личности (Т.В. Матолина)

Методика основывается на подростковом варианте опросника Айзенка с добавлением классификации в зависимости от отношения шкалы интроверсии – экстраверсии со шкалой нейротизма. Также в экспресс-опроснике содержится шкала лжи. Результаты методики состоят из 32 различных типов личности…
Тест Айзенка - Личностный опросник EPI

Тест Айзенка (Личностный опросник EPI)

«Личностный опросник EPI» это одна из самых популярных и часто используемых методик среди всех психодиагностических тестов. Её автор Ганс Юрген Айзенк (нем. Hans Jürgen Eysenck) также известен тем, что создал всем известный тест на…
Экспресс-диагностика организаторских способностей

Экспресс-диагностика организаторских способностей

Данная методика поможет Вам максимально быстро выявить Ваш уровень организаторских способностей. Благодаря своей простоте и лёгкости тест на организаторские способности может использоваться как для взрослых, так и для детей школьного возраста. Часто её применяют…
________________________________________

Психодиагностические тесты

https://psytests.org/test.html

Исследование интересов и склонностей, профориентация

https://psytests.org/tags/profession.html

Личная эгограмма  https://psytests.org/result?v=traE3NS_0
______________________________________________

Интерпретация

Перед Вами находится описание наиболее подходящего психотипа по Ивану Карнауху с несколькими подходящими профессиями. Помимо текстового описания приводится и буквенный код психотипа, который может состоять из следующих букв:

Отношение к окружающему миру:

  • E — экстраверт (направленность на окружающих)
  • I — интроверт (направленность на себя)

Способ восприятия информации:

  • S — сенсорный, практичный, конкретный
  • N — интуитивный, творческий, абстрактный

Способ оценки информации перед принятием решения:

  • T — логика (объективный, формальный, чёрствый)
  • — этика (субъективный, отзывчивый, чувственный)

Метод решения и действия:

  • J — решающий (упёртый, решительный, бескомпромиссный)
  • P — воспринимающий (гибкий, приспосабливающийся, сомневающийся)

Для более достоверного определения Вашего психотипа рекомендуется предложить этот тест как можно большему количеству хорошо знающих Вас людей, чтобы они проставили ответы как они Вас видят и представляют. В таком случае Вашим психотипом будет наиболее часто встречающийся.

Политик (ESFP)

Сильные стороны: Имеет хорошие дипломатические и коммерческие способности. Быстро ориентируется в экстремальных ситуациях. Уверен в себе, смел и решителен, но при этом добр. Всегда знает, чего хочет. Советуется больше формально, решения принимает самостоятельно. Стремится быть в курсе различных событий и сам любит быть в центре внимания. В общении вежлив, располагает к доверию, умеет создать атмосферу интимности и задушевности. Обаятелен, демократичен, обычно держится раскованно и непринужденно. Следит за здоровьем и внешним видом. Эстет, любит одеваться со вкусом и разнообразно. Заботится о близких, ценит уют и комфорт. Стремится к практической деятельности. Предпочитает ближайшие конкретные цели, приносящие реальную пользу.

Проблемы: Склонен отвлекаться в работе на несущественные детали. Ему трудно долгое время концентрировать свое внимание на чем-то одном. Склонен к колебаниям в выборе, что приводит к внутренним размышлениям и сомнениям, которые он скрывает. Его настоящим доверием пользуются немногие. Довольно консервативен к новому: ему нужно определенное время, чтобы разобраться в новой технологии и убедиться в ее практичности. Идет на риск только после того, как хорошо все взвесит. Склонен нивелировать индивидуальные склонности людей, любит, чтобы все действовали единообразно. Проявляет агрессивность, если его свободу ограничивают. Свое отношение переносит на окружающих.

Популярные профессии: Управленец высших уровней. Дипломат. Продюсер. Продавец. Тренер. Шоумен.

Описание взято с сайта: https://karnauh1.wixsite.com/karnauh/mikro-test

https://proforientatsia.ru/test/test-na-psihotip-karnauh/6t1l9c8522b1ea735ea48318ed5781a5876e/

профтест   https://careertest.ru/

—_________________________________

Перед Вами количество набранных баллов по шкале от 0 до 20. В зависимости от набранного количества баллов можно выделить следующие уровни информированности:

19-20 баллов – высокий уровень информированности о мире профессий. Вы умеете соотносить информацию со своими способностями, сформирован профессиональный план, который соответствует познавательным интересам, профессиональной направленности, индивидуальным психическим особенностям.

11-18 баллов – слабый уровень информированности о мире профессий. Возможно, Вы недостаточно полно умеете сопоставлять информацию о профессиях со своими способностями. Имеется профессиональный план, но он не обоснован: не совпадает с областью профессиональной направленности и познавательных интересов.

10 баллов и менее – очень слабая информированность о мире профессий. Скорее всего Вы недостаточно полно соотносите информацию о профессиях со своими способностями. Имеется профессиональный план, но он не обоснован: не совпадает с областью профессиональной направленности и познавательных интересов.

___________________________________________________

https://careertest.ru/tests/

________________________________________________

Описания тестов

Здесь собраны описания большинства наиболее известных профессиональных тестов. В данном случае под тестом подразумевается любая психодиагностическая методика. В описания тестов по возможности включен как стимульный материал, так и бланки ответов, предназначение, порядок проведения и обработки результатов и прочее. Также имеется некоторое количество тестов для непрофессионального психологического тестирования, тесты для самотестирования.

 


Диагностика психических состояний
Диагностика тревожных и депрессивных состояний. Диагностика настроения и функциональных состояний. Тесты на состояние стресса. Диагностика невротических состояний.
Личностные опросники
Самая распространённая категория психологических тестов. Состоят из списка вопросов или суждений. Благодаря тому, что в опроснике можно спросить про что угодно, существует много разных типов опросников разного предназначения. К личностным опросникам относятся и такие «монстры» как MMPI и 16-PF, и простые опросники, состоящие из 10-20 вопросов. Как правило личностные опросники диагностируют особенности характера, темперамента, межличностных отношений, мотивационную и эмоциональную сферу.
Проективные тесты
Методики, направленные на исследование личности и разработанные в рамках проективного диагностического подхода. Основаны на интерпретации проекций испытуемого на стимульный материал. Традиционно проективные тесты относят к числу наиболее надежных, однако сфера их применения не так велика как у личностных опросников.
Профориентационные тесты
Профориентация помогает человеку определиться с выбором или сменой профессии. Зачастую хорошим инструментом для расширения кругозора человека о мире профессий и своём возможном месте в нём являются профориентационные тесты. Обычно в качестве предмета изучения в профориентации выступает направленность (интересы и склонности) и способности. В данном разделе подобраны в основном методики на направленность (см. также тесты способностей).
Психодиагностика
Психодиагностика (от греч. psyche — душа и diagnostikos — способный распознавать) — область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.
Разные тесты
Прочие методики, не вошедшие в другие разделы. Диагностика когнитивных стилей. Анкеты и автобиографии. Ведущие репрезентативные модальности. Диагностика по почерку. И прочее.
Семейные, гендерные тесты
Совместимость с брачным партнёром. Отношения внутри семьи. Сексуальность. Созревание ребёнка и его воспитание. Тип характера, мужской или женский. Нормы поведения мужчины и женщины.
Тест
Фиксированное во времени испытание, предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологических различий; тест — основной инструмент психодиагностического обследования, с помощью которого осуществляется диагноз психологический.
Тесты для детей
Определение школьной тревожности. Методики на исследование памяти. Тесты мышления. Вербальные методики. Детские проективные методики. Опросники межличностных отношений ребёнка.
Тесты для самотестирования
Здесь подобраны тесты для непрофессионального использования. Любой желающий может самостоятельно протестировать себя с помощью данных тестов. К результатам, получаемым по данным тестам, нельзя относиться слишком серьёзно. Однако они хороши для расширения «внутреннего кругозора», развития самокритики, источника идей для самосовершенствования.
Тесты способностей
Методики, диагностирующие уровень развития общих и специальных способностей, определяющих успешность обучения, профессиональной деятельности и творчества.

https://azps.ru/tests/

__________________________________________________

Основные методы профориентации

Сущность любой методики — расширение возможностей самого психолога-практика. Например, если психолог обладает природным обаянием, высокими импровизационными возможностями, жизненным и профессиональным опытом и т.п., ему могут и не понадобиться многие «эффективно работающие» методики. Правда, если такой психолог все-таки утомится к концу рабочего дня, удачно выбранная методика может «подстраховать» его, так как постоянно работать в активном, творческом режиме довольно сложно.

Обычно при рассмотрении практической методики выделяют: 1) имитационную модель, где отражаются смысл и содержание методики; 2) психотехническую модель, где отражены процедура, условия использования методики, а в хорошо описанных методиках — и возможные трудности при се проведении. Имитационная и психотехническая модели относятся к методике как «внешнему средству», представленному в различных книгах и методических пособиях. Чтобы методика работала, необходим подготовленный для ее использования специалист, разбирающийся в смоделированных в методике проблемах (владеющий имитационной моделью) и умеющий провести ее практически (владеющий психотехнической моделью). Все это относят к методике как «внутреннему средству работы психолога».

Как отмечает Е. А. Климов, методика — это, как минимум, совокупность внешних и внутренних средств профессиональной деятельности психолога. Иногда бывает так, что психолог хорошо разбирается в проблематике, но не умеет работать с подобными процедурами практически. И тогда использование методики будет менее эффективным.

При прогнозировании эффективности методики важно еще учесть, насколько предполагаемые учащиеся (клиенты) готовы воспринять смоделированные проблемы и участвовать в данных процедурах. Также важно учитывать приемлемость рассмотрения этих проблем в данном учреждении (например, нет ли противодействия со стороны администрации и коллег), а также приемлемость использования процедуры методики (например, в некоторых школах администрация иногда заявляет: «Нашим школьникам тесты уже надоели…»). В подобных ситуациях профконсультанту важно либо постараться «просветить-переубедить» администрацию, что далеко не всегда получается, либо, прекрасно понимая необходимость тестирования или использования игровых методов, работать с этими методами как-то «полуподпольно», чтобы не сталкиваться с открытым противодействием влиятельных в школе лиц. Тем более что сам психолог (как специалист с высшим образованием) в немалой степени должен отвечать за то, как и с помощью каких методов он работает.

Ниже представлены основные группы методов профориентации, составленные в соответствии с выделенными ранее основными целями профориентационной помощи.

______________________________________________________

книги по психологии   https://studme.org/psihologiya/

_______________________________________________

Техники морально-эмоциональной поддержки в профориентации Методы морально-эмоциональной поддержки клиентов

Марченко Екатерина ПС-ПОБ-412

Техники морально-эмоциональной поддержки в профориентации

Методы морально-эмоциональной поддержки клиентов:

v  группы общения (в профориентации чаще используются для создания благоприятной атмосферы взаимодействия). Своеобразной формой развития подобных групп применительно к профориентационной проблематике стали «клубы ищущих работу» и их всевозможные модификации, где в благоприятной психологической атмосфере удается более эффективно рассматривать и собственно профориентационные вопросы;

v  тренинги общения (иногда позволяют клиентам освоить некоторые коммуникативные навыки поведения при приеме на работу, на экзаменах и при различных деловых контактах);

v  сложные методы индивидуальной и групповой психотерапии (НЛП, гештальтгруппы, логотерапия и др.). Иногда они помогают клиенту лучше осознать смысл выбираемой деятельности или смысл самого процесса самостоятельного решения проблем, связанных с самоопределением; эти методы требуют особой подготовки профконсультанта;

v  пламенные публичные выступления. Несмотря на некоторое ироничное к ним отношение, такие выступления при умелом использовании могут сформировать серьезную мотивационную основу самоопределения у ряда клиентов. Правда, они могут стать и сильным средством манипуляции по отношению к клиентам;

v  профориентационные и профконсультационные активизирующие методы (игры) с элементами психотренинга;

v  личное обаяние профконсультанта (то, что от природы, и то, что можно самостоятельно в себе развивать);

v  различные положительные (успешные) примеры самоопределения, на которые может ссылаться профконсультант для повышения уверенности клиента в принципиальной возможности разрешения своих проблем;

v  «праздники труда», повышающие престиж конкретных профессий (естественно, при умелой организации и учете специфики той аудитории, для которой такой праздник организуется, т. е. чтобы это был праздник с буфетами и развлечениями, а не торжественно-заорганизованное мероприятие).

Профориентационная игра «Эпитафия»

Говорят, где-то на Кавказе есть старое кладбище, где на могильных плитах можно встретить примерно такие надписи: «Сулейман Бабашидзе. Родился в 1820 году, умер в 1858 году. Прожил 3 года«, или «Нугзар Гаприндашвили. Родился в 1840 году, умер в 1865 году. Прожил 120 лет».

Далее ведущий спрашивает у группы: «Что на Кавказе считать не умеют? Может, со смыслом делались эти приписки на могильных плитах? А с каким смыслом? Смысл приписок в том, что таким образом односельчане оценивали насыщенность и общую ценность жизни данного человека»
Инструкция.

Сейчас мы совместными усилиями составим рассказ о некотором человека, который в наше время (например, в 1995 году) закончил школу и стал жить дальше, прожив ровно 75 лет. Каждый должен по очереди назвать важное событие в жизни данного человека — из этих-то событий и сложится его жизнь. Обращаю особое внимание на то, что события могут быть внешними (поступил туда-то, поработал там-то, сделал то-то), а могут быть и внутренними, связанными с глубокими размышлениями и переживаниями (например, некоторые люди стали великими, редко выходя из своего дома). Желательно предлагать события, соответствующие реальности (без всяких встреч с инопланетянами и прочими веселыми ребятами-суперменами).

В конце игры каждый попробует оценить, насколько удалась жизнь главному герою, насколько она оказалось интересной и ценной: каждый как бы сделает приписку на могильной плите нашего главного героя, сколько же лет он прожил не по паспорту, а по-настоящему.

2. Ведущий называет первое событие, например: «Наш герой окончил среднюю школу с двумя тройками». Далее остальные игроки по очереди называют свои события. Ведущий должен проследить за тем, чтобы никто не подсказывал и не мешал очередному участнику. Если участников игры немного (всего 6-.8 человек), целесообразно пройтись по второму кругу, т. е. дать каждому участнику возможность назвать и второе событие.

3. Когда последний игрок называет свое событие, предполагается, что главный игрок умирает в 75 лет, согласно условию игры.

4. Ведущий предлагает всем немного подумать и по очереди, пока без каких-либо комментариев, просто сказать, сколько лет можно было бы приписать на могильной плите героя.

5. Все по очереди называют свои варианты (лет, прожитых не напрасно).

6. Далее ведущий предлагает прокомментировать названные годы тем игрокам, которые назвали наибольшее и наименьшее ко* Данный пример в несколько видоизмененном виде взят из книги , Кроника -ческое время личности — Киев: Наукова думка, 1984.

168 Раздел 3. Методики для работы с группой (10 — 15 человек)

Количество лет для главного героя. Здесь возможна небольшая дискуссия, в которой ведущему совсем не обязательно высказывать свою точку зрения (или хотя бы подождать с этим, дав возможность высказаться участникам). Довольно часто, по нашему опыту, многие игроки оценивают судьбу первого героя не очень высоко, называя 20, 30, 45 и т. п. лет (а по паспорту — 75 лет!). Нередко группа высказывает желание «еще разок попробовать». Но часто и после второго проигрывания (даже с несколько иным героем) получается не очень-то интересно. Обычно при втором проигрывании группа начинает излишне фантазировать, и многие потом сами заявляют, что «все это не похоже на правду — чушь какая-то (или «мрак какой-то»). Таким образом, построить интересную жизнь даже в воображении оказывается совсем непросто.

7. Завершить игру можно напоминанием о том, что события бывают внешние и внутренние (нередко игра получается неинтересной как раз потому, что называются в основном внешние события, и жизнь оказывается похожей на биографию для отдела кадров). Ведущий предлагает каждому по очереди назвать какое-нибудь действительно интересное и достойное событие, которое могло бы украсить любую жизнь.

8. Немного подумав, участники’игры по очереди называют такие события. Задача ведущего — не столько критиковать (а многие по прежнему называют внешние события), сколько хвалить игроков, поощряя их вообще размышлять об этом.

9. Можно даже предложить участникам задание на дом: «Если у вас будет соответствующее настроение, то тихо и спокойненько подумайте, какие события могли бы украсить конкретно ваши будущие жизни».

https://pandia.ru/text/80/420/15359.php

______________________________________

Методы активизации профессионального самоопределения

Активизирующая методика во многом близка к игровой методике, но имеет и свои особенности. Главными характеристиками активизирующей профконсультационной методики являются следующие.

Интересность, увлекательность процедуры реализации методики для данных клиентов.

Личная значимость обсуждаемых в методике вопросов. Заметим, что если обсуждаемые вопросы и проблемы пока еще не значимы для клиентов, то для повышения интереса к данным вопросам следует провести другую методику (например, для укрепления эмоционально-доверительного контакта с клиентом или для рассмотрения других, более простых и понятных проблем, которые могут стать основой уже для обращения к данной, более сложной проблеме).

Добровольность участия клиентов в процедуре данной методики (как известно, «насильно играть не заставишь» и тем более насильно не активизируешь, так как есть риск вызвать у клиента прямо противоположные реакции).

Двухплановость действия (как и в игре), предполагающая, с одной стороны, план реальных действий (реальные эмоции, разговоры, действия), а с другой стороны, план вымышленных действий. Например, профконсультант и клиент в воображении могут перемещаться в иные времена, в самые разнообразные ситуации самоопределения, позволять себе работать с абстрактными образами тех или иных «пространств» самоопределения и т.п. Внешне это может выглядеть как обычная беседа, но беседа людей, которые понимают, о чем они говорят. Считается даже, что чем больше выражен такой воображаемый план действия, тем больше возможностей для подлинной активизации, тогда как план реальных действий ограничен конкретными (реальными) условиями и действиям. Заметим, что профконсультация во многом и предполагает работу с воображаемыми объектами — своеобразный «мысленный эксперимент» (например, планирование и рассмотрение будущей жизни клиента, о которой можно лишь только догадываться). Однако не все клиенты и не все консультанты готовы к такой (внутренней) активности, основанной на развитом воображении. И тогда возникает проблема выбора того метода активизации, который соответствует общему уровню развития участников консультационного взаимодействия. Например, в примитивных ситуациях (когда многие ученики в классе не готовы к «мысленному экспериментированию») профконсультант вынужден использовать методики, где больше задействован план реальных, понятных для большинства игровых действий (с реальными «прихлопами» и «притопами»), и лишь потом, сумев заинтересовать учеников внешними действиями, постепенно переходить к более сложным активизирующим процедурам внутреннего (воображаемого) плана.

Организация совместного с клиентом рассмотрения профориентационных проблем, что, в свою очередь, предполагает:

  • — выделение общей цели работы (если представления консультанта и клиента о целях будут разными, то взаимодействия не получится);
  • — использование общего средства для решения выделенных проблем и целей (консультант должен подобрать средства, методы, приемы, которые клиент может понять и наравне с самим консультантом использовать эти средства для рассмотрения обсуждаемых вопросов);
  • — обеспечение постепенного перевода средства решения проблем во внутренний план действий клиента, т.е. профконсультант должен не просто показать, как это средство используется, но и обучить клиента использовать такое средство самостоятельно при решении своих проблем;
  • — в идеальном случае консультант помогает клиенту построить свое собственное (индивидуальное) средство для решения многообразных профориентационных проблем. Но в основе активизации все-таки лежит специально сформированный интерес.

Таким образом, активизирующая методика — это не просто «интересная» для клиента методика, но прежде всего методика, вооружающая клиента средством для самостоятельных действий.

Если сравнивать активизирующую методику с игровыми методами, то активизирующая методика — это более широкое понятие. Например, традиционная игра предполагает внешне проявленные положительные эмоции, достаточно выраженные внешние действия (прикасания, перемещения и т.п.), а активизирующая методика может проходить внешне вполне спокойно и даже восприниматься со стороны как довольно «скучная процедура».

Как уже отмечалось в предыдущих разделах учебника, активизация направлена на формирование субъекта профессионального самоопределения и предполагает не только формирование у консультируемого подростка интереса (мотивации) к рассмотрению своих проблем, но и вооружение его доступным и понятным средством для планирования, корректировки и реализации своих профессиональных перспектив.

Важно понимать то, что почти любая методика и форма работы обладает определенным активизирующим потенциалом. Проблема лишь в том, чтобы определить и использовать этот потенциал. Например, даже такая традиционно «неактивная» форма работы, как лекция, может оказаться более активизирующей, чем иная психотерапевтическая группа (если лекция проводится с умелым сочетанием вербальных и невербальных средств, при умело выстроенной и понятной логике изложения, а также при расчете на подготовленную аудиторию).

Другой пример — беседа. При умелой организации, а также при внутренней готовности участников беседы (уже созданной мотивации и т.п.) беседа позволяет моделировать в воображении такие проблемы, которые невозможно проиграть в традиционных игровых процедурах. Заметим, что именно в беседе удается добиться максимального уровня условности, вымышленности воображаемого действия. В частности, беседа позволяет проигрывать в воображении разные варианты построения жизни клиента и выходить на достаточно высокий уровень интуиции и прогнозирования. К сожалению, к такой работе готовы далеко не все клиенты и профконсультанты, поскольку часто ориентируются лишь на «конкретную помощь» в конкретной (однозначной) ситуации.

И все-таки существуют методы, у которых активизирующий потенциал представлен в более доступном и понятном для многих психологов и их клиентов виде. Такие методы и называются собственно активизирующими. Более подробное рассмотрение активизирующих игр планируется осуществить в других пособиях. Ниже представлен краткий обзор некоторых групп активизирующих методов профессионального и личностного самоопределения.

Профориентационные игры с классом, с большими аудиториями — рассчитаны на реальные условия работы в школе: многие игры проводятся в рамках урока; предполагают работу с целым классом; проводятся одним ведущим; предполагают высокую динамику работы; имеют более «скромный» эффект, чем более длительные «терапевтические» группы и консультации.

Профориентационные с большими аудиториями — рассчитаны на участие в игре более 150 человек. При проведении таких игр принимать участие могут как сами школьники, так и их учителя, родители, работодатели, специалисты службы занятости населения. Пример большой профориентационной игры — «Древо профессий» в Приложении 2.

Игровые профориентационные упражнения по процедуре близки к терапевтическим упражнениям и рассчитаны на работу с подгруппой.

Карточные профконсультационные методики. Выделяют две основные группы карточных методик: 1) информационно-поисковые системы — ИПС («профессьянсы», внешне напоминающие раскладывание «пасьянсов», когда из специальных карточек на столе выстраиваются образы наиболее привлекательных профессий); 2) игровые карточные методики, предназначенные не для выбора профессии, а для моделирования жизненного пути, где клиент, преодолевая по специальным правилам различные игровые «трудности», часто моделирующие реальные трудности жизни, должен достичь своих жизненных и профессиональных целей. При практическом внедрении карточных консультационных технологий мы столкнулись с целым рядом трудностей: трудность изготовления карточек; трудность обучения (обучение достаточно непростое и рассчитано на небольшую группу (три-шесть человек) будущих консультантов, что в условиях «рынка» оказалось «нерентабельно»); карточные методики обычно занимают много времени, от 40 минут до двух с половиной-трех часов (хотя в психотерапии и личностном консультировании времени на рассмотрение важных жизненных проблем не жалеют, но в профориентации еще сильны стереотипы быстрой и легкой помощи).

Настольные карточные игры. Опыт показал, что они эффективны и при использовании профконсультантом: например, во внеурочной работе, на базе психологического центра, в детском лагере, а также их успешно осваивают родители школьников в рамках «Родительских университетов».

Бланковые карточные методики. Идея — самостоятельное изготовление участниками карточек и игровых бланков с последующей игрой в карты и отражением результатов игры в своих бланках.

Активизирующие профориентационные опросники. Это скорее «игра в тесты», так как главная цель — заставить задуматься над теми вопросами, которые при обсуждении их в режиме дискуссии или в обычной беседе кажутся «скучными», а в активизирующем опроснике просто включены в деятельность по заполнению бланка. Опыт показал, что данные методики обладают и некоторым диагностическим эффектом, поскольку часть таких методик снабжена приблизительными нормами, что является редкостью для традиционных профориентационных опросников.

Бланковые игры с классом. Основная идея таких методик — играть со всем классом и с каждым в отдельности (психолог демонстрирует оформление бланка на доске, а каждый присутствующий — на своем бланке). Данные методики позволяют моделировать некоторые нравственные аспекты различных профессий.

Ценностно-смысловые опросники (главный акцент делается на нравственные аспекты профессионального и личностного самоопределения). Эти опросники содержат некоторые игровые элементы, позволяющие в интригующей форме затрагивать сложные этические вопросы, которые беспокоят и волнуют молодых людей.

https://studme.org/167904225337/psihologiya/metody_aktivizatsii_professionalnogo_samoopredeleniya

____________________________________________________

^ ГЛАВА 4. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ

Изучение ценностей и личностных смыслов человека осуществляется при проведении массовых социологических опросов, анкетировании отдельных групп населения, при оценке психологического климата коллектива, а также при решении задач индивидуального психодиагностического исследования. При изучении индивидуальных ценностей и личностных смыслов объектом исследования психолога является как собственно ценностно-смысловая сфера, так и особенности мотивационно-потребностной сферы личности, ее направленность, установки, интересы, мировоззрение и т.д.

Диагностика индивидуальных особенностей ценностных ориентаций и смысловой сферы личности базируется на теоретических основаниях и методологических подходах различных направлений психологии, описанных в предыдущих разделах. Нам представляется возможным условно разделить методики исследования ценностно-смысловой сферы личности на следующие блоки:
1. Методики диагностики ведущей, доминирующей ценностной ориентации, личностной направленности, либо мотивационной тенденции (тесты Оллпорта-Вернона-Линдсея, Эдвардса, ОА и др.);
2. Методики, направленные на исследование целостной системы или иерархии ценностных ориентаций личности (тесты Рокича, Шварца);
3. Проективные методы изучения ценностно-смысловой сферы личности (методики Кантрила, Оллпорта-Гилеспи);
4. Методики изучения процессов и уровня личностного развития, позволяющие судить о сформированности ценностно-смысловой сферы (САТ, УСК);
5. Методики исследования жизненных целей, уровня осмысленности жизни и смысложизненных ориентаций (PIL, СЖО).
Разработанный в 1931 г. на основе теории Э. Шпрангера тест ценностных предпочтений Г. Оллпорта, Ф. Вернона и Г. Линдсея долгое время оставался практически единственной общеупотребительной методикой диагностики ценностных ориентаций личности [1;4]. Для каждого из шести идеальных типов Шпрангера авторами была выделена та или иная ведущая, определяющая личностный тип ценность:
1. Полезность — для экономического типа личности;
2. Форма или гармония — для эстетического типа;
3. Открытие истины — для теоретического типа;
4. Любовь к людям — для социального типа;
5. Единение (мистическое с тотальностью мира) — для религиозного типа;
6. Власть — для политического типа.
На основе ранжирования возможных ответов на ряд косвенных вопросов по принципу их личного предпочтения, а также выбора более приемлемых вариантов из списка альтернативных утверждений строится профиль конкретного человека по шести указанным ценностям. Тест обладает высокой надежностью и конструктивной валидностью, однако все многообразие ценностей каждой отдельной личности в данном случае жестко ограничено шестью абстрактно-теоретически выделенными типами ценностных предпочтений.
Для выводов о ценностях индивида использовался также тест личностных предпочтений А. Эдвардса (EPPS — Edvards Personal Preference Schedule), разработанный на основе классификации основных социогенных потребностей Г. Мюррея, автора тематического апперцепционного теста (ТАТ [1]). Тест Эдвардса построен по принципу попарных сравнений отдельных высказываний, характеризующих личные предпочтения обследуемого. Опросник состоит из 225 пар сравнений, образующих 15 шкал: мотивация достижения; принятие авторитетов; любовь к порядку; демонстративность; автономия (независимость); аффилиация (терпимость к другим); самовосприятие; принятие опеки; доминирование (самоутверждение); чувство вины; готовность опекать других; радикализм (толерантность к новому); стойкость в достижении целей; гетеросексуальность; агрессивность [3,389]. На основе подсчитанных «мотивационных индексов» конструируется личностный профиль, представляющий собой количественную степень выраженности приведенных предпочтений.

Т.В.Корнилова, Г.В. Парамей и С.Н. Ениколопов адаптировали данный опросник на российской выборке, интерпретировав личностные предпочтения Эдвардса как «мотивационные тенденции», индикаторы представленных в самосознании предпочитаемых взаимодействий с окружающими, а не как внутренние потребности или побудительные силы [3,389-390].

К этой же группе тестов можно отнести ряд методик, позволяющих установить различные типы направленности личности, но не изучающих ее ведущие ценности непосредственно. В частности, для определения личностной направленности в настоящее время используется «ориентационная анкета» (ОА), разработанная Б. Бассом в 1967 г.

С помощью данной методики выявляются следующие доминирующие направленности личности:
1. «Направленность на себя» — ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение собственных потребностей, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интравертированность.

2. «Направленность на общение» — ориентация на совместную деятельность, стремление поддерживать отношения с людьми, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.
3. «Направленность на дело» — ориентация на деловое сотрудничество, заинтересованность в решении деловых проблем, выполнении работы как можно лучше, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели [14].
О.Ф. Потемкина, основываясь на работах К.Г. Юнга и Э. Фромма, предлагает две методики диагностики социально-психологических установок личности, направленные соответственно на выявление «процессуальной-результативной» направленности и ориентаций на «альтруизм-эгоизм», а также ориентаций на «свободу-власть» и «труд-деньги». Автор приводит следующие характеристики личности при преобладании описываемых установок:
1. «Ориентация на процесс». Процессуальная направленность, препятствующая результативности. Неспособность преодолеть негативное отношение к рутинной работе, необходимой для достижения результата.
2. «Ориентация на результат». Результативная направленность. Способность достигать результата в своей деятельности вопреки суете, помехам, неудачам.
3. «Ориентация на альтруизм». Направленность на альтруистические ценности, часто в ущерб себе. Общественная ориентация, наличие которой отличает зрелого человека.
4. «Ориентация на эгоизм». Встречается довольно редко. Отсутствие характерно для людей «интеллигентных профессий».
5. «Ориентация на свободу». Главная ценность — свобода. Очень часто ориентация на свободу сочетается с ориентацией на труд, реже это сочетание «свободы» и «денег».
6. «Ориентация на власть». Больше свойственна представителям сильного пола, очень часто — это производственники.
7. «Ориентация на труд». Труд приносит больше радостей и удовольствия, чем какие-то иные занятия. Время используется для того, чтобы что-то сделать, включая выходные дни, отпуск и т.д.
8. «Ориентация на деньги». По словам автора, обычно бывает в двух случаях, когда деньги есть и когда их нет [10].

Наряду с ценностными ориентациями и целевыми установками у человека существуют установки на определенные комплексы тех или иных качественно однотипных эмоций. Собственно эмоция всегда является продуктом оценки, это ценностная реакция. По мнению Б.И. Додонова, положительная эмоция, возникающая при удовлетворении какой-либо потребности, выступает как некоторая самостоятельная ценность. Часто ее субъективная значимость возрастает настолько, что человек начинает стремиться к ней уже независимо от потребностного состояния, формируется особое психологически обусловленное тяготение к определенным переживаниям, т.е. формируется эмоциональная направленность личности [5].

Б.И. Додоновым была предложена классификация «ценных» эмоций, благодаря которой возможно определение эмоциональной направленности личности. На этой основе им разработан опросник эмоциональной направленности личности (ЭНЛ), выявляющий следующие типы эмоциональной направленности:
1. «Альтруистические эмоции». Эти переживания возникают на основе потребностей в содействии, помощи, покровительстве другим людям. Альтруистические эмоции люди могут испытывать и не помогая другим реально, а лишь отождествляя себя в воображении с тем или иным благородным героем.
2. «Коммуникативные эмоции». Базируются на основе потребности в общении. Возникают в процессе общения как реакция на удовлетворение или неудовлетворение стремления к эмоциональной близости (иметь друга, сочувствующего собеседника и т.п.).
3. «Глорические эмоции». Связаны с потребностью в самоутверждении, в славе. Типичная эмоциональная ситуация — реальное или воображаемое «пожинание лавров».
4. «Праксические эмоции». Переживания, вызываемые деятельностью, изменением ее в ходе работы, успешностью или неуспешностью ее, трудностями ее осуществления и завершения. Такие эмоции связаны с осознанием того, что совершаешь нечто нужное и полезное, с удовлетворением оттого, что работа выполнена хорошо.
5. «Пугнические эмоции». Возникают на основе потребности в преодолении опасности, формируют интерес к борьбе.
6. «Романтические эмоции». Стремление ко всему необычайному, необыкновенному, таинственному.
7. «Гностические эмоции». Связаны не просто с потребностью в получении любой новой информации, а с потребностью в «когнитивной гармонии», заключающейся в том, чтобы в новом и неизвестном отыскать знакомое, приведя, таким образом, всю информацию к «общему знаменателю». Типичная эмоциональная ситуация, возбуждающая гностические эмоции — это проблемная ситуация.
8. «Эстетические эмоции». Отражение потребности человека в гармонии с окружающим, которая представляет собой «соответствие, совпадение мер человека и мер предметов», переживание чувства красоты.
9. «Гедонические эмоции». К этой категории относятся эмоции, связанные с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте.
10. «Акизитивные (аквизитивные) эмоции». Возникают в связи с интересом к накоплению, «коллекционированию» вещей, выходящему за пределы практической нужды в них [5].
Собственно ценностные ориентации определяются направленностью личности на ту или иную систему ценностей. Среди методик изучения целостной иерархической системы ценностных ориентаций личности сегодня наиболее распространен тест М. Рокича (RVS — Rokeach Value Survay), разработанный им в 1973 году.

Данная методика основана на приеме прямого ранжирования терминальных (ценностей-целей) и инструментальных ценностей (ценностей-средств). Предлагаемые списки ценностей были сформированы в ходе анализа литературных данных (для терминальных ценностей) и лингвистического анализа (для инструментальных ценностей).
Существуют различные способы проведения теста Рокича:
1. Испытуемому поочередно предлагается два набора по 18 карточек в каждом с напечатанными на них названиями ценностей (терминальных и инструментальных), и дается задание разложить их в порядке важности, как основополагающих принципов, которыми он лично руководствуется в жизни.
2. Исследуемому предъявляются два списка по 18 ценностей в каждом, отпечатанные на листах бумаги в алфавитном порядке, и предлагается поставить против каждого обозначения соответствующее ранговое число от 1 до 18 по степени их субъективной важности.
В ряде вариантов теста исследуемому предлагается проранжировать списки ценностей как бы не от своего имени, а с точки зрения себя в более старшем возрасте, идеальной личности, близкого человека и т.п. Подобные инструкции позволяют изучить представления личности о соотношении образов «Я реальное», «Я идеальное», «Я социальное».
Полученная в результате исследования индивидуальная иерархия ценностей может быть разделена на три равные группы: предпочитаемые, значимые (ранги с 1 по 6), индифферентные, безразличные (7-12) и отвергаемые, незначимые (13-18 ранг иерархии).
На русском языке тест Рокича адаптирован А.А. Гоштаутасом, А.А. Семеновым, В.А. Ядовым [15] и модифицирован Д.А. Леонтьевым [7]. В ходе адаптации теста список ценностей, подлежащий ранжированию, претерпел определенные изменения по сравнению с первоначальным вариантом, исходя из представления о культурологических различиях в ценностях россиян и американцев. Так, например, «спасение души» было заменено на «счастье других». Однако, как отмечает Л.М. Смирнов, проверка полноты отражения базовых ценностей россиян авторами отечественных версий теста Рокича не проводилась [15,161].
По словам Д.А. Леонтьева, индивидуальная иерархия ценностных ориентаций, как правило, представляет собой последовательность достаточно хорошо разграничиваемых «блоков» [7]. Он приводит возможные группировки ценностей, объединенные в блоки по различным основаниям и представляющие собой своего рода полярные ценностные системы.

Терминальные ценности:
1. Конкретные жизненные ценности (здоровье, работа, друзья, семейная жизнь) — абстрактные ценности (познание, развитие, свобода, творчество).
2. Ценности профессиональной самореализации (интересная работа, продуктивная жизнь, творчество, активная деятельная жизнь) — ценности личной жизни (здоровье, любовь, наличие друзей, развлечения, семейная жизнь).
3. Индивидуальные ценности (здоровье, творчество, свобода, активная деятельная жизнь, развлечения, уверенность в себе, материально обеспеченная жизнь) — ценности межличностных отношений (наличие друзей, счастливая семейная жизнь, счастье других).
4. Активные ценности (свобода, активная деятельная жизнь, продуктивная жизнь, интересная работа) — пассивные ценности (красота природы и искусства, уверенность в себе, познание, жизненная мудрость).
Инструментальные ценности:
1. Этические ценности (честность, непримиримость к недостаткам) — ценности межличностного общения (воспитанность, жизнерадостность, чуткость) — ценности профессиональной самореализации (ответственность, эффективность в делах, твердая воля, исполнительность).
2. Индивидуалистические ценности (высокие запросы, независимость, твердая воля) — конформистские ценности (исполнительность, самоконтроль, ответственность) — альтруистические ценности (терпимость, чуткость, широта взглядов).
3. Ценности самоутверждения (высокие запросы, независимость, непримиримость, смелость, твердая воля) — ценности принятия других (терпимость, чуткость, широта взглядов).
4. Интеллектуальные ценности (образованность, рационализм, самоконтроль) — ценности непосредственно-эмоционального мироощущения (жизнерадостность, честность, чуткость).
По словам Д.А. Леонтьева, задача исследователя заключается в том, чтобы в каждом случае уловить индивидуальную закономерность субъективного структурирования испытуемым своей системы ценностных ориентаций. Если ни одной закономерности выделить не удается, то, по его мнению, это свидетельствует о несформированности у испытуемого системы ценностных ориентаций (в частности, в подростковом и юношеском возрасте), либо о фальсификации ответов [7].

К недостаткам методики можно отнести неоднозначность критериев ранжирования — одни испытуемые учитывают степень насущности ценностей, другие же ориентируются только на их абсолютную значимость. Для конкретизации критериев ранжирования используется методический прием, предложенный С.Р. Пантилеевым — испытуемым предлагается учитывать не только значимость ценности, но и степень ее реализованности [7]. Для этого после завершения ранжирования обоих списков испытуемому предлагается оценить в процентах степень реализованности каждой из ценностей в его сегодняшней жизни.
Как показывает практика, процедура ранжирования ценностей вызывает у многих исследуемых определенные затруднения. Предполагается, что методика Рокича может использоваться при работе с детьми в возрасте старше 10 лет. В то же время, специфика изучаемой сферы, сложность и неоднозначность составляющих тест понятий, требующих серьезного осмысления, позволяют, по нашему мнению, использовать тест Рокича в первую очередь для обследования студентов и лиц с высшим образованием.
Ш. Шварц, опирающийся на позиции М. Рокича в понимании ценностей, отказался от процедуры их ранжирования. В опроснике Шварца каждая ценность оценивается по семибалльной шкале. Список терминальных ценностей был расширен им до 30, а инструментальных — до 26, при этом в их число была включена только 21 ценность из 36 в тесте М. Рокича. В каждой стране, где проводится исследование по данному опроснику, можно также добавлять до шести специфических для данной культуры ценностей.
Ш. Шварц и В. Билски выдвинули гипотезу о наличии у людей любой культуры «универсальных мотивационных типов» — «доменов», в которые объединяются ценности в соответствии со своим содержательным наполнением. Такие домены выделялись ими исходя из наличия и соотношения трех блоков универсальных человеческих нужд: потребностей индивида как биологического организма, потребностей в средствах скоординированного социального взаимодействия, потребностей выживания и благополучия групп. В ходе исследований в двадцати странах на этой основе ими были экспериментально выделены десять «мотивационных типов» [16,162], фактически представляющих собой совокупности входящих в них близких ценностей, различные типы ценностных систем.

В нашей стране на основе теоретических положений М. Рокича о системе ценностей личности И.Г. Сениным был предложен собственный опросник терминальных ценностей (ОТеЦ). Данная методика состоит из 80 утверждений, которые оцениваются по пятибалльной шкале, исходя из их важности для исследуемого.
Опросник Сенина позволяет оценить выраженность восьми терминальных ценностей (собственный престиж, высокое материальное положение, креативность, активные социальные контакты, развитие себя, достижения, духовное удовлетворение, сохранение собственной индивидуальности), а также их представленность в различных сферах жизни (профессиональная деятельность, обучение и образование, семейная жизнь, общественная жизнь, увлечения). Результаты теста выражаются в виде индивидуального профиля, отдельно для шкал терминальных ценностей и жизненных сфер [3,222-223].

Все приведенные тесты не охватывают всю полноту ценностных представлений человека, так как опираются на заданный извне, ограниченный, пусть и достаточно широкий их перечень. Этих недостатков лишены многие проективные методики, широко использующиеся для изучения и фиксации ценностей, а также для проверки полноты используемых в опросниках их списков. К числу проективных техник, позволяющих изучать особенности ценностной сферы личности, можно отнести метод незаконченных предложений, сочинение, свободное высказывание на заданную тему и т.п. Как справедливо отмечает Л.М. Смирнов, при использовании подобных методов имеется возможность изучать как осознаваемые, так и неосознаваемые ценностные предпочтения, которые другими методами не фиксируются [16,162].

Одним из таких методов является проективная техника изучения ценностей молодежи и студентов, предложенная Г. Оллпортом и Дж. Гилеспи. Исследуемым ими предлагалось написать собственную «автобиографию будущего», например, на 30 лет вперед. Обработка таких автобиографий осуществляется методом контент-анализа, что, в частности, позволяет выявить существующие различия в системе базовых ценностей представителей тех или иных культурных групп [12].

В методике Х. Кантрила [16,163] испытуемому предлагается в свободной форме ответить на ряд открытых вопросов, посвященных степени удовлетворенности жизнью и тем миром, в котором он живет, а также устремлениям и надеждам на будущее. В процессе диагностической беседы особое значение придается актуализации собственных ценностей, в терминах которых исследуемый описывает свои жизненные планы и устремления. Свободные ответы категоризируются и перекодируются в ограниченное число ценностей, список которых составляется по частоте упоминания в репрезентативной выборке для страны, где проводится исследование.

Однако любая попытка систематизации, количественной обработки проективных тестов неизбежно вновь приводит к шкалированию ценностей, и выводы о ценностях испытуемого скорее представляют субъективные обобщения и интерпретации исследователя, сделанные им на основе собственных представлений. Наиболее перспективным путем решения этой проблемы нам представляется использование для диагностики личностных ценностей методик исследования индивидуального сознания, позволяющих изучать индивидуально-личностные конструкты, и прежде всего техники репертуарных решеток Г. Келли (ТРР, RGT — Repertory Grid Technique) [17;18], подробное описание которой выходит за рамки настоящего пособия.
Ориентация на собственную, «автономную» систему ценностей, интенсивное переживание человеком наличия смысла жизни, связанное с осознанием им ответственности за результаты своей деятельности, в наибольшей степени характерны для самоактуализирующейся личности.

Измеряющий уровень самоактуализации «опросник личностных ориентаций» (POI — Personal Orientation Inventory) был создан американским психологом и психотерапевтом Э. Шостромом в 1963 г. POI разрабатывался на основе теории самоактуализации А. Маслоу, концепции психологического восприятия времени и временной ориентации субъекта Ф. Перлза и Р. Мэя, идей К. Роджерса и других теоретиков экзистенциально-гуманистического направления в психологии. В России адаптация теста POI была осуществлена Л.Я. Гозманом и М.В. Крозом [4], а также Н.Ф. Калиной [6].
В варианте Л.Я. Гозмана, М.В. Кроза и М.В. Латинской методика Э. Шострома претерпела существенные изменения, фактически авторами был создан оригинальный психодиагностический инструмент, который получил название «Самоактуализационый тест» (САТ) [4]. САТ состоит из 126 пунктов, каждый из которых включает два суждения ценностного или поведенческого характера; испытуемому предлагается выбрать то из них, которое в большей степени соответствует его представлениям или привычному способу поведения.
САТ измеряет самоактуализацию как многомерную величину. Основными, базовыми шкалами САТ являются «шкала компетентности во времени» и «шкала поддержки».

Высокий уровень «компетентности во времени» свидетельствует, во-первых, о способности субъекта жить «настоящим», т.е. переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте; во-вторых, ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, т.е. видеть свою жизнь целостной. Концептуальное основание для включения этой шкалы в тест содержится в работах Ф. Перлза и Р. Мэя.
Уровень «поддержки» соответствует степени независимости ценностей и поведения субъекта от воздействия извне («внутренняя — внешняя поддержка»). Теоретической основой данной шкалы служили в первую очередь идеи Д. Рисмена об «изнутри» и «извне» направляемой личности.
В отличие от базовых, измеряющих глобальные характеристики самоактуализации, дополнительные двенадцать шкал ориентированы на регистрацию отдельных ее аспектов:
1. «Шкала ценностных ориентаций» измеряет, в какой степени человек разделяет ценности, присущие самоактуализирующейся личности.
2. «Шкала гибкости поведения» диагностирует степень гибкости субъекта в реализации своих ценностей в поведении, взаимодействии с окружающими людьми, способность быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию.
3. «Шкала сензитивности к себе» определяет, в какой степени человек отдает себе отчет в своих потребностях и чувствах, насколько хорошо ощущает и рефлексирует их.
4. «Шкала спонтанности» измеряет способности индивида спонтанно и непосредственно выражать свои чувства.
5. «Шкала самоуважения» диагностирует способность субъекта оценить свои достоинства, положительные свойства характера, уважать себя за них.
6. «Шкала самопринятия» регистрирует степень принятия человеком себя таким, как есть, вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков.
7. «Шкала представлений о природе человека» свидетельствует о склонности оценивать людей в целом положительно.
8. «Шкала синергии» определяет способность человека к целостному восприятию мира и людей, к пониманию связанности противоположностей.
9. «Шкала принятия агрессии» свидетельствует о способности индивида принимать свое раздражение, гнев и агрессивность как естественное проявление человеческой природы.
10. «Шкала контактности» характеризует способность человека к быстрому установлению глубоких и тесных эмоционально-насыщенных контактов с людьми.
11. «Шкала познавательных потребностей» определяет степень выраженности у субъекта стремления к приобретению знаний об окружающем мире.
12. «Шкала креативности» характеризует выраженность творческой направленности личности.
Последние две шкалы отсутствуют в POI и были включены в САТ Л.Я. Гозманом и М.В. Крозом исходя из представления, что уровень творческой направленности личности является одним из концептуально важных элементов феномена самоактуализации [4].

Для оценки собственно системы ценностей наибольшее значение имеют первые две дополнительные шкалы, оценивающие соответственно сами ценности самоактуализирующейся личности и особенности их реализации в поведении, а также шкала внутренней-внешней поддержки ценностей, к которой относится 90 вопросов из всех 126 пунктов теста.

Необходимо отметить, что Л.Я. Гозман, М.В. Кроз, М.В. Латинская фактически полностью отождествляют «внешнюю поддержку» ценностей с экстернальным локусом контроля [4]. По нашему мнению, такая интерпретация является неверной.

Действительно, связь модели Д. Рисмена с концепцией локуса контроля Дж. Роттера, основанной на склонности человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности собственным усилиям либо внешним силам, представляется достаточно очевидной. Согласно теории Дж. Роттера, существуют два крайних типа локализации ответственности: интернальный и экстернальный. В первом случае человек считает, что происходящие с ним события прежде всего зависят от его личностных качеств, таких как компетентность, целеустремленность, уровень способностей и являются закономерным результатом его собственной деятельности. Во втором случае человек убежден, что его успехи или неудачи являются закономерным результатом таких внешних сил, как везение, случайность, давление окружения, другие люди и т.п. [11].
«Ориентированный извне» и «ориентированный изнутри» типы личности явно отличаются между собой по степени принятия на себя ответственности, однако сам Дж. Роттер, отдавая себе отчет в возможном смешении понятий, провел четкие границы между своей концепцией и типологией Д. Рисмена. По его мнению, Д. Рисмен рассматривал «локус ценностей» у людей — заложены ли они (ценности) в самом индивиде или принадлежат другим. Поведение людей, «ориентированных изнутри», регулируется внутренними интернализованными целями и ценностями, а людей, «ориентированных извне», — ценностями, внешними по отношению к ним. Для концепции Дж. Роттера неважно, откуда возникают ценности и цели, его интересовал «локус ожиданий» у людей — уверенность в своей силе и способности реализовать свои цели, либо вера в других, в случай или судьбу. По мнению К. Муздыбаева, различие между концепциями Д. Рисмена и Дж. Роттера состоит в том, что первый имеет дело с механизмами социального контроля, а второй — индивидуального. К. Муздыбаев подчеркивает, что оба типа социального характера Д. Рисмена вполне могут быть контролируемы как интернально, так и экстернально [11].

Уровень интернальности, т.е. степень независимости и самостоятельности человека в достижении своих целей, развития чувства личной ответственности за происходящие с ним события, является одной из важнейших социально-психологических характеристик личности. Оценка уровня субъективного контроля позволяет установить степень принятия личностью ответственности, что является необходимым условием осознания смысла собственной жизни и формирования целостной системы ценностных ориентаций [13]. Общий уровень принятия ответственности, как уже отмечалось, может соответствовать уровню внутреннего личностного принятия, интернализованности ценностных представлений.
Наиболее известной методикой оценки меры принятия ответственности является шкала локуса контроля Дж. Роттера [1]. На основе шкалы Роттера и других методик оценки интернальности-экстернальности, Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина и А.М. Эткинд создали собственный опросник уровня субъективного контроля (УСК). В отличие от шкалы Роттера УСК позволяет измерить уровень интернальности не только в области производственных отношений, но и в сфере межличностных и семейных отношений, а также в отношении болезни и здоровья [2].

Система ценностей человека представляет собой осознаваемую, интернализованную часть системы его личностных смыслов. Результат осознания целей и смысла собственной жизни представляет собой смысложизненные ориентации человека. Дж. Крамбо и Л. Махолик, на основе теории стремления к смыслу и логотерапии В. Франкла, в 1964 г. разработали тест «Цель в жизни» (PIL — Purpose in Life). Цель жизни авторы теста определяют как переживание индивидом ее «онтологической значимости» [8,3]. PIL состоит из трех частей: 20 утверждений с двумя полярными вариантами окончания, оцениваемыми по семибалльной шкале; 13 незаконченных предложений; задания изложить свои устремления и цели в жизни, а также успешность их реализации. Данная методика количественно измеряет наличие цели жизни и позволяет тем самым диагностировать степень «экзистенциального вакуума», субъективного ощущения утраты смысла, являющегося следствием «экзистенциальной фрустрации», т.е. неудачи в поиске человеком смысла жизни.
Позднее Дж. Крамбо создал еще один тестовый инструмент, рассматриваемый им в качестве дополнения к PIL — шкалу поиска смысложизненных целей (SONG — Seeking of Noetic Goals). Эта шкала направлена на измерение силы мотивационной тенденции к поиску смысла жизни. Методика включает 20 описаний действий, переживаний или состояний, которые оцениваются по семибалльной шкале в зависимости от того, насколько они характерны, типичны для испытуемого [3,7] .

На русском языке тест PIL впервые был адаптирован К. Муздыбаевым в 1981 г. [8,8]. На основе версии К. Муздыбаева Д.А. Леонтьевым был разработан и адаптирован еще один отечественный вариант PIL, названный им тестом осмысленности жизни (ОЖ).

В результате исследования факторной структуры теста ОЖ Д.А. Леонтьевым и М.О. и О.Э. Калашниковыми было установлено, что осмысленность жизни личности не является внутренне однородной структурой [9]. По их мнению, выделенные ими факторы представляют собой составляющие смысла жизни личности. На основании полученных при факторном анализе результатов тест осмысленности жизни был преобразован в многомерный тест смысложизненных ориентаций (СЖО). Данная методика представляет собой 20 симметричных шкал-вопросов, состоящих из пары целостных альтернативных предложений с одинаковым началом. Показатели теста включают в себя общий показатель осмысленности жизни (ОЖ), а также пять субшкал, отражающих три конкретные смысложизненные ориентации и два аспекта локуса контроля:
1. «Цели в жизни». Характеризует целеустремленность, наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу.
2. «Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни». Определяет удовлетворенность своей жизнью в настоящем, восприятие процесса своей жизни как интересного, эмоционально насыщенного и наполненного смыслом. Содержание этой шкалы совпадает с представлением о том, что единственный смысл жизни состоит в том, чтобы жить.
3. «Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией». Измеряет удовлетворенность прожитой частью жизни, оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть.
4. «Локус контроля — Я (Я — хозяин жизни)». Характеризует представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле, контролировать события собственной жизни.
5. «Локус контроля — жизнь или управляемость жизни». Отражает убежденность в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь, убежденность в том, что жизнь человека подвластна сознательному контролю.
Тест СЖО позволяет, таким образом, оценить «источник» смысла жизни, который может быть найден человеком либо в будущем (цели), либо в настоящем (процесс) или прошлом (результат), либо во всех трех составляющих жизни.

Резюме

Ценностно-смысловая сфера, как объект психологического исследования, не может быть ограничена системой ценностей и личных смыслов в узком их понимании. Исследование ценностно-смысловой сферы личности должно включать и изучение особенностей мотивационно-потребностных характеристик, структур самосознания, социально-психологических условий ее формирования.
Сегодня в арсенале практического психолога находится широкий спектр индивидуально-психодиагностических, социально-психологических и социологических методов для исследования данной сферы, основанных на различных, зачастую полярных теоретических концепциях. В то же время, ни один из существующих методов не позволяет получить исчерпывающую информацию о системе ценностно-смысловых ориентаций исследуемых.
В отличие от многих других личностных характеристик ценностно-смысловая сфера в значительной степени определяется индивидуальными представлениями человека о социальной желательности, поскольку нормы социума и являются одним из важнейших источников ее формирования. Индивидуальные данные, получаемые в ходе исследований, должны рассматриваться только в контексте социально-культурных норм значимого окружения. В этой связи достаточно актуальным остается вопрос о валидности используемых методов и корректности интерпретации полученных результатов.
Указанные проблемы могут быть разрешены при комплексном использовании исследователем различных по своему теоретическому обоснованию, форме и направленности методов.

^ Вопросы и задания

1. Дайте определение ценностно-смысловой сферы личности, как объекта психологического исследования.
2. Сформулируйте основные принципы изучения и исследования ценностно-смысловой сферы личности.
3. Опишите основные сферы применения методов изучения ценностно-смысловых ориентаций.
4. Проанализируйте принципы диагностики индивидуальных и групповых ценностей.
5. Дайте классификацию методов изучения ценностно-смысловой сферы.
6. Охарактеризуйте достоинства и недостатки проективных и стандартизованных методов диагностики ценностно-смысловой сферы.
7. Охарактеризуйте принципы комплексного подхода к изучению ценностно-смысловой сферы личности.

Литература

1. Анастази А. Психологическое тестирование / Под ред. К.М. Гуревича, В.И. Лубовского. в 2-х т., Т. 2. — М., 1985. — 336 с.
2. Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А.М. Метод исследования уровня субъективного контроля // Психолог. журн. — 1984. — т.5. — № 3. — С. 152-162.
3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике — СПб., 1999. — 528 с.
4. Гозман Л.Я., Кроз М.В., Латинская М.В. Самоактуализационный тест. — М., 1995.
5. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. — М., 1978. — 272 с.
6. Калина Н.Ф. О самоактуализации личности (вместо послесловия) / в книге А. Маслоу. Психология бытия. — М., 1997. — 304 с.
7. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. — M., 1992. — 17 с.
8. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). — М., 1992. — 16 с.
9. Леонтьев Д.А., Калашников М.О., Калашникова О.Э. Факторная структура теста смысложизненных ориентаций // Психол. журн. — 1993. — т.14. — № 1. — С. 150-155.
10. Методы психодиагностики. Вып.1 / Отв. Ред. В.Н. Дружинин, Т.В. Галкина., — М., 1993. — 123 с.
11. Муздыбаев К. Психология ответственности. — Л., 1983. — 240 с.
12. Оллпорт Г. Личность в психологии. — СПб., 1998. — 345 с.
13. Пантилеев С.Р. Методы измерения локуса контроля // Общая психодиагностика. М., 1987.
14. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. — М., 1996. — 360 с.
15. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В.А. Ядова. — Л., 1979. — 263 с.
16. Смирнов Л.М. Анализ опыта разработки экспериментальных методов изучения ценностей // Психол. Журн. — 1996. — т. 17. — № 1. — С. 157-168.
17. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. — М., 1987. — 221 с.
18. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — СПб., 1997. — 608 с.

https://rudocs.exdat.com/docs/index-317227.html?page=4

_________________________________________________

Критерии и характеристики сформированности готовности к профессиональному самоопределению

 

 

Говоря о профессиональном самоопределении и выборе профессии учеников 8 – 11 классов, следует отметить существование определенных критериев и их характеристик сформированности у старшеклассников готовности к профессиональному самоопределению. Проявлениями критериев сформированности готовности к профессиональному самоопределению старшеклассников являются[11]:

— когнитивный – степень представления учащихся об индивидуальных психофизиологических качествах; степень ознакомления с содержанием избираемой профессиональной деятельности; степень информированности о возможности получения консультации у специалистов профориентаторов о путях необходимого образования, местах работы: степени информированности учащихся об общих профессионально важных качеств и специальных данной профессиональной сфере.

— мотивационно-потребностный – характер мотивации и активности учащихся; осознание личной и общественной значимости будущей профессии; связь интересов с ценностными ориентациями; интенсивность эмоциональных переживаний, волевых усилий, внимания.

— деятельносто-практический – способность соотнесения учащимися своих индивидуальных особенностей и профессиональных требований данной профессии; владение основными приемами работы.

Характеристики сформированности критериев профессионального самоопределения у старшеклассников приведены в приложении № 2, таблице № 1.

Доказано, что существует прямая связь между критериями профессиональной готовности и самообразованием, самопознанием, самореализацией (блоки стратегий профессионального самоопределения). Так, например, при самопознании самого себя у школьника проявляется мотивационно-потребностный критерий сформированности готовности к профессиональному самоопределению, так же при этом сочетании проявляются определенные показатели результативности (эти и другие примеры приведены в приложении № 2, таблица № 2).

 

Психологическое сопровождение профориентации

 

Основным в профориентации является ее психологическое сопровождение, что объединяет под собой различные формы и методы профессиональной диагностики и различные профконсультации.

Для профессиональной диагностики личности учащегося используются следующие методы и формы работы[6]:

1. Наблюдение. Оно может быть непосредственным (связи прямые между исследователями и наблюдаемыми) и опосредованным (есть посредник между исследователем и наблюдаемым). Наблюдение также может быть открытым, (человек знает, что за ним ведется наблюдение), скрытым (проводится с помощью технических средств и человек не знает, что за ним ведется наблюдение), включенным и не включенным, кратковременным и длительным, непрерывным и дискретным (прерывистым), монографическим и узким.

2. Анализ документов и результатов деятельности:

– личные дела;

– итоги медицинских обследований;

– классные журналы;

– творческие сочинения, изделия и т. д.

3. Анализ практических действий учащихся в школе, общественных местах, в семье. Подведение итогов реализации жизненных планов выпускников школ.

Метод анкетирования. Он не универсален и имеет ряд недостатков. Этот метод в известной степени субъективен, так как на его результатах, во-первых, неизбежно сказываются влияние человека, проводящего анкетирование, элементы субъективизма анкетируемых, во-вторых, часто от неумелого пользования им могут быть получены ложные данные. Вместе с тем следует учесть, что не всегда целесообразно и возможно обращение с анкетами к учащимся (тем более младшего возраста). Проведением анкетного опроса ни в коем случае нельзя злоупотреблять.

Беседы-интервьюДля них должна быть характерна тематическая направленность. Они могут проводиться как с самими учащимися, так с учителями, классными руководителями, завучами, директорами школ, родителями и т. д.

Педагогический эксперимент. Он может проводиться в естественных условиях учебно-воспитательного процесса. Педагогический эксперимент может быть применен для исследования эффективности тех или иных методов и форм профориентационной работы. В ходе эксперимента используют наблюдение, беседу, анкетирование и т. д.

Метод сравнения. Анализ результатов эксперимента проводят методом сравнения. В связи с этим предварительно определяют экспериментальные и контрольные группы (классы) учащихся. В экспериментальных группах (классах) проводят опытно-экспериментальную работу по исследуемому вопросу. В контрольных группах (классах) работу организуют в обычной, ранее существовавшей форме.

По результатам профдиагностики можно проводить профессиональные консультации. Профконсультация имеет целью установление соответствия индивидуальных психологических и личных особенностей специфическим требованиям той или иной профессии.

Различают следующие виды консультаций:

— справочные, в ходе которых учащиеся выясняют каналы трудоустройства, требования к приему на работу или учебу, возможности освоения различных профессий, сроки подготовки, систему оплаты труда, перспективы профессионального роста;

— диагностические, направлены на изучение личности, интересов, склонностей, способностей с целью выявления соответствия их избираемой или близкой к ней профессии;

— медицинские, имеющие целью выявление состояния здоровья учащегося, его психофизиологических свойств в отношении избираемой профессии и др.

Из вышеизложенного можно сделать выводы о том, что профориентационная деятельность включает в себя большую и трудоемкую работу. Она складывается из многих составляющих:

1. Навыки целеполагания и мотивы самоопределения являются первоначальной стадией формирующие структуру учебных и профессиональных целей учащихся, самоопределение же систематизируют действия молодого человека по самоанализу, самопознанию и самооцениванию собственных способностей и ценностных ориентаций, а так же и возможностей в процессе профессиональной подготовки и обучения с целью достижения более полного соответствия самого себя относительно выбранной профессии.

2. Раскрытие сложностей профессионального самоопределения и введение понятия о значении саморегуляции в профвыборе влияют на более внимательное и углубленное изучение всего материала касающегося профессиональной ориентации.

3. Психологическое сопровождение профориентации как конечный результат всех проведенных мероприятий, которые показывают итоговый результат по проведенной работе.

Все эти пункты как раз и составляют особенности профориентационной работы, что мы и исследовали в данной курсовой.

Заключение

 

Выбор профессии – важный шаг в жизни каждого человека. Профессия человека своего рода судьба, поэтому стоит потратить время, чтобы основательно и заблаговременно ее планировать.

Чтобы профессиональная ориентация дала нужные результаты, она должна быть непрерывным процессом, проводиться в системе, состоять из ряда взаимосвязанных этапов.

Сформировать у школьников личностный смысл выбора профессии, выработать умения, соотносить общественные цели выбора сферы деятельности со своими идеалами, представлениями о ценностях с их реальными возможностями. Осуществляется выполнение данных задач через дальнейшее самопознание, самообразование и самовоспитание и овладение оптимальными знаниями, умениями по научным основам выбора профессии в процессе изучения специальных курсов. В этом и заключается основные понятия профориентации и ее системы в общеобразовательных учреждениях

Профориентационная работа со старшеклассниками не может быть каким то отдельным направлением, она проводится систематически и тесно связана со всей учебно-воспитательной работой школы. Профориентационная работа является интегральной частью всей учебно-воспитательной работы и должна занимать важное место во всех учебных и воспитательных программах школы, во всей внеклассной и внешкольной работе.

В подростковом возрасте, как правило, формируется готовность к выбору профессии. И чем раньше совпадут интерес и выбор профессии, тем больше возможностей сформировать устойчивый и осознанный интерес ученика к выбранной профессиональной деятельности. Этому способствует проявляющееся уже в подростковом возрасте психологическое новообразование – потребность в профессиональном самоопределении.

Осуществляя задачи профориентации в работе со старшеклассниками, необходимо оказывать помощь в выявлении профессиональных склонностей учащихся и вовлечении каждого ученика в различные формы внеклассной работы по развитию интересов, обеспечивать активное участие учащихся в школьных мероприятиях по подготовке к сознательному выбору профессии.

Основное содержание профориентационной работы со старшеклассниками составляет работа по формированию осознанного выбора, развитию профессионально значимых качеств, активной жизненной позиции личности в выборе профессии.

Таким образом, профессиональная ориентация в общеобразовательном учреждении представляет собой научно-обоснованную систему мер, способствующих профессиональному самоопределению личности и формированию будущего профессионала, умеющего с наибольшей пользой для себя и общества применить в профессиональной деятельности свои склонности и способности, свободно ориентироваться и быть конкурентоспособным на рынке труда.

 

 

Список литературы

 

1. Воскобойников, В.М. Как определить и развить способности ребенка. [Текст]/ В.М. Воскобойников. – С.-Петербург: «Респекс».1996.

2. Карнаух, Ю.А. Групповое занятие с элементами тренинга «Формирование навыков целеполагания» для учащихся 9–11 классов общеобразовательной школы. [Текст] / Ю.А Карнаух. – Омск: «ООЦПО». 2002.

3. Климов, Г.А. Психология профессионального самоопределения. [Текст]/ Г.А. Климов. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. 512 с.

4. Климов, Е.А. Как выбирать профессию. [Текст]/ Е.А. Климов. – Москва: «Флинта». 1990.

5. Крюкова Е.П. Методы и формы профориентационной работы в школе. [Текст]/Крюкова Е.П., Степаненко А.П. – Омск: «ООЦПО». 2001.

6. Митина, Л.М. Психологическое сопровождение выбора профессии. [Текст]/Л.М. Митина. – Москва: «Флинта». 1998.

7. Осницкий, А.К. Умение саморегуляции в профессиональном самоопределении учащихся [Текст]/ Осницкий А.К. // журнал «Вопросы психологии» – 1992. № 10. – С. 30 -32.

8. Программа образовательных учреждений. Твоя профессиональная карьера, 8–9 классы. М. Просвещение. 1994.

9. Прошицкая, Е.Н. Выбирайте профессию [Текст]/ Е.Н. Прошицкая – Москва: «Просвещение». 1991.

10. Пряжников, Н.С. Психология труда и человеческого достоинства [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 480 с.

11. Резапкина, Г.В. Я и моя профессия [Текст]/Г.В. Резапкина – Москва: «Просвещение» 2000.

 

Приложение № 1

 

Модель системы профориентационной работы в школе

Основная школа (8–11) классы

Цель: Ознакомить с реальными возможностями выбора профессии, научить умению принимать решение.

Помочь в профессиональном самоопределении. Подготовить к вхождению в самостоятельную жизнь.

Содержание и направленность работы Основные вопросы периода (этапа) Формируемые знания, умения и навыки Формы и методы профориентационной работы Документация профориентационной работы
Оказание помощи учащимся в осознание необходимости правильного выбора профессии успешного осуществления жизненной карьеры. Обучение приема анализа данных, необходимых для осознанного выбора профессии. Формирование умения принимать решения. Активизация мыслительной деятельности учащихся, направления их внимания на решение следующих вопросов и т. д. Где и что можно узнать об интересующих тебя специальностях учебных заведениях?

Что такое сфера профессиональной деятельности?

Для чего классифицируют профессии?

Что такое профессиональная готовность, профессиональная карьера и профессиональный план?

Как составить личный профессиональный план?

Почему необходимо знать свои способности и свое здоровье?

Что такое рынок труда и рынок профессий?

Как выбирать профессию?

Кто и как может оценить ваш выбор?

Что нужно для принятия правильного решения? Критерии оценки.

Какие качества в себе надо развивать для принятия правильного решения?

Какие мне развить эти качества?

– Знание основных типов классификации профессий. – Знакомство с профессиограммами профессиональными картами. – Умение пользоваться справочными пособиями, профессиограммами и классификаторами профессий при выборе специальности. – Умение соотносить свои способности с конкретной специальностью. – Умение развивать свои интеллектуальные и специальные способности. – Умение отстаивать свое мнение и вести дискуссии на темы выбора профессии. – Умение применять на практике некоторые из своих профессионально важных качеств. – Знакомство составной формулой профориентации, умение правильно соотносить между собой ее основные части Формы и методы работы самые разнообразные, кроме того, добавляются различные виды тренингов под руководством школьного психолога. Важнейшими видами отчетной документации по профориентационной работе на этой ступени являются согласованные с областным профцентром методической перофдиагностики а также сценарии, разработки психологических тренингов по развитию познавательных способностей учащихся будущих профессионально – важных качеств.

 

 

Приложение № 2

 

Характеристика критериев сформированности у старшеклассников готовности к профессиональному самоопределению (Таблица № 1).

Критерии Показатели
10 класс 11 класс
когнитивный Устойчивые познавательные интересы. Знание своих интересов, способностей. Знание общих профессионально волевых качеств, понятие о специальных профессионально волевых качествах. Знание предметной стороны профессиональной деятельности. Владение способами самодиагностики и саморазвития.
Мотивационно-потребностный Мотивы личного благополучия в результате выбора данной профессии. переживание положительных эмоций и сознательное их возобновление при занятии определенной деятельностью. Социальное самоопределение. Понимание общественной значимости знаний и умений. Присутствие интереса к профессии в системе ценностных ориентаций. Потребность сделать определенную деятельность профессиональной, реализовать способности в деятельности.
Деятельностно-практический Наличие достаточно активных усилий при возможности заняться определенной деятельностью. Большая интенсивность внимания, волевых усилий к преодолению трудностей. Самостоятельный поиск возможностей для деятельности, приближенной к реальной.

 

Критерии и показатели результативности готовности школьников к профессиональному самоопределению (Таблица № 2).

Блоки стратегии профессионального самоопределения Критерии Показатели результативности
Образование и самообразование когнитивный — Знания о профессиях. — Знания о привлекающей профессии (содержание, требования к человеку, потребность в ней рынка труда). — Знания о своих профессионально важных качествах (самооценка способностей, индивидуальных качеств, умений: общетрудовых, специальных коммуникативных, организаторских, творческих). — Знания о вариативных путях профессионального самоопределения (первоначальное решение, наличие ориентировочной программы действий, запасной вариант решения, самостоятельность мониторинга и коррекции).
Самопознание Мотивационно-потребностный — Положительно окрашенное отношение к профессиональной карьере (социальная значимость, престиж, материальная и личностная ценность). — Адекватное отношение к себе как субъекту профессионального самоопределения (самостоятельность, уверенность в себе, положительная «Я концепция», стремление к преодолению трудностей). — Творческое отношение к деятельности, способствующей профессиональному самоопределению. — Оценочные суждения своих действий на разных этапах деятельности, оценка оригинальных вариантов решений, их достоинств и недостатков.
Самореализация Деятельно-практический — Способность к самореализации, пробе сил. — Ориентация на творчество (креативность), творческое самовыражение, оригинальность, стремление к освоению новых технологий, способов деятельности. — Способность найти профессионалов-консультантов, помощников (среди педагогов, психологов, родителей, знакомых, друзей и др.). — Способность к самосовершенствованию (самоанализу, самообразованию, саморегуляции).

 

https://studopedia.net/14_32756_kriterii-i-harakteristiki-sformirovannosti-gotovnosti-k-professionalnomu-samoopredeleniyu.html

Критерии и показатели готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению (презентация)

__________________________________________________

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *