Просмотр по

Упражнения для лексического строя речи

Подборка упражнений наиболее способствующих развитию лексического строя речи

Игры на развитие лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР

Савостьянова
Игры на развитие лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР

При развитии речи дошкольников и коррекции ее недоразвития на одно из ведущих мест выходит формирование лексико-грамматических навыков.

Бедность активного словаря проявляется в неточном произношении многих слов — названий диких животных, птиц, профессий, частей тела и лица. В словаре преобладают глаголы, обозначающие ежедневные бытовые действия. Трудно усваиваются слова с обобщающим значением, обозначающие оценку, состояние, качество и признак предмета.

Формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение словарем. Нарушение синтаксической структуры предложения выражается в пропуске членов предложения, неправильном порядке слов, в отсутствии сложноподчиненных конструкций.

Формирование лексико-грамматического строя речи — это длительный и трудоемкий процесс. Но если умело заинтересовать детей, продумать построение занятия, то можно добиться значительных результатов.

1. Развитие словаря:

активизация и обогащение словаря по теме;

описание предметов, особенностей строения;

называние действий с данными по теме предметами;

называние признаков по нескольким параметрам: форма, цвет, размер или внешний вид, окрас, повадки.

2.Формирование грамматических представлений:

упражнения на словоизменение (число, род, падеж) ;

упражнения на словообразование (уменьшительный суффикс, глагольные приставки, образование относительных и притяжательных прилагательных) ;

составление предложений разной структуры с постепенным усложнением.

Обучение осуществляю с помощью упражнений и дидактических игр с наглядным материалом. Наглядным материалом служат натуральные предметы, игрушки, картинки, также использую разнообразные карточки-задания, перфокарты, дидактические игры.

Развитие лексики тесно связано с развитием грамматического строя речи, особенно словообразования и словоизменения. В связи с этим многие игры и задания по развитию лексики могут быть использованы и для развития грамматического строя речи.

Остановлюсь на том, какие дидактические игры и задания можно использовать в своей работе.

Таким образом, грамматические категории можно отрабатывать,используя различные виды игр:

-подвижные игры;

-компьютерные игры.

При отборе материала для игр и игровых упражнений важно организовать его таким образом, чтобы дети не просто запоминали ту или иную грамматическую форму, но и в практическом плане освоили правило словоизменения. Материал должен давать широкую ориентировку в типах изменения слов, помочь эти типы выделить и дифференцировать.

Таким образом, широкое использование дидактических игр и упражнений является наиболее эффективными методами в формировании грамматического строя речи. Интерес, вызванный у детей, и положительные эмоции способствовали успешному усвоению грамматического строя речи.

«Из чего сделано?»

Цель: образование относительных прилагательных.

Ход игры:

Варенье из клубники это какое варенье? Клубничное варенье

Сок из апельсина- это какой сок? Апельсиновый сок

Компот из яблок – это какой компот? Яблочный компот

Дом из кирпича- это какой дом? Кирпичный дом

Ваза из стекла-это какая ваза? Стеклянная ваза

Стол из дерева-это какой стол? Деревянный стол и т. д.

Цель: образование притяжательных прилагательных

Ход игры:

Хвост лисы-это чей хвост? Лисий хвост

Уши зайца-это чьи уши? Заячьи уши

Лапы медведя-это чьи лапы? Медвежьи лапы

Платье мамы-это чьё платья? Мамино платье

Платок бабушки-это чей платок? Бабушкин платок и т. д.

Цель: подбор признаков к предмету, обогащение словаря прилагательными

Ход игры:педагог спрашивает«Каким бывает яблоко?»,дети называют признаки к названному предмету«круглое, красное, сладкое, кислое, гладкое, твёрдое»«Какой бывает котёнок?»— «Маленький, пушистый, ласковый, добрый»

«Найди точное слово»

Цель:учить детей точно называть предмет, его качества и действия.

— Узнай,о каком предмете я говорю«Круглое, сладкое, румяное — что это?»(Предметы могут отличаться друг от друга не только по вкусу, но и по величине, цвету, форме) .

— Дополни другими словами то,что я начну: снег белый, холодный. (еще какой). Сахар сладкий, а лимон. (кислый). Весной погода теплая, а зимой. (холодная).

-Назови, какие вещи в комнате круглые, высокие, низкие.

-Вспомни, кто из животных как передвигается. Ворона. (летает, рыба. (плавает, кузнечик. (прыгает, уж. (ползает) .Кто из животных как голос подает? Петух. (кукарекает,тигр. (рычит, мышь. (пищит, корова. (мычит) .

Игра «Один –много»

 

Цель: Дифференциация существительных в именительном падеже, преобразование из единственного числа во множественное.

Оборудование: картинки с разными предметами.

Ход игры:

Взрослый говорит, показывая картинку, где изображен один предмет, что здесь нарисовано — яблоко, а у вас — яблоки и т. д.

Груша… Дыня… Дом… Цветок… Огурец… Помидор… Стол… Ведро… Рыба…. .Конь…. Мальчик… .

Данную игру можно проводить и наоборот, т. е. показывая картинки, где изображено много предметов (мн. число) и детям необходимо назвать предмет, т. е. ед. ч.

Игра «Кто самый наблюдательный».

Цель: закрепление форм винительного падежа.

Ход игры:

Дети должны посмотреть, что находиться вокруг, и назвать больше предметов полными предложениями. Первый ребенок называл в единственном числе, а второй повторял во множественном числе.

— Я вижу стол, окно, стул …

-Я вижу столы, окна, стулья…

Игра «Подскажи Незнайке»

Цель: Закрепление форм творительного падежа.

Оборудование: предметные картинки или игрушки.

Ход игры:

Воспитатель: Наш Незнайка решил построить дом для своих друзей.

Помогите ему узнать чем он будет выполнять работу.

Стучать… ., строгать… ., сверлить…., резать…., копать… ., подметать… .,

А когда дом для друзей был построен, Незнайка решил отдохнуть, и придумал для вас загадки.

-Дополните предложение и повторите его полностью.

-Знайка рисует (что? чем)

-Пончик намазывает (что? чем)

-Винтик грозит (кому чем)

-Доктор Пилюлькин ставит (кому? что? чем)

komandor-spb.com

РЕКЛАМА

Шкафы-купе и гардеробные на заказ в Санкт-Петербурге
Официальный представитель Komandor. Шкафы-купе на заказ, гардеробные.

-Поэт Цветик пишет (кому? что? чем)

-Синеглазка стирает (кому? что? чем)

Игра «Морские сокровища»

Цельразвитие умения согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе.

Оборудование: предметные картинки или игрушки.

Ход игры:

Воспитатель: На морском дне лежит много разных сокровищ. Найдите предметы одинаковые по цвету; по форме; по размеру.

Игра «Закончи предложения».

Цель:формирование навыков на сопоставление глаголов единственного числа в трех лицах: 1, 2 и 3-м.

Ход игры:

Воспитатель начинал говорить предложения в 1-м лице, потом обращался к первому ребенку, и он отвечает во 2-м лице, и к третьему, он отвечает в 3-м лице

Я иду. – Ты (идешь). – Он (идет)

Я стою. – Ты (стоишь). – Он (стоит)

Я иду гулять. – Ты (идешь гулять). – Он (идет гулять)

Я строю дом. – Ты (строишь дом). – Он (строит дом)

Я сплю. – Ты (спишь). – Он (спит).

Игра «Сосчитай до пяти»

Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными один, два, пять; актуализировать словарный запас по теме.

Ход игры: попросите назвать предметы с числами 1, 2, 5.

Лексический материал:

Игра «Один – много»

Цель: образовывать форму родительного падежа множественного числа существительных, обогащать словарь по теме.

Ход игры: предложите назвать существительные, употребляя слово «много».

Лексический материал:

Игра «Кто больше!»

Цель: упражнять в согласовании числительного «один» с существительными; личные местоимения 3-го лица с существительными; обогащать номинативный и предикативный словарь.

Ход игры: назвать как можно больше слов, относящихся к данному действию.

Лексический материал:

плывет. (корабль, лодка, пароход, катер);

летит. (самолет, парашют, вертолет, птица, воздушный змей.);

едет. (поезд, автомобиль, пассажир);

волнуется (море, река, мама, папа);

собирает (урожай, гостей).

к каждому названному существительному сначала подобрать соответствующее местоимение (он, она, оно, они, затем – числительное (один, одна, одно, одни).

Цель: согласовывать имена прилагательные с существительными.

Ход игры:предложите послушать словосочетания:

Лексический материал:

Красивый город, красивое море, красивая набережная, красивые парки

Попросите угадать,о чем вы сейчас говорите:

Красивый, красивое, красивая, красивые….

Чистое небо, чистый парк, чистая улица

Попросите угадать,о чем Вы сейчас говорите:

Чистый, чистое, чистые…

Предложите придумать свои слова к данным признакам (Про что еще в нашем городе, крае можно сказать красивый, чистая? и т. д.).

Игра «Какой, какая, какие»

Цель: совершенствовать навыки словообразования прилагательных от существительных.

Ход игры: предложите ответить на вопросы.

Лексический материал:

шум города – шум (какой) – (городской);

фонарь на улице – фонарь (какой) – …;

скамейка в парке – скамейка (какая) – …;

гости города – гости (какие) – …;

знак у дороги – знак (какой) — ….

Игра «Подбери признак, действие»

Цельразвивать и обогащать словарь детей по теме, закреплять умение правильно согласовывать прилагательные с существительными.

Ход игры: предложить придумать как можно больше слов-признаков.

Лексический материал:

Россия (какая) —. (богатая, большая, красивая, необъятная и т. д.)

Горожане (что делают) — …

Игра «Назови ласково»

Цель: закреплять умение правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом, обогащать словарь детей по теме.

Ход: попросить назвать ласково.

Лексический материал:

Цель: образовывать существительные в родительном падеже.

Ход: предложить образовать слова по образцу.

Лексический материал:

город – нет города аптека — …

Игра «Образуй новое слово»

Цель: образовывать имена прилагательные от существительных, существительные от прилагательных и глаголов, наречия от прилагательных.

Ход игры: предложите образовывать слова по образцу.

Лексический материал:

Город – городской, Кубань – (кубанский, хлеб – (хлебный, казак – (казачий).

горный – (гора, речной – (река, морской – (море).Печь – пекарь, пахать – пахарь, плыть – пловец.

Игра «Исправь ошибку»

Цель: закреплять умение правильно согласовывать существительные с прилагательными.

Ход игры: предложить исправить ошибки в словосочетаниях.

Лексический материал:

Игра «Подбери родственников»

Цель: формировать умение подбирать родственные слова, обогащать словарь по данной теме.

Ход игры: предложить придумать как можно больше родственных слов.

Лексический материал:

Река — речка — реченька — речушка — заречный — речной — речонка; Капля — … Трава – …

Игра «Скажи наоборот»

Цель: сопоставлять предметы и явления по временным и пространственным отношениям (по величине, цвету и качеству, подбирая антонимы.

Ход игры: Назвать слова, противоположные по смыслу.

Лексический материал:

Игра «Назови слова-приятели»

Цель: подбирать синонимы.

Ход игры: предложите подобрать слова, близкие по смыслу.

Бежать –. (мчаться, нестись).

Предложите ребенку составить предложения с этими словами по теме.

 «Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи Сегодня хочу представить вашему вниманию игру, поднимающую настроение и активизирующую речевую активность. Цель игры: упражнять в образовании.

Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка у детей с ТНР Теоретическое представление собственного педагогического опыта по теме «Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка.

Игры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ • Игра «Один-много» Цель игры: Научить детей употреблять в речи имена существительные в форме.

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – ЛЕКСИКА • Игра «Назови одним словом»Цель игры: Формирование обобщающих понятий. Ход игры: Игру можно проводить.

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи. Словообразование СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. • Игра «Назови ласково» Цель игры: Научить детей образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Картотека игр и упражнений на развитие всех компонентов речи.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

КАРТОТЕКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ВСЕХ КОМПОНЕНТОВ РЕЧИ

Развитие фонетико-фонематической стороны речи

«Поиграем в сказку»

Взрослый предлагает ребёнку вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Филипповна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в трёх вариантах:

— Кто сидел на моем стуле?

— Кто ел из моей чашки?

— Кто спал в моей постели?

— Кто же был в нашем доме? И т.п.

Ребёнку предлагается повторить похожие слова вначале по 2, затем по 3 в названном порядке:

«Похоже — не похоже»

Из каждых четырех названных взрослым слов ребёнок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные три:

Выделенные в звуковом потоке гласного звука (А, О, У, И, Ы, Э).

Взрослый называет и многократно повторяет гласный звук, который ребенок должен выделить среди других звуков (хлопнуть в ладоши, когда услышит). Затем взрослый медленно, четко, с паузами произносит звуковой ряд, например:

А – У – М – А – У – М – И – С – Ы – О – Э – Р – Ш – Ф – Л – В – З –

«Кто найдёт двадцать предметов, названия которых содержат звук С»

Цель: закрепление умения выделять заданный звук в слове по представлению, развитие зрительного внимания, обучение счету.

Шкафы-купе и гардеробные на заказ в Санкт-Петербурге
Официальный представитель Komandor. Шкафы-купе на заказ, гардеробные.

Описание игры. Дана сюжетная картинка, на которой много предметных картинок, в том числе и содержащих в названии звук С (таких картинок должно быть двадцать)

Ход игры. Детям дают рассмотреть картинку и назвать нужные предметы. Выиграет тот, кто назовет больше предметов. Дети накладывают фишки на найденные картинки, а ведущий затем проверяет правильность выполнения задания и определяет победителя.

Правило: к первому слову подбирается слово, начинающееся с того звука, каким заканчивается первое слово, третье слово должно начинаться с последнего звука второго слова и так далее. Игры могут быть устные, с перекладыванием мяча, а можно выполнить настольную игру с картинками и практиковать детей в выкладывании цепочки без предварительного громкого проговаривания, только по представлению.

Чтобы исключить ошибку и приучить детей действовать по правилу, контролировать самостоятельно ход игры, цепочку следует сделать замкнутой. Если все операции выполняются в нужной последовательности, цепочка замыкается, т.е. начало сходится с концом. Начинать играть нужно с картинки, помеченной специальным значком.

Лото «Назови картинку и найди первый звук»

Цель: научить детей находить заданный первый звук в слове на этапе громкого проговаривания слова самим ребёнком.

Описание игры. У детей – карты с нарисованными картинками (по четыре на каждой карте). Ведущий называет любой гласный звук, дети произносят вслух названия своих картинок и находят нужную. Если картинка названа правильно, ведущий разрешает закрыть ее фишкой. Выигрывает тот, кто раньше всех закроет свои картинки.

«Каждому звуку свою комнату»

Цель: научить проводить полный звуковой анализ слова с опорой на звуковую схему и фишки.

Ход игры. Играющие получают домики с одинаковым количеством окошек. В домики должны поселиться жильцы – «слова», причём каждый звук хочет жить в отдельной комнате.

Дети подсчитывают и делают вывод, сколько звуков должно быть в слове. Затем ведущий произносит слова, а играющие называют каждый звук отдельно и выкладывают фишки на окошки дома – «заселяют звуки». В начале обучения ведущий говорит только подходящие для заселения слова, т.е. такие, в которых будет столько звуков, сколько окошек в домике. На последующих этапах можно сказать слово, не подлежащее «заселению» в данный домик, и дети путем анализа убеждаются в ошибках. Такого жильца отправляют жить на другую улицу, где живут слова с другим количеством звуков.

Цель: учить выделять в словах первый звук и составлять из полученных звуков слова.

Ход игры. У детей по одной карте, у ведущего – буквы. Он называет букву, а дети просят себе нужные буквы и накладывают на нужные картинки. Когда все буквы будут собраны, ребёнок должен прочитать получившееся слово. Если он затрудняется сам прочесть слово, взрослый ему помогает, и таким образом обучает его первоначальному чтению.

«Из слогов — предложение»

Цель: научить выделять первый слог из слова, составлять по первым слогам слова, а из них — предложения.

Ход игры. Ребёнку даётся карточка-ребус, на которой зашифровано целое предложение. Каждое слово в данном предложении помещено на отдельной строчке. Ребёнок выделяет первые слоги каждой картинки, относящейся к одному слову, составляет из них слово и запоминает его. Затем на следующей строчке анализирует следующую группу картинок, составляет второе слово из первых слогов и так далее, пока не расшифрует все слова. Потом называет полученные слова по порядку, образуя предложение.

Цель: развивать у детей слуховое внимание.

Игровые правила. Передавать слово надо так, чтобы рядом сидящие дети не слышали. Кто неправильно передал слово, т.е. испортил телефон, пересаживается на последний стул.

Игровое действие: шепотом передавать слово на ухо рядом сидящему игроку.

Ход игры. Дети выбирают ведущего при помощи считалочки. Все садятся на стулья, поставленные в ряд. Ведущий тихо (на ухо) говорит какое-либо слово рядом сидящему, тот передает его следующему и т.д. Слово должно дойти до последнего ребёнка. Ведущий спрашивает у последнего: «Какое ты услышал слово?» Если тот скажет слово, предложенное ведущим, значит, телефон исправен. Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди (начиная с последнего) какое они услышали слово. Так узнают, кто напутал, «испортил телефон». Провинившийся занимает место последнего в ряду.

Развитие связной речи

Цель: научить составлять описание картины с опорой на фрагменты данной картины.

Ход игры. Взрослый просит ребёнка рассмотреть большую картинку, а также маленькие предметные картинки рядом с ней. «Фотограф сделал много снимков одного листа. Вот это общая картина, а это части той же самой картины. Покажи, где находятся данные фрагменты на общей картине. Расскажи теперь, о чем эта картина. Не забудь описать те детали, которые фотограф снял отдельно, значит, они очень важные».

«Чего на свете не бывает»

Цель: научить находить и обсуждать ошибки, при рассматривании картинки-нелепицы.

Ход игры. Рассмотрев картинки-нелепицы, попросить ребёнка не просто перечислить неправильные места, но и доказать, почему данное изображение ошибочное. Тогда получится полное описание картины, да еще и с элементами рассуждения.

Цель игры: обучать детей описывать предмет, не глядя на него, находить в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет.

Ход игры. Воспитатель напоминает детям, как они рассказали о знакомых предметах, загадывали и отгадывали о них загадки и предлагает: «Давайте поиграем. Пусть предметы нашей комнаты расскажут о себе, а мы по описанию отгадаем, какой предмет говорит. Надо соблюдать правила игры: когда будете рассказывать о предмете, не смотрите на него, чтобы мы сразу не отгадали. Говорите только о тех предметах, которые находятся в комнате».

После небольшой паузы (дети должны выбрать предмет для описания, приготовиться к ответу) воспитатель кладет камешек на колени любому играющему. Ребёнок встает и дает описание предмета, а затем передает камешек тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребёнок описывает свой предмет и передаёт камешек другому играющему, чтобы тот отгадал.

Цель: научить составлять рисуночный план к тесту, использовать его при рассказывании.

Ход игры. Ребёнку читают текст сказки и предлагают ее записать с помощью рисунков. Таким образом, ребёнок сам изготавливает серию последовательных картинок, по которым потом рассказывает сказку. Сказка должна быть краткой.

Конечно, можно ребёнку помочь, показать, как схематично нарисовать человека, домик, дорогу; определить вместе с ним, какие эпизоды сказки обязательно надо изобразить, т.е. выделить главные повороты сюжета.

«Составь два рассказа»

Цель: научить различать сюжеты разных рассказов.

Ход игры. Перед ребёнком кладут вперемешку два набора серийных картинок и просят выложить сразу две серии, а затем составить рассказы по каждой серии.

Цель: учить подбирать доказательства при составлении рассказов, выбирая существенные признаки.

Ход игры. Перед детьми находятся предметы или картинки, которые им предстоит описывать. Ребёнок выбирает любой предмет и называет его. Ведущий спрашивает: «Как ты узнал, что это телевизор?» Играющий должен описать предмет, выбирая только существенные признаки, отличающие этот предмет от остальных. За каждый правильно названный признак получает фишку. Выиграет тот, кто наберёт больше всего фишек.

Цель: развитие творческого воображения, обучение свободному рассказыванию.

Ход игры. После прочтения ребёнку сказки предложите ему рассказать, что бы он сделал, если бы попал в данную сказку и стал бы одним из главных персонажей.

«Поиск пропавших деталей»

Цель: научить составлять описание картины с опорой на фрагменты данной картинки.

Ход игры. «Фотография испортилась, некоторые фрагменты стерлись с большой картины. Хорошо, что сохранились маленькие снимки. Подставь в нужное место каждый фрагмент и опиши ту картину, которую снимал фотограф».

Цель: научить устанавливать правильную последовательность действия.

Ход игры. Перед ребёнком раскладывают серию картинок, но одна картинка лежит не на своем месте. Ребёнок находит ошибку, кладёт картинку на нужное место, а затем составляет рассказ по всей серии картинок.

«Какая картинка не нужна?»

Цель: научить находить лишние для данного рассказа детали.

Ход игры. Перед ребёнком выкладывают серию картинок в правильной последовательности, но одну картинку берут из другого набора. Ребёнок должен найти ненужную картинку, убрать ее, а затем составить рассказ.

«Где начало рассказа?»

Цель: Учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.

Ход игры. Ребенку предлагается составить рассказ. Опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.

Развитие лексической стороны речи

Цель: научить относить единичные предметы к определенным тематическим группам.

Ход игры. Для игры надо заготовить набор предметных картинок, состоящий из нескольких тематических групп (одежда, посуда, игрушки, мебель и т.д.) Играет несколько человек, по количеству тематических групп. Картинки лежат на столе изображениями вниз. Каждый берёт по одной картинке, называет её и родовое понятие, к какому относится данная картинка. Таким образом, устанавливается, какую группу будет собирать каждый участник. Если выбраны одинаковые группы, открывают ещё по одной картинке. Затем ведущий показывает играющим по одной картинке, а они должны просить себе ту или иную картинку: «Мне нужна кукла, потому что я собираю игрушки». Выигрывают тот, кто первый собрал свою группу картинок (количество картинок в каждой группе должно быть одинаковым, например, по шесть картинок)

«Кто как голос подаёт»

Цель: расширение глагольного словаря по данной теме.

Ход игры. Ведущий читает детям стихотворение Г Сапгира.

Ветер весеннюю песню донёс

Песню пролаял охотничий пёс,

Волк эту песню провыл на опушке,

Дружно проквакали песню лягушки.

Бык эту песню, как мог, промычал.

А соловей эту песню пропел.

Ведущий спрашивает, кто как голос подавал, одновременно показывая предметные картинки с изображениями животных. За каждый правильный ответ дают картинку, выигрывает тот, кто соберёт больше картинок.

Цель: учить устанавливать сходство и различие предметов по существенным признакам, закрепление слов-обобщений.

Ход игры. На столе выкладывается по четыре картинки, три из них относятся к одной тематической группе, а четвёртая к какой-нибудь другой группе. Детям дается задание: рассмотрите картинки и определите, какая из них лишняя. Ряд картинок для игры:

1. Рубашка, туфли, брюки, пиджак.

2. Яблоко, крыжовник, смородина, малина.

  3. Телевизор, Шкаф, стул, кровать.

4. Кукушка, сова бабочка, сорока.

5. Тарелка, хлеб, кастрюля, ложка.

6. Ромашка, береза, ель, тополь.

7. Помидор, огурец, морковь, слива.

8. Шапка, берет, шляпа, носок.

9. Топор, пила, ручка, рубанок.

10. Медведь, лиса, мишка плюшевый, заяц.

Развитие лексической стороны речи

Цель: развитие слухового внимания, активизация глагольного словаря.

Ход игры. Детям читают стихотворение, содержащее нелепые ситуации. Верно ли это? – после каждого предложения и доказать, почему они так считают.верно ли это?

Собирают сыр с кустов.

С зайцами пасут коров.

На лугу доят волов.

В пляс пускается медведь.

Тыквы стали песни петь.

Косят косари леса.

На снегу лежит роса.

Верно ли, что как-то раз

От дождя нас зонтик спас?

Что луна нам ночью светит?

Что конфет не любят дети? Л.Станчев

Цель: научить определять количество слов в предложении на слух.

Ход игры. Ведущий произносит вслух предложение, а дети подсчитывают количество слов и поднимают соответствующую цифру. Первоначально для анализа используются предложения без предлогов и союзов.

Предложения для игры:

2. Петя кормит кур.

3. Врач лечит больного ребёнка.

4. Мама купила Наташе красивую куклу.

5. Сильный спортсмен легко поднял тяжёлую штангу.

«Найди лишнее слово»

Цель: упражнять на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.

Ход игры. Предложите ребёнку определить слово, которое является лишним.

Перечень серий слов:

1. Старый, дряхлый, маленький, ветхий.

2. Храбрый, злой, смелый, отважный.

3. Яблоко, слива, огурец, груша.

4. Молоко, творог, сметана, хлеб.

5. Час, минута, лето, секунда.

6. Ложка, тарелка, кастрюля, сумка.

7. Платье, свитер, шапка, рубашка.

8. Мыло, метла, паста зубная, шампунь.

9. Береза, дуб, сосна, земляника.

10. Книга, телевизор, радио, магнитофон.

Цель: закрепить умение образовывать предложения из слов.

Ход игры. Предложить детям придумать предложения, используя следующие слова:

забавный щенок полная корзина

спелая ягода веселая песня

колючий куст лесное озеро

«Зачем нам эти вещи»

Цель: научить использовать в речи сложноподчинённые предложения цели.

Ход игры. Перед игроками лежат разные предметы: мяч, карандаши, книга, кукла, грузовичок, скакалка и другие игрушки. Дети должны выбрать себе любой предмет, но объяснить, для чего он нужен. В предложении должен быть использован союз чтобы: «Я взял карандаш, чтобы рисовать».

Цель: активизация глагольного словаря.

Ход игры. Играющие стоят в кругу. У ведущего палочка-эстафета. Он произносит какое-нибудь слово и передаёт эстафету рядом стоящему ребёнку. Тот должен подобрать подходящее слово- действие и быстро передать палочку дальше. Когда эстафета вернётся к ведущему, он задаёт новое слово, но палочку передаёт в другом направлении. Если кто-то затрудняется назвать слово или подбирает неподходящее слово, ему дают штрафное очко. После того как игрок набрал три штрафных очка, он выходит из игры. Выигрывает тот, у кого в конце игры будет меньше штрафных очков.

Ход игры: собака – лает, кусает, бежит, сторожит, скулит, воет; кошка – мурлыкает, охотится, играет, дремлет, мяукает, царапается.

Дидактическая задача: Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.

Игровое правило. Называть слова только противоположные по смыслу.

Игровые действия. Бросание и ловля мяча.

Ход игры. Дети и воспитатель садятся на стулья в кружок. Воспитатель произносит слово и бросает кому-нибудь из детей мяч, ребенок должен поймать мяч, сказать слово противоположное по смыслу, и снова бросить мяч Воспитателю. Воспитатель говорит: «Вперёд». Ребенок отвечает «Назад», (направо — налево, вверх-вниз, под — над, далеко — близко, высоко — низко, внутри — снаружи, дальше — ближе).Можно произносить не только наречия, но и прилагательные, глаголы: далекий — близкий, верхний — нижний, правый — левый, завязать — развязать, намочить — высушить и др. Если тот, кому бросили мяч, затрудняется ответить, дети по предложению воспитателя хором произносят нужное слово.

«Кто больше знает»

Дидактическая задача: Развивать память детей; обогащать их знания о предметах, воспитывать такие качества личности, как находчивость, сообразительность.

Игровое правило. Вспомнить и назвать, как один и тот же предмет может быть использован.

Ход игры. Воспитатель говорит: — У меня в руках стакан. Кто скажет, как и для чего его можно использовать?

— Пить чай, поливать цветы, измерять крупу, накрывать рассаду, ставить карандаши.

— Правильно, — подтверждает воспитатель и если нужно, дополняет ответы ребят. Теперь давайте поиграем. Я буду называть различные предметы, а вы вспомните и назовите, что с ними можно делать. Постарайтесь сказать как можно больше. Воспитатель заранее подбирает слова, которые он предложит детям во время игры.

Дидактическая задача: Развивать слуховое внимание, активизировать словарь, мышление; развивать сообразительность.

Игровые правила. В кузовок можно «класть» только те слова, которые оканчиваются на -ок; назвавший слово, передает кузовок другому ребенку.

Реклама
В театре попрощались с Ириной Апексимовой
Реклама
Это поджидает всех, кому ввели вакцину: подтвердилось

Игровые действия. Имитация движения, будто в кузовок опускают предмет, кто ошибется, назвав предмет с другим окончанием. Ход игры. Играющие усаживаются за столом. Воспитатель ставит на стол корзинку, затем спрашивает:

— Видите, дети, этот кузовок? Знаете, что можно класть в кузовок? В этот кузовок будете класть все, что можно назвать словом, оканчивающимся на -ок. Например: замок, платок, чулок, носок, шнурок, листок, комок, колобок, крючок. Грибок, коробок и т.д. Каждый положит в кузовок, что он хочет, согласно правилу, и передаёт своему соседу, тот тоже положит что-нибудь из вещей, название которых оканчивается на -ок, и передаёт кузовок дальше.

«Найди лишнюю картинку»

Подбирается серия рисунков, среди которых трое рисунка можно объединить в группу по общему признаку, а четвертый – лишний.

Предложите ребёнку первые четыре рисунка и попросите лишний убрать. Спросите: «Почему ты так думаешь? Чем похожи те рисунки, которые ты оставил?»

Цель: дифференциация понятий «одежда» и «обувь».

Ход игры. Создаётся следующая игровая ситуация: «У куклы Кати новоселье. Ей надо собрать свои вещи для переезда на новую квартиру. Помогите уложить вещи правильно, чтобы на новом месте ей было легко отыскать все свои платья и туфли. Одежду будем складывать в одну коробку, а обувь – в другую». Затем ребёнку дается два набора предметных картинок и две коробочки, на каждой помещён свой символ: для одежды платье, для обуви – сапожки.

Лото «В мире растений»

Цель игры: Закрепление слов-обобщений: цветы, деревья, овощи, фрукты, ягоды; активизация словаря по данным темам.

Описание игры. Лото состоит из шести больших карт, в середине которых дана сюжетная картинка, изображающая данную группу растений в природе. По краям расположены предметные картинки, относящиеся к какому-нибудь одному родовому понятию, например, цветы или деревья. Кроме больших карт есть маленькие карточки с такими же предметными картинками.

Ход игры. Игра проходит по общему правилу игры в лото. Когда все маленькие карточки будут розданы, каждый играющий должен назвать одним словом всю группу своих слов — названий растений.

Развитие грамматического строя речи

Дидактическая задача: Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.

Игровое правило. Передавать камешек другому играющему можно только после того, как придумал предложение с названным ведущим словом.

Ход игры. Дети и Воспитатель садятся в круг. Воспитатель объясняет правила игры:

— Сегодня мы будем придумывать предложения. Я скажу какое-либо слово, а вы быстро придумаете с этим словом предложение. Например, я скажу слово «близко» и передам Даше камешек. Она возьмет камешек и быстро ответит «Я живу близко от детского сада». Затем она назовёт свое слово и передает камешек рядом сидящему. Слово в предложении должно употребляться в той форме, в какой его предлагает загадывающий. Так по очереди по кругу камешек переходит от одного играющего к другому. Если дети затрудняются при ответе, воспитатель помогает им.

Дидактическая задача: Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.

Игровые правила. Нужно найти и сказать такое слово, чтобы получилось законченное предложение. Добавлять нужно только одно слово.

Игровые действия. Бросание и ловля мяча.

Ход игры. Воспитатель говорит несколько слов предложения, а дети должны дополнить его новыми словами, чтобы получилось законченное предложение, например: «Мама купила. — …книжки, тетради, портфель», — продолжают дети.

Цель: учить находить смысловую ошибку в предложении.

Ход игры. «Послушайте предложения и скажите, все ли в них верно. Как нужно исправить предложение?»

Реклама
Горбачёв перед кончиной назвал имена: кто приказал развалить СССР

1. Зимой в саду расцвели яблоки.

2. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня.

3. В ответ я киваю ему рукой.

4. Самолёт сюда, чтобы помочь людям.

5. Скоро удалось мне на машине.

6. Мальчик стеклом разбил мяч.

7. После грибов будут дожди.

8. Весной луга затопили реку.

9. Снег засыпало пышным лесом

«Правильно или нет?»

Цель: учить находить грамматические ошибки.

Ход игры. «Как вы думаете, можно ли так сказать?»

1. Мама ставит вазу с цветами в стол.

2. Когда хотят что-то купить теряют деньги.

3. Под домиком на опушке живут бабушка и дедушка.

4. В полу лежит красивый ковер.

«Почему предложения неточные? – воспитатель дополнительно спрашивает у детей.

Цель: учить составлять предложения, используя данные слова.

Ход игры. Слова в предложении перепутались. Попробуйте расставить их на свои места. Что получится?

Предложения для игры:

1. Дымок, идёт, трубы, из.

2. Любит, медвежонок, мёд.

3. Стоят, вазе, цветы, в.

4. Орехи, в, белка, дупло, прячет.

Цель: научить составлять распространенные предложения.

Ход игры. «Сейчас я скажу предложение. Например, «Мама шьёт платье». Как ты думаешь, что можно сказать о платье, какое оно? (шёлковое, летнее, легкое, оранжевое). Если мы добавим эти слова, как изменится фраза?» Мама шьёт шёлковое платье. Мама шьёт летнее платье. Мама шьёт лёгкое платье. Мама шьёт оранжевое платье.

Предложения для игры:

Девочка кормит собаку.

Пилот управляет самолётом.

Мальчик пьёт сок.

Цель: учить изменять слова по числам.

Ход игры. «Сейчас мы будем играть в такую игру: я назову словом один предмет, а вы назовете слово так, чтобы получилось много предметов. Например, я скажу «карандаш», а вы должны сказать «карандаши».

Книга ручка лампа стол окно

город стул ухо брат флаг

ребенок человек стекло трактор озеро

имя весна друг семя арбуз

«А теперь попробуем наоборот. Я буду говорить слово, обозначающее много предметов, а вы – один».

когти облака волны листья

цветы пилы молодцы стебли

Цель: научить правильно, строить предложения с причинно-следственной связью, развитие логического мышления.

Ход игры. Ведущий объясняет, что дети должны будут закончить предложения, которые начнет говорить ведущий, используя слово «потому что». Можно подобрать несколько вариантов к одному началу предложения, главное, чтобы они все правильно отражали причину события, изложенного в первой части. За каждое правильно выполненное продолжение игроки получают фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше фишек.

Незаконченные предложения для игры:

Вова заболел… (простыл) Мама взяла зонт… (идёт дождь)

Дети легли спать… (поздно) Очень хочется пить… (жарко)

Лед на реке растаял… (тепло) Деревья сильно закачались… (дует ветер)

Стало очень холодно… (пошёл снег)

Цель: учить понимать и правильно использовать в речи предлоги с пространственным значением (в, на, около, перед, под).

Материал. Грузовик, мишка, мышка.

Ход игры. В гостях у детей Мишка и Мышка. Зверята стали играть в прятки. Мишка водит, а мышка прячется. Дети закрывают глаза. Мышонок спрятался. Дети открывают глаза. Мишка ищет: «Где же мышонок? Он, наверняка, под машинкой. Нет. Где же он, ребята? (В кабине) И т.д.

«Кого я вижу, что я вижу»

Цель: различение в речи форм винительного падежа одушевленных и неодушевленных существительных, развитие кратковременной слуховой памяти.

Ход игры. В эту игру лучше играть на прогулке, чтобы перед глазами было больше объектов для наблюдения. Играть может несколько человек. Перед началом игры договариваются, что будут называть предметы, находящиеся вокруг. Первый играющий произносит: «Я вижу… воробья» и бросает мяч любому игроку. Тот должен продолжить: «Я вижу воробья, голубя» — и бросает мяч следующему.

Если кто-то не может продолжить перечисление объектов, которых можно наблюдать в данной ситуации, он выходит из игры. Начинается следующий тур, составляется новое предложение, и так далее.

«Напишем кукле письмо»

Цель: научить определять количество слов в предложении, опираясь на вспомогательные средства.

Ход игры. Для игры надо заготовить длинные полоски, обозначающие предложения, и короткие полоски для выкладывания слов. Ведущий произносит предложение, дети выкладывают длинную полоску – «пишут кукле письмо». Второй раз слушают это же предложение и подкладывают под длинной полоской столько коротких полосок, сколько слов в предложении. Затем так же анализируется второе и третье предложения.

После «записи» можно попросить кого-нибудь «прочитать» первое предложение, второе и так далее, чтобы развивать непроизвольную память.

Цель: закрепление употребления в речи существительных в родительном падеже множественного числа.

Ход игры. Детям читают вслух знакомые стихотворные строчки, не договаривая последнего слова. (Это слово стоит в родительном падеже множественного числа). Дети добавляют недостающее слово и получают за каждый правильный ответ фишку. Выигрывает тот, кто получит больше фишек.

Даю вам честное слово: Он сказал: «Ты злодей,

Вчера в половине шестого. Пожираешь людей,

Я видел двух свинок. Так, за это мой меч –

Без шляп и … (ботинок) Твою голову с … (плеч)

Постой, не тебе ли Муравей, муравей

На прошлой неделе. Не жалеет … (лаптей)

Я выслал две пары

Робин Бобин Барабек. Где убийца, где злодей?

Скушал сорок … (человек) Не боюсь его … (когтей)

Цель: Упражнять в составлении распространенных упражнений.

Материал. Игрушечный мишка.

— Медвежонок получил письмо от брата. Но дождём размыло некоторые слова. Надо ему помочь прочитать письмо. Вот это письмо: «Здравствуй, Мишутка. Я пишу тебе из зоопарка. Как-то раз я не послушался маму и забрался так далеко, что … я долго блуждал по лесу и … Выйдя на поляну, я попал … Я попал в яму, потому что … Там было так глубоко, что… Пришли охотники и … Теперь я живу в… У нас есть площадка для … На площадке для молодняка есть много … Мы играем с … За ними ухаживают… Они нас любят, потому что… Скоро к нам приедет дрессировщик из… Надеюсь попасть в … Как здорово уметь… Жди следующего письма из … До свидания. Топтыгин».

Читая письмо, воспитатель интонацией побуждает детей дополнять предложения.

Цель: Упражнять в составлении предложений по структурной схеме.

Организация. Каждый ребёнок изображает слово. Воспитатель: — Пусть Слава изображает слово «медвежонок»; Аня – слово «любит». Какое третье слово выберем? (Мёд) Прочитали предложение: «Медвежонок любит мёд». Поменяем местами второе и третье слово. Что получилось? (Медвежонок мёд любит). Пусть теперь первое слово станет последним. Что получится? (Мёд любит медвежонок). Заменим слово «мёд» другим. Катя будет теперь словом «кувыркаться». Прочитайте предложение (Кувыркаться любит медвежонок). А теперь? (Медвежонок любит кувыркаться).

Составьте свои предложения со словом «медвежонок». (Медвежонок косолапый, Медвежонок любит малину, Медвежонок спит. )

Цель: Упражнять в составлении распространенных упражнений.

Материал. Игрушечный мишка.

— Медвежонок получил письмо от брата. Но дождём размыло некоторые слова. Надо ему помочь прочитать письмо. Вот это письмо: «Здравствуй, Мишутка. Я пишу тебе из зоопарка. Как-то раз я не послушался маму и забрался так далеко, что … я долго блуждал по лесу и … Выйдя на поляну, я попал … Я попал в яму, потому что … Там было так глубоко, что… Пришли охотники и … Теперь я живу в… У нас есть площадка для … На площадке для молодняка есть много … Мы играем с … За ними ухаживают… Они нас любят, потому что… Скоро к нам приедет дрессировщик из… Надеюсь попасть в … Как здорово уметь… Жди следующего письма из … До свидания. Топтыгин».

Читая письмо, воспитатель интонацией побуждает детей дополня ть предложения.

Картотека игр и упражнений на формирование лексического строя речи у дошкольников с ОНР.
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

В настоящей методической разработке представлены оформленные в виде картотеки игры на активизацию пассивного словарного запаса, на формирование обобщающих понятий, структуры значения слов, семантических полей.

Скачать:

Вложение Размер
leksicheskie_igry.doc 86.5 КБ

Предварительный просмотр:

игр и упражнений

на формирование лексического строя речи у дошкольников.

Составитель: Учитель-логопед Лобашова Н.Ю.

Игры на актуализацию пассивного словарного запаса.

Выбери правильный ответ.

Детям предлагается послушать высказывание и варианты ответов. А затем выбрать правильный ответ.

В году месяцев (7, 12, 16, 24).

У дерева всегда есть (корни, листья, плоды, цветы).

Зимний месяц (ноябрь, март, февраль, июнь).

Всегда горячий (утюг, кипяток, пар, грелка).

Назови части (по картине, по представлению).

Детям предлагается представить названный предмет и назвать его части:

Детям называются части предмета, а они должны назвать этот предмет:

Кузов, кабина, колеса, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).

Сучья, ветки, листва, ствол, кора, корни (дерево).

Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).

Палуба, корма, каюты, якорь, нос (корабль).

Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).

Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).

Глаза, рот, нос, брови, щеки (лицо).

Рукава, воротник, манжеты (рубашка).

Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова).

Пол, стены, потолок (комната).

Подоконник, рама, стекло (окно).

Детям предлагается прослушать описание предмета, а затем догадаться, о чем идет речь.

Назови картинку к словам.

Детям предлагается послушать признаки предмета и догадаться, какой предмет из изображенных на картинках ими обладает.

Например: лохматый, косолапый…

голодный, серый, злой …

Детям предлагается подобрать слова – сравнения и закончить предложение.

Белый снег похож на …

Синий лед похож на …

Густой туман похож на …

Чистый дождь похож на …

Блестящая на солнце паутина похожа на …

Детям предлагается закончить предложение сравнительным оборотом.

Земля покрыта снегом, как …

Лед блестит у берега, как …

Туман стелется над озером, как …

Дождинки текут по лицу, как …

Детям называется действие и предлагается подумать и сказать что еще нужно сделать, чтобы выполнить данное действие.

Например: Шить – брать иголку и нитку, вдевать нитку в иголку, втыкать и протыкать ткань, вытаскивать, натягивать, смотреть.

Найди общее слово.

Детям предлагается добавить общее слово к парам слов.

Дерево, цветы (что делают?) — …

Сидит, стоит (что?) — …

Кошка, собака (что делают?) — …

Льется, журчит (что?) — …

Дождь, снег (что делают?) — …

Растет, зеленеет (что?) — …

Фрукты, овощи (что делают?) — …

Круглое, сочное (что?) — …

Сахар, мед (какие?) — …

Кто это может делать?

Детям предлагается подобрать как можно больше предметов, которые могут выполнять заданное действие.

Например: бежит (кто, что?) мальчик, собака, река, ручей…

Идет (кто, что?) девочка, кошка, дождь, снег …

Растет (кто, что?) ребенок, щенок, дерево, цветок …

Кто как передвигается?

Детям предлагается назвать изображенное на картинке животное и сказать, как оно передвигается.

Примерный перечень картинок: лошадь, змея, птица, рыба, лягушка.

Кто как голос подает?

Детям предлагается назвать изображенное на картинке животное и сказать, как оно подает голос.

Примерный перечень картинок: голубь, ворона, кошка, собака, лошадь, воробей, сорока, свинья, волк, утка и т.д.

Когда человек ест?

Детям предлагается ответить на вопрос: Что делает человек, если он

Кто как трудится?

Детям предлагается назвать трудовые действия людей различных профессий по картинкам.

Примерный перечень профессий: учитель, доктор, повар, дворник, маляр. Летчик, парикмахер, строитель и т.д.

Что издает эти звуки?

Детям предлагается подумать, какой звук может издавать тот или иной предмет.

Кто умеет это делать?

Детям называется действие и предлагается подумать, кто может его выполнять.

На доске выставляется набор картинок с изображениями людей и животных, выполняющих различные действия. Детям предлагается найти картинку с названным действием и составить по ней предложение.

Примерный перечень глаголов: идет, стоит, лежит, сидит, бежит, плывет, летит, спит, гладит, скачет, ползет, качается.

Детям предлагается отгадать название животного по его действию.

Мычит (кто?) – Крадется (кто?)

Лает (кто?) – Охотится (кто?)

Мяукает (кто?) – Переваливается (кто?)

Хрюкает (кто?) – Пугается (кто?)

Что делает это животное?

Детям предлагается к названию животного подобрать как можно больше действий.

Курица (что делает?) — …

Кошка (что делает?) — …

Собака (что делает?) — …

Что это за животное?

Детям предлагается отгадать животное по называемым действиям, которые оно может выполнять.

Сторожит, грызет, лает –

Мяукает, лакает, царапается –

Мычит, жует, ходит –

Детям предлагается сказать о предмете как можно больше слов-признаков.

Добавь слово в предложение.

Детям предлагается добавить в предложение нужное слово.

Взошло … солнце. Черепаха ползет … Деревья тихонько …

Детям предлагается придумать как можно больше слов – названий, слов – признаков, слов – действий по разным временам года.

Солнце, небо, облака, земля, трава, дождь, листья, ветер, день (какой?, какая?, какое?, какие?)

Солнце, облака, дождь, листья, ветер, трава, деревья, птицы (что делают?)

Приходит, дует, моросит, плывут, улетают, опадают, желтеет, мокнет, вянут (что?)

Что это за транспорт?

Детям предлагается назвать как можно больше транспортных средств.

Что это за предмет?

Детям предлагается назвать предмет к которому подходит названный признак (овощ, фрукт, животное, транспорт).

Расскажи про… (игра с мячом).

Детям дается задание придумать слова к предметной картинке, описывающие ее. Затем бросаем мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч бросает его обратно, называя слово, отвечающее на вопрос какой?

Детям предлагается составить загадку-описание о предмете по определенному плану с опорой на картинку.

О чем может идти речь.

Детям предлагается подумать, о чем может идти речь в рассказе, если там встречаются слова рак и мост, мак и стакан, нос и бусы, мышь и трава, мох и белка.

Например: Лист и кот.

— о том, как кот играл с листом,

— о том, как лист упал на кота,

— о том, как кота засыпали листьями,

— о том, как на листе бумаги мальчик нарисовал кота.

Игры на формирование обобщающих понятий.

Классификация предметов по картинкам.

Детям предлагаются картинки, и дается задание разложить их на две группы (критерий классификации не называется).

Найди лишний предмет

Детям предлагается несколько картинок, среди которых одна картинка изображает предмет, не относящийся к той же тематической группе, что и другие предметы, изображенные на картинках. Дети должны назвать «лишнюю» картинку и объяснить свой выбор.

Выбери нужные слова.

Детям предлагается прослушать ряд слов и выбрать слова, относящиеся к заданной тематической группе.

Например: выбрать слова, обозначающие транспорт

Автобус, дорога, вертолет, пассажир.

Поезд, купе, пароход, якорь.

Трамвай, водитель, троллейбус.

Назови одним словом.

Ребенку предлагается назвать одним словом группу картинок.

Назови общий признак.

Детям предлагается объяснить, что общее у предметов:

Огурец, помидор (овощи).

Ромашка тюльпан (цветы).

Слон, муравей (животные).

Тарелка, ваза, чашка — …

Лист, трава, крокодил — …

Детям предлагается отгадать обобщающее слово по признакам и ситуации, в которой чаще всего находятся предметы, называемые этим словом:

Растут на грядке, в огороде, используются в пище (овощи).

Растут на дереве, в саду, сладкие, вкусные.

Назови лишнее слово.

Детям предлагается назвать «лишнее» слово, а затем объяснить свой выбор.

а) Имена существительные.

Кукла, песок, юла, ведерко, мяч;

Стол, шкаф, ковер, кресло, мяч;

Пальто, шарф, шапка, сапоги, шляпа;

Слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;

Волк, собака, рысь, лиса, заяц;

Лошадь, корова, олень, баран, свинья;

Роза, тюльпан, фасоль, василек, мак;

Автобус, комбайн, трамвай, велосипед, мотоцикл;

Зима, апрель, весна, осень, лето;

Мама, подруга, папа, сын, бабушка;

Море, озеро, река, мост, пруд;

Круг, квадрат, карандаш, треугольник, прямоугольник;

Николай, Саша, Иванов, Миша, Петр;

Москва, Новгород, площадь, Петербург, Псков;

Молоток, топор, ложка, пила, клещи;

Илья, Федор, Петров, Андрей, Женя;

Сыр, будка, мороженое, масло, творог;

Бутылка, банка, сковородка, кувшин, стакан;

Молко, сливки, сыр, сало, сметана;

Дом, сарай, изба, хижина, здание;

Береза, сосна, дерево, дуб, ель;

Книга, альбом, блокнот, краски, тетрадь;

Кисточка, карандаш, лист, краски, картина;

Торт, портфель, сумка, рюкзак, чемодан;

Месяц, день, год, небо, час;

Гнездо, муравейник, кора, курятник, берлога;

Молоток, гвоздь, топор, клещи, долото;

Минута, секунда, час, вечер, сутки;

Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.

б) Имена прилагательные.

Грустный, печальный, унылый, глбокий;

Храбрый, звонкий, смелый, отважный;

Желтый, красный, сильный, зеленый;

Слабый, ломкий, долгий, хрупкий;

Крепкий, далекий, прочный, надежный;

Дряхлый, старый, изношенный, ветхий;

Смелый, храбрый, злой, решительный;

Глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий.

Думать, ехать, размышлять, соображать;

Бросился, слушал, ринулся, помчался;

Ненавидеть, презирать, наказывать;

Приехал, прибыл, убежал, прискакал;

Выбежал, вошел, вылетел, выскочил;

Налил, насорил, вылил;

Подбежал, вошел, подошел.

Игры на формирование структуры значения слова (многозначные слова, синонимы, антонимы).

Детям предлагается посмотреть на картинки и объяснить, чем отличаются изображенные на них предметы.

Примерные пары картинок:

Помидор и тыква;

Тарелка и миска;

Грузовик и легковая машина;

Самолет и птица;

Детям предлагается подумать и назвать, для чего можно применять предметы:

Детям предлагается назвать сравнительную конструкцию с использованием слов-антонимов.

По вкусу: горчицу и мед.

По цвету: снег и сажу.

По высоте: дерево и цветок.

По толщине: канат и нитку.

По ширине: дорогу и тропинку.

По возрасту: бабушку и внучку.

По весу: гирю и пушинку.

По размеру: дом и шалаш.

Детям предлагается сравнить предметы по размеру, тяжести, скорости движения. В ответах употребить слова с противоположным значением.

Например: Заяц и черепаха. Заяц бегает быстрее, чем черепаха, черепаха ползет медленнее, чем заяц.

Детям предлагается закончить предложение словами с противоположным значением.

Слон большой, а комар …

Камень тяжелый, а пушинка …

Золушка добрая, а мачеха …

Зимой погода холодная, а летом …

Сахар сладкий, а горчица …

Дерево высокое, а куст …

Дедушка старый, а внук …

Суп горячий, а компот …

Сажа черная, а снег …

Лев смелый, а заяц …

Молоко жидкое, а сметана …

Работать трудно, а отдыхать …

Река широкая, а ручеек …

Днем светло, а ночью …

Сегодня мне весело, а вчера было …

Заяц скачет быстро, а черепаха ползает …

Переходя улицу сначала посмотри налево, а потом …

Кричат громко, а шепчут …

Я больна, но скоро буду …

Я живу близко от реки, а мой друг …

Продавец продает, а покупатель …

Друзья иногда ссорятся, а потом …

Легко заболеть, но трудно …

Воспитатель спрашивает, а дети …

Утром дети приходят в детский сад, а вечером…

Сначала гостей встречают, а потом …

При встрече здороваются, а при расставании …

Вечером ложатся в кровать, а утром …

Логопед называет слово и бросает мяч одному из детей. Ребенку, поймавшему мяч, предлагается придумать слово, противоположное по значению, назвать это слово и бросить мяч обратно.

Детям предлагается заменить словосочетания одним словом.

Например: возвратиться домой – вернуться.

Детям предлагается придумать слова с противоположным значением.

Чем отличаются слова?

Детям предлагается объяснить, чем различаются слова, подобрать картинки, составить предложения со словами.

У кого это бывает?

Детям предлагается назвать, применительно к каким предметам используются слова:

Ручка (у кого есть, у чего есть) — …

Скажи по-другому (синонимы).

Логопед называет слово и бросает мяч одному из детей. Ребенку, поймавшему мяч, предлагается придумать слово, похожее по значению, назвать это слово и бросить мяч обратно.

Здание – дом, Торопиться — спешить

Печаль – грусть, Крошечный — маленький

Конь – лошадь, Смелый — храбрый

Что обозначает слово .

Детям предлагается объяснить значение названного слова, показать действие с помощью движений, мимики, припомнить ситуации, когда им приходилось выполнять данное действие.

Детям предлагается объяснить значение слов в словосочетаниях: прозрачный ключ, железный ключ; острая коса, длинная коса; меткий лук. Зеленый лук; глубокая норка, пушистая норка; больная ножка, деревянная ножка; пухленькая ручка, дверная ручка.

Детям предлагается из нескольких картинок выбрать те, названия которых звучат одинаково. Объяснить значение похожих слов.

Детям предлагается в стихах и предложениях найти те слова, которые звучат одинаково, но обозначают разные предметы.

Например: Бегут минуты и часы. Им точный счет ведут часы.

Детям предлагается отгадать специально подобранные авторские загадки и объяснить, почему догадались, что речь шла именно об этом предмете.

Какое слово точнее.

Детям предлагается подобрать из группы синонимов наиболее точный признак к каждому предмету.:

Журавль – огромный, крупный, громадный, исполинский, гигантский, большой, колоссальный, значительный, грандиозный.

Детям предлагается подумать и назвать как можно больше синонимов к заданному слову (слова, например: радость, печаль…). Побеждает тот, кто больше назовет слов.

Детям предлагается заменить заданное предложение другим, похожим по смыслу, например: Сегодня солнечный день. – Стоит ясный день.

Детям предлагается послушать стихотворение и указанные слова заменить похожими по смыслу словами.

Матросская шапка, веревка в руке

Тяну я кораблик по быстрой реке.

Игры на формирование семантических полей.

Детям предлагается назвать первое попавшееся слово на слово-стимул, а затем объяснить, почему припомнилось именно это слово.

Примерный перечень слов:

— Стол, посуда, дерево, бабочка, собака, заяц, смелость, цвет.

— Стоит, говорит, освещается, расти, петь, смеяться, падать, слезать.

— Желтый, большой, высокий, толстый, хороший, сердитый, лисий, деревянный.

— Быстро, весело, высоко, два, летящий.

Разложи по сходству.

Детям предлагается найти пару к картинкам и объяснить свой выбор:

Картинки для подбора: свитер, варежки, шарф; стол, деревянные грабли, забор, стул;

бутылка молока, сыр, мороженое, масло; хлеб, батон, бублик, рогалик.

Детям предлагается подобрать слова так, чтобы получились похожие пары слов, а затем объяснить, чем похожи эти пары:

Огурец – овощ, ромашка – (земля, цветок, клумба).

Помидор – огород, яблоко – (забор, сад, груша).

Часы – время, градусник – (кровать, температура, окно).

Машина – мотор, лодка – (парус, вода, палуба).

Стол – скатерть, пол – (мебель, доски, ковер).

Молоток – гвоздь, нож – (доска, хлеб, ящик).

Костюм – ткань, дом – (забор, кирпичи, лестница).

Стул – дерево, булка – (хлеб, колос, нож).

Окно – дом, глаз – (рот, очки, лицо).

Телефон – ухо, телевизор – (радио, антенна, глаз).

Шапка – голова, сапог – (щетка, мальчик, нога).

Шерсть – овца, молоко – (сыр, корова, кот).

Гвоздь – молоток, шуруп – (отвертка, клещи, доска).

Ручка – пенал, тетрадь – (книга, парта, портфель).

Кошка – котенок, курица – (утка, петух, цыпленок).

Трамвай – троллейбус, стол – (книга, кресло, дерево).

Курица – петух, кошка – (молоко, котенок, кот).

Машина – шофер, самолет – (машинист, летчик, небо).

Чтение – буква, счет – (задача, число, вопрос).

Детям предлагается продолжить смысловой ряд.

Гвоздь – молоток, шуруп — …

Дом – крыша, книга — …

Квадрат – куб, круг — …

Птица – яйцо, растение — …

Хорошо – лучше, медленно — …

Огонь – пожар, вода — …

Зерно – амбар, деньги — …

Электричество – выключатель, вода — …

Одежда – голый, обувь — …

Школа – обучение, больница — …

Человек – ребенок, собака — …

Резина – шина, сталь — …

Птица – гнездо, человек — …

Пальто – пуговица, ботинок — …

Утро – ночь, зима — …

Слова для справок: отвертка, обложка, шар, семя, медленнее, наводнение (потоп), кошелек, кран, босой, лечение, щенок, обод, дом, шнурок, осень.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр и упражнений по формированию грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР.

Картотека дидактических игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи выполнена по пособию Р.И. Лалаевой, Н.В.Серебряковой «Коррекция общего недоразвития речи у д.

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «ЛЕС. ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЁНЫШИ»

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ /СРЕДНЯЯ ГРУППА/ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «ЛЕС. ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЁНЫШИ»Коррекционно-образовательные цели. Закрепление и .

Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи у дошкольников

Картотека игр по формированию грамматического строя речи у дошкольников.

Деловая игра «Организация дидактических игр и упражнений по формированию грамматического строя речи дошкольников»

Методы работы по формированию лексического строя речи у дошкольников с ОНР.

Материал адресован педагогам, работающим с детьми, имеющими нарушения речи. Определены основные направления работы по формированию словарного запаса у дошкольников, требования, предъявляемые к работе .

Система дидактических игр и лексических упражнений по формированию грамматического строя речи

Система дидактических игр и лексических упражнений по формированию грамматического строя речи.

Картотека «Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи»

Картотека «Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи&quot.

https://b1.cooksy.ru/articles/podborka-uprazhneniy-naibolee-sposobstvuyuschih-razvitiyu-leksicheskogo-stroya-rechi/

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *